Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Камалова, Н. К. Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике / Н. К. Камалова, Алмас Шымалиев, Г. Ж. Назанова, Ш. Ж. Турдалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1233-1235. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29268/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассмотрена проблема использования выразительных средств в массовом театрализованном празднике. Специфика массового представления заключается в особом,часто минималистическом использовании слов. Современное массовое представление часто может включать в себя и такие виды искусств как фрагменты спектаклей, песни танцы и т. д.

Ключевые слова:праздник, масса, сценарий, искусство, иллюстрация, театрализация, идейно- эмоциональное воздействие

Массовый праздник разнообразны средств идейно- эмоционального воздействия. Благодаря им, выстраивается эмоциональная подача и оценка происходящего на праздничной площадке. Однако «не всем организаторам праздника удается добиться высокой эмоционально-содержательной результативности праздников. А именно эмоции и содержание составляют, по словам теоретиков, основу творческой результивности». [1,181].

Они в первую очередь определяют палитру сценариста. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление в череде праздничного действия может охватить большой отрезок времени, ввести собравшихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства.

Специфика массового представления требует чрезвычайно экономного обращения со словом. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театрализованном представлении от других видов выступлений. Слово интересного героя, почетного гостя, участника тех или иных событий —часто обязательная составная часть массового действа.

Другим распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. Зрелищнее и эмоциональнее ход театрализованного праздника при образном решении ведущего, который несет смысловую нагрузку и становится полноправным действующим лицом, театрализованным персонажем. За основу для создания образа ведущего берутся персонажи истории, персонажи собирательного образа: земля, книга, учитель, воины, молодые люди, и др. Действенным средством для сценариста служит также и поэтическое слово.

Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документальное, публицистическое слово, и как художественное.

В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа выступают различные виды искусства, которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, танца и отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты показать общественные процессы, раскрыть накал конфликта. «Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперед действие» [2, 52]. они используются как продолжение мысли или действия, как «второй план» к устному выступлению, как зрительный образ.

Искусство в качестве выразительного средства театрализованного массового действа может выступать в нем и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методический прием продолжения этой мысли средствами искусства.

Есть еще и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовом действе — ассоциация, т. е. стремление с помощью образов уже существующих, знакомых, усилить звучание тех или иных компонентов сюжета, сделать ярче, глубже, понятнее реальный образ современника.

Так, в массовом празднике, посвященном Дню Победы эпизод «Никто не забыт».Выход на сцену реальных героев- поисковиков, которые побывали на местах боевых действий, с участием их родных, погибших под Ленинградом. Через всю сценическую площадку участники прошлик экрану с букетами из гвоздик, в вазе-гильзе очень большой величины. Наэкранах демонстрировали фото-слайды посещения братских могил, места погребения родственников, чтениеКорана и осыпаниемогил землей из Мовзолея Хожа Ахмета Йассауи в Туркестане. Этот эпизодсоздал ассоциацию личного присутствия на долгожданной встрече безизвестного прошлого и реального сегодня. Все зрители из зала стали участниками минуты встречи войны и мира, беззаветного подвига воинов, портреты которых демонстрировались по ходу шествия и повествования о солдатах — героях.

Эти действия могут быть заменены другими приемами ассоциации.Алый стяг медленно разворачивался на площадке с выносом солдатских касок и преклонением колен перед ними.

Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.

Остановимся несколько подробнее на использовании музыки. Она может быть очень уместно использована в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее самостоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Это задача сложная, она требует умения искусно монтировать музыкальные отрывки, определенной музыкальной эрудиции.

Уместно использование хора как действующего лица на празднике. Выражая основную идею праздника68-летия Победы советских войск в Великой Отечественной Войне, хор исполнял последовательно в течение всего действия три песни: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Мы все за мир» С. Туликова.«Бейбіт күн үшін» Ш.Калдаякова.Прием, использованный подобно античному хору, превратился в участника массового действия, выражая скорбь и протест народа против войны. Музыка может стать лейтмотивом всего действия, способом усиления эмоциональной поддержки происходящего, акцентировать ассоциативность восприятия.

Подобно музыке и песне режиссер массового действа может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвященные истории родной земли, боевому пути армии, трудового народа.

Таким был кинопролог, открывавший торжественное праздничное представление в ЮКГУ, посвященного 70летию университета.На весь экран проецируются кадры документальной хроники, оживляющие в памяти этапы становления и развития вуза начиная с 1943 года — года открытия института. В конце этого кинопролога мы видим студентов, выбегающих из аудитории. Как бы продолжая киномонтаж, из глубины сцены бегут студенты хореографы, начиная праздничное представление.

Киноматериал позволяет усилить в нужном направлении звучание эпизода, укрупнить его до массового действа. В театрализованном концерте, посвященном юбилею ЮКГУ им. М.Ауезова танцевальный номер «Дружба народов» шел«аккомпанементом» кинокадров о единстве народа Казахстана, о том, что малая Ассамблея студентов, обучающихся в университете — частица,символ миролюбия казахстанцев. Танец демонстрировался одновременно на трех экранах и как бы расширял границы танца, превращающих его в своеобразный символ единства.

Широко распространенным приемом является использование в построении праздничного действа фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в корпоротивных представлениях, где есть возможность показать героя праздника более крупным планом.

Раскрыть биографию героя, оживить страницы его молодости.Возможности использования кино или видеосюжета как выразительного средства в театрализованном массовом действе чрезвычайно многообразны.

Современные праздники трудно представить без танцев. На одном из праздников в Шымкенте, посвященном Дню победы над фашизмом, танец, символизирующий жестокую битву с врагами, органически плавно переходил в «разорванный круг», выстроенный из застывших монументовобнимающихся матерей и детей, разных национальностей со свечами в руках. Это мизансценическое решение прочитывалось как образ Родины, скорбящей по своим погибшим сыновьям. Эта образная мизансцена «Скорбящих матерей», не только вошла в ткань сюжета, но и придала действу ассоциативный характер. Круг в миропонимании казахов — неразрывность, единство, нерушимость связи, входящих в этот круг. Война разрушила эту связь.

В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Образное оформление, продуманность отдельных символических деталей, несущих особую смысловую и эмоциональную нагрузку — все имеет значение в возможности подчеркнуть основной замысел. Так, к празднованию юбилея области художник (заслуженный деятель культуры РК Жумакулов К.) задумал интересный образ сценической площадки в виде одеяния старца, голова которого возвышалась над полотнищем-одеждой у колосника. От плеч его и до красной линии вся площадка была покрыта его одеянием-накидкой. На поверхности которой возникали и скрывались исполнители, т. е. происходили действия о семидесяти годах области, в фактах, выступлениях героев, артистов и т. д. Земля оставалась свидетелем всего происходящего и вела комментарий вместе со «своими детьми» — ведущими.

Таким образом, видно, что конкретная площадка действия может подсказать художнику-постановщику интересный декоративно-художественный образ праздника.

Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами воздействия света и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратуры безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов.

Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вызвать в памяти любое историческое событие, «перенести» участников действия то на площадь Независимости, то на площадку космодрома, прослушать выступления выдающихся деятелей страны.

Помимо сценарных выразительных средств театрализованного праздника есть еще и специфические самостоятельные возможности усиления эмоционального воздействия праздников. Это выразительные средства искусства театра. Они построены на создании символических и аллегорических действий, используемых в сценических действиях — мизансценах; материальных предметов, несущих духовно-знаковый эффект внешнего и содержательного воздействия. [3,461] Они находят отражение в атрибутах, одежде, реквизитах, оформлении сценической площадки. Видам, содержаниям и технологиям их использования должна быть посвящена следющая статья.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика — С.П.б, 2001.
  2. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- Москва:Просвещение, 2000.- 2-е изд. — 461 С.
  3. Конович А. А. Театрализованные праздники. М. Высш. шк.,1999. — 206С.
Основные термины (генерируются автоматически): массовый праздник, массовое действо, сценическая площадка, театрализованное массовое действо, выразительное средство, действие, живое слово, массовое представление, средство искусства, устное выступление.


Ключевые слова

искусство, масса, праздник, театрализация, сценарий, иллюстрация, идейно- эмоциональное воздействие

Похожие статьи

Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство)

В школе встреча детей с произведениями искусства преимущественно происходит на занятиях по художественному циклу (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Эти предметы являются неотъемлемой частью системы эстетического воспитания и иг...

Музыкальные театрализованные представления как форма организации детского досуга

В статье рассматриваются музыкальные театрализованные представления как одна из форм организации детского досуга. Раскрывается понятие детского досуга и определяется его функциональный ряд. Автором дается обобщенная характеристика музыкальных театрал...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Экспрессивное словообразование как психологическая потребность в самовыражении (на материале современных медиатекстов)

В статье рассматривается экспрессивное словообразование как психологическая потребность в самовыражении. Наибольшей экспрессивностью обладают языковые единицы разговорной речи. Примеры образования новых слов демонстрируют, что в современных медиатекс...

Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников

В статье рассматривается проблема внедрения инновационных технологий в постановочный процесс театрализованных представлений и праздников. Так же дана характеристика дальнейших перспектив развития этого процесса. Статья имеет междисциплинарный характе...

Использование элементов театрализации во внеурочной деятельности и на уроках английского языка как средство развития коммуникативных навыков на начальном этапе

В статье рассматривается драматизация на начальном этапе обучения английскому языку.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Похожие статьи

Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство)

В школе встреча детей с произведениями искусства преимущественно происходит на занятиях по художественному циклу (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Эти предметы являются неотъемлемой частью системы эстетического воспитания и иг...

Музыкальные театрализованные представления как форма организации детского досуга

В статье рассматриваются музыкальные театрализованные представления как одна из форм организации детского досуга. Раскрывается понятие детского досуга и определяется его функциональный ряд. Автором дается обобщенная характеристика музыкальных театрал...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Экспрессивное словообразование как психологическая потребность в самовыражении (на материале современных медиатекстов)

В статье рассматривается экспрессивное словообразование как психологическая потребность в самовыражении. Наибольшей экспрессивностью обладают языковые единицы разговорной речи. Примеры образования новых слов демонстрируют, что в современных медиатекс...

Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников

В статье рассматривается проблема внедрения инновационных технологий в постановочный процесс театрализованных представлений и праздников. Так же дана характеристика дальнейших перспектив развития этого процесса. Статья имеет междисциплинарный характе...

Использование элементов театрализации во внеурочной деятельности и на уроках английского языка как средство развития коммуникативных навыков на начальном этапе

В статье рассматривается драматизация на начальном этапе обучения английскому языку.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Задать вопрос