Ключевые слова: мюзикл, отечественный мюзикл, массовое искусство, национальный музыкальный, Легенды Урала.
Массовая культура в истории развития искусства всегда имела колоссальное значение. Явления массовой культуры вбирают в себя самые актуальные тенденции своего времени. В процессе развития некоторые жанры надолго выпали из истории искусства, некоторые совсем канули в Лету. Резкий скачок массовой культуры в начале XX века привёл к тому, что сегодня формально-развлекательная индустрия занимает лидирующие позиции, вытесняя академическое искусство и всячески навязывая свои интересы и правила. При этом они проникают в профессиональную среду, видоизменяются, эволюционируют. Одними из наиболее востребованных являются произведения малой формы, к таким относится и массовая песня. Развитие популярной (эстрадной) песни как в России, так и за рубежом приводит к тому, что исполнение всё больше и больше начинает сопровождаться театральными, зрелищными элементами. Своеобразным итогом эволюции эстрадной песни в России и популярного искусства в целом можно считать появление и развитие жанра эстрадного мюзикла. Его основу составляет музыка, стилистически связанная с музыкальными явлениями массовой культуры.
Мюзикл — это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, сложность которого определяется в первую очередь наличием необычайно большого количества выразительных средств. В нем органично сочетается вокал, танец, сценическое движение, драматическое искусство, которые являются равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто. При этом в разных постановках может превалировать вокальная составляющая (классический и современный мюзикл, рок-опера, поп-опера), в других — танцевальная (дэнс-мюзикл), в третьих — драматическая линия (драма-мюзикл).
В России этот жанр только начинает набирать обороты, однако за границей мюзикл прочно вошёл в музыкальную индустрию. Многие проблемы адаптации мюзикла в нашей стране связаны с особенностями отношения зрителей к этому жанру, который они тесно связывают или даже практически идентифицируют с театральным искусством, нежели с коммерческим проектом, каковым он является в зарубежной культуре. Отчасти это связано с восприятием театра как «кафедры, с которой можно много сказать миру добра» (Н. В. Гоголь). Кандидат искусствоведения Валерия Брейтбург так описывает это явление в своей статье: «Кафедральность» российского театра на протяжении значительного исторического временного отрезка была тесно связана с государственной идеологией, где театр играл воспитательную функцию. Поэтому восприятие театра как места для развлечения не приветствовалось» [3].
Действительно, «кафедральность» русского драматического театра и развлекательность, лежащая в основе мюзикла как театрализованного музыкального жанра, музыкального шоу, совмещаются с трудом. Может быть, поэтому жанр предтечи мюзикла — оперетты и редкие образцы мюзикла в России постоянно лихорадило, представления о них, шкала оценок и мнений значительно расходились. Такие примеры не редко обнаруживаются в периодических печатных изданиях XIXи началаXX веков. В своей книге «Разговор о музыке» (1891) А. Г. Рубинштейн писал: «Со времени Второй империи комическая опера, этот милый, весёлый, остроумный, прелестный род был почти стушёван опереткой, нечто вроде юмористической газеты, а lа “Journalpourrire” (газета для смеха), положенной на музыку! — в коей прелестное сделалось распущенным, весёлое — пошлым, остроумное — грязным. Изобретатель этого рода, впрочем, человек не без дарований был Оффенбах. Он имел и имеет до сих пор много последователей (Герве, Лекок, Одран и другие), ибо такая вещь создаёт школу! ».. [11, с. 6].
Не нравилась оперетта и П. И. Чайковскому. В рецензии на оперу А. Тома «Гамлет», опубликованной 16 декабря 1872 года в газете «Русские ведомости», он замечает: «...а хор придворных и пажей без сопровождения оркестра, хотя и написан с явным намерением произвести своею пикантною, a la Оффенбах, ритмичностью громкий эффект, отличается необычайною пошлостью и с успехом мог бы обретаться в какой-нибудь “Синей Бороде” или “Прекрасной Елене”» [11, с. 7].
Совсем другого мнения о подобных постановках, которые довелось видеть в 1907 году в Дрездене, был композитор С. В. Рахманинов: «Надо правду сказать: хорошо пишут сейчас, но ещё лучше писали раньше. А то я ещё видел оперетку “DielustigeWitwe” («Весёлая вдова». — Г. Я.). Хоть и сейчас написано, но тоже гениально. Я хохотал как дурак. Великолепная вещь» [11, с. 10].
Западный коммерческий музыкальный театр — это, проект, который основан на однойстационарной постановке, идущей ежедневно в течение длительного срока, иногда, при успешных кассовых продажах, — несколько лет. Такой принципы работы связаны, прежде всего, с дорогостоящими декорациями и костюмами, техническими условиями, созданными специально для конкретной постановки, а также с отдельным набором труппы специально для каждого проекта.
В России большинство театров репертуарные, и постановщики мюзиклов были вынуждены учитывать это обстоятельство, которое весьма затрудняло продвижение этого жанра. Не имея отдельных собственных помещений, мюзиклы в России ставят на сценах репертуарных драматических и музыкальных театров, а также театров эстрады. Однако в последние десятилетия имеются попытки сделать постановку, которая шла бы ежедневно на протяжении нескольких лет на одной площадке — это, например, мюзикл А. Иващенко и Г. Васильева «Норд-Ост» (2001), для которого в Москве было специально реконструировано целое здание. Проект оказался вполне успешным. Но трагические события 2002 года нарушили все планы создателей. Таким образом, мы видим, что жанр мюзикла имеет, с одной стороны, определённое развитие сугубо музыкально-театральной специфики, с другой — функционирование мюзиклов тесно связано с внешними постановочными процессами, которые непосредственным образом влияют на создание конкретного спектакля, а также на развитие самого жанра мюзикла в целом.
В нашей стране жанр мюзикла имеет свою собственную историю развития, свои индивидуальные особенности. Массовая культура, существовавшая в советский период, наряду с традициями и художественными влияниями русского драматического театра, сформировала нынешний облик российского мюзикла. Советская и российская эстрадная музыка, в чём-то глубоко самобытная по своей сути, в чём-то вторичная по способам её реализации, формам воплощения, также оказала значительное влияние на формирование рассматриваемого жанра.
Современный отечественный мюзикл по-своему синтезирует в сценическом пространстве самые разные направления и стили музыкально-театральной деятельности. Отличается особой спецификой и само бытование мюзиклов на территории российских репертуарных театров, что заслуживает отдельного внимания. Если столичные музыкальные проекты в своей основе тяготеют к западным аналогам, то музыкальное искусство «глубинки» развивается в тесном диалоге с традиционной культурой данного региона. В сложившихся условиях всевозрастающего интереса к эстрадному мюзиклу, весьма интересным представляется рассмотрение этого жанра на национальной сцене. Живо отзываясь на общемировые тенденции и перенимая опыт зарубежных создателей и постановщиков мюзиклов, отечественные авторы, преобразовывают заимствованные формы в соответствии с новыми условиями и художественными потребностями российской слушательской среды, что имеет колоссальные результаты.
В 2018 году коллектив стерлитамакской филармонии (входит в состав государственного театрально-концертного объединения) осуществил постановку мюзикла «Легенды Урала». Это один из первых опытов в этом жанре в Республике Башкортостан. Авторами проекта выступили: автор сценария — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, драматург Сарвар Сурина, режиссер — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Лира Файзуллина, композитор — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Урал Идельбаев, балетмейстер-постановщик — заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств Республики БашкортостанРамизаМухаметшина, художник — Лилия Сулейманова, художник по костюмам — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Наталья Степанова, видеограф — Винер Салихов.
Данный мюзикл должен был стать визитной карточкой стерлитамакской филармонии, для этого автор идеи (художественный руководитель филармонии) Лира Файзуллина и сценарист мюзикла Сарвар Сурина обратились к старинным преданиям и легендам южного Урала и в качестве основы выбрали историю возникновения Шиханов — четырёх гор, окружавших Стерлитамак. Музыковед Гузель Яруллина определила жанр этого действа как «спектакль-легенда, спектакль-сказка» [12, с. 14]. Славный потомок Урал-батыра — Идель-батыр (заслуженный артист Республики Башкортостан Гафуан Фазуллин) выдаёт замуж свою дочь, красавицу Агидель (Гузалия Татлыбаева). Её избранник — сын хана великих степей, джигит Турахан (Ильдар Абдрашитов). Но на пути к их счастью встаёт див Ашак (Фаниль Тугунгужин), влюбившийся в прекрасную девушку и решивший её похитить. В тёмных делах ему помогают шаманка (заслуженная артистка Республики Башкортостан Гульназ Идрисова) и её сын, Див-охранник (Альберт Кильмаков). А за лирических героев выступает дуэт персонажей-символов — Беркута Турахана (Рузиль Сайфутдинов) и Лебедя Хумай (Регина Атаякова). По мере развития этой истории перед зрителем разворачивается не только развязка любовного треугольника, но и легенда возникновения реки Агидель и четырёх башкирских шиханов — Торатау, Юрактау, Куштау, Шахтау. Пять картин сказочного повествования прослаиваются репликами рассказчика — Сэсэна (заслуженный артист Республики Башкортостан Ришат Хамитов), придавая музыкально-поэтической истории характер эпического сказания. Премьера мюзикла была весьма символичной, состоялась она 12 декабря 2018 года в день подписания указа о сохранении шиханов и создании геопарка «Торатау».
Мюзикл выполняет роль своеобразного буфера между театром драматическими музыкальным. В данной постановке в силу того, что она осуществлялась в стенах концертной организации на первый план вышла музыкальная составляющая. Надо отметить, что композитор мюзикла Урал Идельбаев, за плечами которого солидный опыт написания театральной и киномузыки, прекрасно справился с поставленной задачей и смог создать достойное музыкальное драматическое действие. Если в процессе создания заграничного продукта, сначала подбирается сюжет и музыкальная составляющая, то в данном случае мюзикл «Легенды Урала» создавался для определённого коллектива и определённого состава главных героев. Урал Мирасович провёл большую подготовительную работу и изучил вокальные особенности каждого исполнителя, в итоге ему удалось создать точные образы, а артисты филармонии смогли в полной мере воплотить все замыслы авторов и максимально передать чувства героев. Одна за другой ритмичные мелодии сменяются то тревожным набатом, то волнующей темой любви, заставляя зрителей сопереживать главным героям. Если сценические костюмы не имели яркого национального оттенка, а создавали единый рисунок, то музыкальные инструменты — курай, кубыз, кыл — кубыз, думбыра, ятаган — с лихвой восполнили этот пробел, насыщая музыкальную палитру произведения. Благодаря тонкой работе Урала Идельбаева в мюзикле все до мельчайших деталей сливается воедино, достигнув того неожиданного единства, той блистательной кульминации совершенства, которая захватывает слушателей своим головокружительным великолепием. Посредством разных жанров башкирской народной песни — кубаир, мунажат, озон-кюй, кыска-кюй, баит, прочувствовав и прожив каждую написанную ноту, композитор с легкостью донёс слушателю историю возникновения величественных шиханов и реки Агидель. Как отметил композитор: «важно было передать в музыке драматургию развития сюжета, смену картин, образов, чтобы полуторачасовой спектакль превратился в захватывающее, динамичное действо».
К числу главных характеристик современного мюзикла, можно отнести, во-первых, единое музыкальное построение, опирающееся на лейтмотивы героев, во-вторых, особенности музыкального раскрытия их эмоциональности. При этом он тяготеет к симфонизму, точнее к расширению и усложнению оркестровки при достаточно непростом музыкальном материале. Что, безусловно, требует от исполнителей профессиональной музыкальной и вокальной подготовки на ряду с высоким уровнем владения актерским мастерством. Все эти параметры с успехом можно обнаружить в работе композитора Урала Идельбаева. Синтез стилей музыки «Легенд Урала» помог ему выделиться на фоне других музыкальных спектаклей нашей республиканской театральной сцены. Как и сто лет назад — новые ритмы, гармонии, музыкальный инструментарий и танцевальная лексика — стали главными элементами, которые обеспечили успех постановки.
Немаловажную роль в мюзикле сыграла хореографическая составляющая проекта. «Обращение к жанру легенды подразумевает определённый пафос и возвышенность. Поэтому одна из целей, которые я ставила, сочиняя пластический рисунок — создание особой одухотворённой атмосферы, чтобы легенда не предстала как бытовая история» вспоминает балетмейстер-постановщик мюзикла Рамиза Мухаметшина. Также она отмечает, что в репетиции с артистами начала с тренингов, где использовала, в том числе, методы Михаила Чехова в работе над психофизическим состоянием артиста. С кем-то приходилось искать походку, с кем-то соответствующий ракурс. Отображение темных сил и вовсе получило исключительно пластическое воплощение, таким образом усиливая хореографическую сторону спектакля и передавая ей функции музыкального действия. Ещё одной сверхзадачей для балетмейстера было стремление максимально стереть грань между номерами вокальными и хореографическими объединив их в единое целое. После премьеры зрители оставляли свои отзывы на страницах филармонии в социальных сетях, где особенно выделяли пластику дивов, которая будто опьяняла, завораживала и увлекала за собой в темноту.
Режиссёр-постановщик мюзикла Лира Файзуллина «ввязываясь» в подобный масштабный проект решала сразу несколько важных проблем. Во-первых, это совершенно новая форма работы для артистов концертной организации, привыкших лишь к камерным жанрам. Нести один образ в течение большого монолитного представления задача не из простых, требующая определённых навыков и умений. Как отмечает художественный руководитель артисты целый год вели подготовительную работу, выходили из «зоны комфорта», осваивали новую пластику, занимались актёрским мастерством, искали новые тембровые возможности своего голоса. Во-вторых, тематика сюжета позволяла раскрыть более глубокие злободневные проблемы человечества — сохранение природных богатств, что является не только проблемой экологической, но и исторической, так как эти географические объекты служат древнейшими артефактами истории края. Такая постановка вопроса призывает зрителя в финале задуматься и определить для себя, сто каждый из нас оставит после себя на этой земле.
В российской практике создания мюзиклов очень часто главенствует «театральный компонент» (особенно если мюзикл ставит режиссёр драматического театра и руководит как продюсер его созданием). В подходе к постановочным решениям «театральная идеология» режиссёра становится приоритетной, порой подавляющей не только коммерческую, но и музыкальную составляющую, что совершенно не соответствует специфике жанра, прежде всего — музыкального. Проекту «Легенды Урала» повезло, его постановщиком стал художественный руководитель филармонии, обладающий квалификацией музыковеда. Это несомненно обеспечило комфортные условия для композитора и всего, что касалось музыкальной составляющей спектакля.
Мюзикл — это часть шоу-бизнеса, жанр эстрадный, в значительной степени опирающийся на популярную музыку, которая стилистически меняется, находясь в соответствии с требованиями времени и спроса. Создатели мюзикла «Легенды Урала» уловили эту одну из важнейших особенностей жанра — его генетическую связь с массовой культурой, своей изначальной демократичностью он призван быть понятным самой разной, в том числе не очень подготовленной и непритязательной аудитории.
Активная музыкальная жизнь на всей территории страны и проявление жанра мюзикла на провинциальных сценах, показывает, что мюзикл в России востребован и его развитие находится в русле мировых тенденций. При сохранении баланса музыкального содержания и сценографии, умелом использовании накопленного разностилевого опыта, российский мюзикл способен внести оригинальную струю в общее мировое течение данного жанра.
Литература:
- Алексеева Т. Искусство, которое спасло Вечность // Яикъ.– 2022. — № 51. — С. 9.
- Брейтбург К. А. Мюзикл — демократичный жанр // Музыкальная жизнь. 2011. № 5. С. 26–27
- Брейтбург В. В. Отечественный эстрадный мюзикл в контексте бытования музыкальных жанров: к постановке проблемы. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018–8.23
- Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1994. 160 с
- Молочковецкая Э. Генератор творческих идей // Рампа. — 2021. — № 10. — С. 18–19.
- Молочковецкая Э. Под сенью муз// Рампа. — 2021. — № 9. — С. 22–25.
- Мюзикл.ру: офиц. интернет-версия изд. URL:http://musicals.ru
- Музыка: энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыша. М.: Большая росс. энцикл., 2003 г. С. 368
- Монд, Ольга-Лиза. Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла / Ольга-Лиза Монд. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 168–171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/314/
- Шулин В. В. Российский мюзикл в контексте развития жанра // Вестник СПбГУКИ. — 2016. — № 2. — С. 140–143.
- Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1963. 270 с.
- Яруллина Г. Легенды Урала на уфимской сцене // Рампа.– 2019. — № 3. — С. 14–15.
- https://bank.nauchniestati.ru/primery/nauchnaya-statya-na-temu-harakteristika-sovremennogo-myuzikla-na-primere-wicked-imwp/