Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Автор: Якушева Наталья Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 01.06.2015
Статья просмотрена: 1082 раза
Библиографическое описание:
Якушева, Н. Е. Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела / Н. Е. Якушева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8264/ (дата обращения: 16.12.2024).
В специальной (коррекционной) школе VIII вида занятия по швейному делу имеют существенное значение для коррекции недостатков умственного развития обучающихся. Трудовая деятельность в её простых формах наиболее доступна и понятна обучающимся этой категории, а разнообразие видов выполняемых работ обеспечивает развитие разных анализаторов.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. [2, с. 4]
Содержание и методы обучения на каждом этапе определяются возрастными, воспитательными, учебными и коррекционными задачами школы. При этом, чем значительнее отклонения в развитии детей, тем специфичнее формы и методы трудового обучения. Для того чтобы правильно выбрать подход к каждой ученице, учителя трудового обучения на заседании учебно-воспитательного объединения разработали карту уровня развития по швейному делу, данные которой помогают проследить положительный результат применения выбранного метода или применяемой формы работы, и самое главное — облегчает выбор форм и методов работы для личностно-ориентированного обучения.
Одним из основных принципов обучения на занятиях трудового обучения является наглядность и доступность.
Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятия, убираются с демонстрационных щитов. [1, с. 248]
Основными наглядными и раздаточными материалами на занятиях швейного дела являются:
- предметно-технологические карты;
- письменно-графические карты;
- технологические карты;
- инструкционные карты;
- планы работ, пошива;
- опорные схемы;
- таблицы для развития логического мышления;
- учебное лото;
- образцы изделий;
- дифференцированный раздаточный материал.
Разработкой дифференцированных пособий учителя трудового обучения нашей школы занимаются в системе и придают этому большое значение.
Каждое занятие швейного дела обучает, развивает, корректирует обучающегося благодаря личностно — ориентированным урокам. Индивидуальный подход к каждому ребёнку сопровождается дифференциацией наглядного и раздаточного материала. Именно при этих условиях одновременно с коррекцией очень многих сфер деятельности ребёнка: памяти; логического, образного и абстрактного мышления; восприятия; моторики пальцев и так далее — происходит развитие личности учащегося.
В содержание работы по швейному делу наряду с привитием профессиональных навыков входит применение специальных методов и форм по развитию устной речи и логического, наглядно-действенного мышления на основе изучения выполняемых изделий.
Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического). [3, с. 5]
В процессе такой работы обращаю внимание учащихся на характерные признаки изучаемых изделий и технологию их выполнения, учу подмечать и выделять их, сравнивать один признак с другим, делать обобщения, развивать и корректировать таким образом у обучающихся основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Для чего в системе изготавливаю и применяю при изучении нового материала, при повторении изученных тем таблицы для развития логического мышления. Это способствует установлению прочных смысловых связей между предметом «швейное дело» и словом. Кроме того, такая работа позволяет привлечь внимание всей группы учащихся.
Работа с такими таблицами помогает закрепить признаки изучаемого изделия или конкретно определённой детали, установить сходство и различие их по фасону, способу отделки, цвету. Ученики обогащают свой словарь словами, обозначающими признаки предметов. Основной задачей работы с этими таблицами является выработка у учащихся умения описывать фасон изделия (детали), устанавливать правильные соотношения общих и менее общих конструктивных линий, выделение общих и отличительных признаков изделий или деталей.
Разрабатываю и составляю такие таблицы по основным темам программного материала двух уровней сложности: для обучающихся по первому варианту и для обучающихся по второму варианту.
При работе с такими таблицами использую и другие виды упражнений для развития логического мышления:
- группировка деталей или конструктивных линий;
- перечисление деталей, линий одного вида с последующим обобщением;
- деление родового понятия (назови, какие формы кокеток, виды отделки, фасоны рукава и т. д.).
В процессе ответа помогаю правильно строить предложение, оказываю помощь в исправлении дефектов произношения.
Каждая таблица представляет собой прямоугольник, разделённый на 9 ячеек. Восемь из них заполняю схематическими рисунками с изображением того изделия (детали), которое изучаем или повторяем. Учащимся предлагается: завершить логический ряд в устной форме, зарисовать изделие (деталь), которая должна находиться в ячейке (в которой стоит вопрос) или подобрать карточку с необходимым изображением.
Каждый ряд должен содержать по три логически связанных изделий, деталей. Каждый предмет отличается тремя признаками.
Для облегчения составления таких таблиц, разработала следующую схему:
111 |
222 |
333 |
232 |
313 |
121 |
323 |
131 |
212 |
Например: при прохождении занятий, связанных с изготовлением воротника, составила таблицу, используя ключевые понятия — фасон, форма, отделка.
Первая цифра (стоящая в классе сотен) означает фасон воротника (1 — отложной воротник; 2 — воротник с лацканами; 3 — воротник стойка).
Цифра, стоящая в классе десятков, означает форму концов воротника (1 — закругленная, 2 — фигурная, 3 — прямоугольная).
Цифра, стоящая в классе единиц, означает отделку воротника (1- оборкой, 2 — отделочной строчкой, 3 — кантом).
Например:
- ячейка 111 — воротник отложной, концы воротника имеют закругленную форму, отделка воротника — оборка;
- ячейка 232 — воротник с лацканами, концы воротника имеют прямоугольную форму, по краям воротника и лацканов выполнена отделочная строчка и т. д.
Первые таблицы рисовала на ватмане. Но в процессе работы усовершенствовала процесс изготовления: сшила из плотного полиэтилена планшет с девятью ячейками, каждая из которых имеет формат А4. Эскизы деталей рисую на альбомных листах, а затем вставляю в ячейки в необходимой последовательности. Появилась возможность варьировать задания: менять неизвестный объект, работать с отдельными эскизами (чтобы не рассеивалось внимание), находить отличия и общие детали по двум эскизам. Задания определяются целями и задачами урока и психофизическими возможностями обучающихся или обучающегося (при индивидуальной работе).
В помощь для ответа предлагается опорная схема описания фасона воротника.
ВОРОТНИК |
||||
Принцип построения чертежа |
Фасон |
Отделка |
Форма концов воротника |
Форма выреза горловины |
1. Втачанный в горловину. 2. Цельнокроеный. |
1. Стойка. 2. На стойке. 3. Отложной. 4. Плосколежа-щий. 5. С лацканами. 6. «Фэнтези». |
1. Кант. 2. Кружево. 3. Строчка. 4. Вышивка. 5. Отделочная ткань. 6. Оборка. |
1. Закругленная. 2. Прямоуголь-ная. 3. Фигурная. |
1. Закрытая. 2. Открытая. |
Далее следуют вопросы для всей группы учащихся:
- Какие фасоны воротников вы знаете?
- Какую геометрическую форму могут иметь концы воротника?
- Какие швы вы применяли при обработке плечевых и боковых срезов?
- Какой шов вы применяли при обработке воротника?
Систематическое и целенаправленное использование на уроке таблиц, направленных на коррекцию мыслительных операций, создает положительный эмоциональный настрой у обучающихся, улучшает работоспособность, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, воображение, восприятие, речь.
Литература:
1. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]: книга для учителя / Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов и педагогических институтов / Под. Ред. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
2. Катаева А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст]: Книга для учителя./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.: ил.
3. Кулешова, Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта [Текст]: Методическое пособие. / Кулешова Г. П. — М., 2006. — 104 с. (Коррекционная педагогика).