Вокальный номер эстрадного характера в массовых культурно-досуговых программах и мероприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 01.07.2022

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Чепурная, В. Ю. Вокальный номер эстрадного характера в массовых культурно-досуговых программах и мероприятиях / В. Ю. Чепурная, Е. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93674/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этой статье авторы пишут о возможностях и особенностях применения сценических тематических вокальных номеров эстрадного характера в культурно массовых программах, мероприятиях, театрализованных представлений. Описывают этапы постановки эстрадного вокального номера для массовых зрелищ.

Ключевые слова : вокальный номер эстрадного характера, массовые зрелища и действа, выразительные средства, драматургия, функции песни, сиюминутность, этапы создания сценического номера, репертуар, вокальная индивидуальность.

Огромное значение в жизни современного человека любого возраста, социального положения и места проживания занимают праздники и праздничные мероприятия разных форм и видов. Исторически сложилось так, что любое массовое зрелище и действо всегда активизировало культурную жизнь общества, формировало основные смысложизненные ценности. Все эти праздники: культурно-досуговые программы (КДП), театрализованные представления, культурно-массовые мероприятия (КММ) и т. д., — реализуют потребности человека как в духовном, интеллектуальном совершенствовании, так и в активном досуге и отдыхе. Массовые зрелища реализуются в разнообразных культурных формах, для каждой из них характерна своя специфика, но доминантной особенностью большинства форм культурно-досуговой деятельности (КДД) в зрелищном отношении является ее комплексность и многомерность, поскольку она задействует множество видов творческой активности и все каналы зрительского восприятия.

Среди большого разнообразия используемых в КДД видов творческой деятельности особо выделяется вокальное эстрадное искусство. Считается, что использование вокальных номеров в массовых действах отвечает эстетическим потребностям самых разнообразных зрительских слоев. Несмотря на то, что вокальный номер изначально не был основным выразительным средством, со временем он занял свое достойное место среди других элементов КММ, значительно усиливая их художественность, зрелищность, воздействие на самые широкие массы зрителей, связь с реалиями повседневной жизни человека.

Конечно, в вокальном оформлении КММ могут быть использованы песни различных жанров: от оперных, церковных, джазовых, эстрадных до уличных песен бардов. Словом, нет таких вокальных форм и жанров, которые бы не звучали в КММ, но именно эстрадная песня занимает среди них особое место, так как является самым распространенным, понятным всем людям музыкальным жанром. При всей простоте и лаконичности формы, эстрадная песня обладает многими свойствами, позволяющими выражать большие идеи, чувства, обобщать в художественной форме черты характера различных героев и действующих лиц.

Эстрадная песня как средство образного обобщения открывает большие возможности и в драматургии КММ. Она может обобщать идею всего мероприятия или образно выразить смысл отдельной сцены, может просто иллюстрировать отдельные моменты сценического действия, выражать характер действующего лица, создавать необходимую атмосферу и т. д. Как видим, ей доступна любая функция, выполняемая песней в КММ, так как она является самым распространенным, понятным всем людям музыкальным жанром, в ней отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека — радость, ликование и безысходная тоска, грусть, любовь, гнев, героический порыв и нежность.

В зависимости от условий ее применения в КММ песня может выполнять самые разнообразные функции. Главной функцией песни является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, а также ее отдельных составляющих. Наряду с этим, можно выделить несколько важных функций.

Во-первых, это характеристика персонажей. Песенная характеристика образов многозначна, она может передать эмоциональное состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность, создать музыкальный образ отдельного персонажа или групп людей. Это имеет особое значение для представлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т. д., где по причине большого расстояния сцены от зрителя словесный текст доносить сложно, а действие решается более пластическими, вокальными средствами, чем словесными.

Во-вторых, песня играет значительную роль в характеристике места и времени действия, позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа, поскольку песня обладает особым «чувством времени», вбирает в себя психологию и настроение тех лет, когда она создавалась, несет неуловимый контекст времени (прошлого, настоящего, будущего), который порой очень трудно создать другими средствами.

Наконец, песня способна придавать КДП композиционную стройность и завершенность, ее можно использовать как пролог, экспозицию, финал программы, а также музыкальный антракт, органически связывать отдельные эпизоды программы, а главное — именно песня может создать темпо-ритм КММ, может придать динамику действию, ускорить его развитие или затормозить. Оставаясь самостоятельным видом творческой активности, песня может выступать одним из элементов художественно-образного раскрытия темы и содержания КММ, на основе вокального номера режиссер может найти ход, прием, решение, воплотить тот или иной режиссерский замысел.

Каковы условия включения вокальных номеров в сценарий КММ и требования к их режиссуре и постановке? Исходя из опыта работы считаем, что в зрелищном мероприятии любой художественный номер требует оригинального, неожиданного приема, дающего энергетический толчок всему повествованию, приема, способного переставлять смысловые акценты, менять композицию материала, усиливать идею и трактовать ее. Дело в том, что номер не ограничивается «законченностью» и «драматургичностью» этого отдельного выступления, а имеет смысловую продолжительность в дальнейшем действе КММ. Вокальному номеру присущи четкая композиция, интригующая завязка, острая кульминация, закономерный, но чаще всего неожиданный финал и отточенная внешняя форма, лаконизм и зрелищность. Последняя требует использования специфических выразительных средств, особой сценографии, ярких костюмов, реквизита, стремительного ритма, изобретательных мизансцен.

Сценарий КММ складывается из множества разнообразных номеров, именно это определяет еще одну специфическую особенность вокального номера — его кратковременность. Эта кратковременность требует от вокального номера овладения вниманием зрителя с первой секунды исполнения, вокальный сценический номер рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала, в течение нескольких минут вокалист должен создать законченное творческое произведение и в то же время проявить свою неповторимую индивидуальность, у него нет времени на раскачку, постепенное раскрытие сути, от него требуется максимальная концентрация действия, убедительность, яркость в сценическом вокальном образе и в то же время исключительная выразительность вокальных средств. А от постановщика программы требуется владение сценарным монтажом КММ и музыкальной драматургией (вступление, развитие, кульминация и кода), и задача режиссера-постановщика — сделать из песни своеобразный сценарно-музыкальный рассказ.

Многие методологические основы создания вокального сценического номера опираются на общие режиссерско-постановочные принципы, но при постановке вокального номера имеется определенная специфика, поскольку вокальный номер в КММ — это отдельное завершенное и композиционно уравновешенное во всех частях небольшое сценическое песенное произведение, органично вплетенное в канву сценарного повествования. Выделяются следующие этапы процесса постановки вокального номера для КММ с которым работает педагог по вокалу:

  1. Фиксируется сценарная основа будущего действа (идея и концепция мероприятия, смысловая нагрузка вокального номера, его сценическая выразительность и идейная насыщенность).
  2. Определяется принцип контактности со зрительным залом.
  3. Ведется работа по решению технических вопросов.
  4. Определяются взаимоотношения с партнерами (если таковые присутствуют) как в исполнении вокального номера (соло, дуэт, ансамбль), так и с участниками хореографической составляющей номера.
  5. Уточняется отбор необходимых средств выразительности (жест, движение, голосовые модуляции и др.).
  6. Уточняются детали по оформлению номера (костюмы, размещение реквизита, свет и цвет, трансформация деталей и т. д.).
  7. Осуществляются прогонные репетиции с дальнейшим выходом на концертную площадку.
  8. Осуществляется соединение действий вокалиста со всеми элементами номера, с деталями костюма и реквизита.
  9. Устанавливается и фиксируется финальная композиция: поклоны, «бисовка», уход со сцены.
  10. Окончательно устанавливается партитура света, направленность аппаратуры, баланс звучания.
  11. Проводится итоговый анализ номера на предмет того, донесена ли мысль, идея и содержание до зрителя.

Итак, мы категорически отвергаем шаблонный взгляд на данный жанр как «несерьезный». Язык эстрадного номера для КММ может быть не менее сложным, чем в драматическом спектакле, а эстрадная песня способна иметь своего полноценного адресата — энергичного социально активного человека, для которого в равной степени важным является общение с людьми, интерес к жизни общества, участие в различных событиях, происходящих вокруг.

Таким образом, эстрадный вокальный номер в КММ — исключительно мощное средство воздействия на зрителей и важнейшее выразительное средство для педагога по вокалу, сценариста и режиссера.

Литература:

  1. Ахмедов Ф. Э. Режиссура Эстрады и массовых представлений. Ташкент: Алокачи, 2008. — 424 с.
  2. Богданов, И.А., Виноградский, И. А. Драматургия эстрадного представления: учебник/ И. А. Богданов, И. А. Виноградский. — СПб.: СПГАТИ, 2009. — 418 с.
  3. Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие/ И. А. Богданов. — СПб: СПбГАТИ, 2004. — 317 с.
  4. Блох, О. А. Педагогика и психология музыкального творчества / О. А. Блох. — М.: МГУКИ, 2011. — 160 с.
  5. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М., 2001. — 235 с.
  6. Жарков, А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч. II/ А. Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2004. — 215 с.
  7. Марков, И. О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие / О. И. Марков. — Краснодар, КГУКИ, 2004, — 408 с.
  8. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. — М.:МГУКИ, 2002. — 184 с.
  9. Рубб, А. А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций./А. А. Рубб. — М.: АПРИКТ, 2005–67 с.
  10. Чернова О. С. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2014. № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): вокальный номер, эстрадная песня, вокальный сценический номер, зрительный зал, идея, музыкальный жанр, номер, творческая активность, эстрадный вокальный номер, эстрадный характер.


Ключевые слова

драматургия, выразительные средства, репертуар, вокальный номер эстрадного характера, массовые зрелища и действа, функции песни, сиюминутность, этапы создания сценического номера, вокальная индивидуальность

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

(ОТОЗВАНА) Хоровое музицирование в дополнительном образовании взрослых

Статья рассматривает наиболее существенные факторы организации хорового творческого музицирования взрослых в системе дополнительного образования. Особое внимание уделено опытным изысканиям автора в качестве хормейстера самодеятельного еврейского наци...

Особенности продюсирования мероприятий в условиях учреждений культуры музейного типа

В данной статье рассматриваются особенности и значение продюсирования мероприятий в рамках учреждений культуры музейного типа. Как музеи превращаются в самые востребованные учреждения социально — культурной деятельности, культурно — досуговые меропри...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта

В статье осуществляется доктринальный анализ таких специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта, как спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, с...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

(ОТОЗВАНА) Хоровое музицирование в дополнительном образовании взрослых

Статья рассматривает наиболее существенные факторы организации хорового творческого музицирования взрослых в системе дополнительного образования. Особое внимание уделено опытным изысканиям автора в качестве хормейстера самодеятельного еврейского наци...

Особенности продюсирования мероприятий в условиях учреждений культуры музейного типа

В данной статье рассматриваются особенности и значение продюсирования мероприятий в рамках учреждений культуры музейного типа. Как музеи превращаются в самые востребованные учреждения социально — культурной деятельности, культурно — досуговые меропри...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта

В статье осуществляется доктринальный анализ таких специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта, как спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, с...

Задать вопрос