Влияние ИКТ на активизацию исследовательской деятельности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудасова, А. М. Влияние ИКТ на активизацию исследовательской деятельности на уроках математики / А. М. Кудасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36295/ (дата обращения: 21.11.2024).



Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с разных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В. Троицкий

Развитие информационно-коммуникационных технологий сопряжено со своевременным внесением изменений в систему использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии. К примеру, в Великобритании современная молодежь, избравшая учительскую профессию, так же, как и их будущие ученики, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку представляют поколение, регулярно взаимодействующее с цифровыми технологиями, использующее все возможности новых технологий в различных аспектах жизненных ситуаций. ИКТ являются действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании обучении. Активизация исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ напрямую зависит от деятельности учителя на уроке, от верно сформулированных вопросов, направляющих и мотивирующих ученика. Для этого на каждом уроке необходимо активизировать исследовательскую деятельность учащихся. Постепенно, поэтапно вводить исследовательскую деятельность с использованием ИКТ, учить учащихся взаимодействовать в группе, уважать мнение товарищей. Содействовать формированию исследовательских навыков через интегрирование стратегий Программы: диалогическое обучение, групповые работы:

– Внедрение электронных учебников в процесс обучения

– Организация дистанционных обучений

– Постоянный доступ к интернету

– Проверка знаний на «тестовике», active-voit, для объективности оценивания

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». [1] Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании. Математика развивает в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, развивать навыки алгоритмического мышления. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако если всё делается профессионально, то рано или поздно, ученик себя проявит. Чтобы осуществить перед собой поставленную цель, считаю эффективным решать задачи, связанные с использованием ИКТ: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

– Развитие воображения.

– Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

– На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него — к активной любознательности и стремлению узнать, от них — к прочному знанию и научному поиску. [2]

Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5–6 классах решает следующие задачи:

– развитие критичности и самостоятельности мышления;

– развитие логического мышления;

– тренировка памяти;

– формирование навыков вариативного мышления;

– эвристическое мышление.

Курс 7–11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:

– тренинг мышления решением нестандартных задач;

– развитие ассоциативного, образного мышления;

– обучение приемам и методам фантазирования.

ИКТ дает возможность проиллюстрировать объяснения эффективными и точными чертежами;

– организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем и потребностями учащихся;

– повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности;

– высвободить время на выполнение учащимися творческих задач;

– реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение. [3]

Использование различных методов на уроках математики развивают когнитивные навыки учащихся, способствующие интеллектуальной деятельности. Прием «Концептуальная таблица» используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил. В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения. При изучении темы «Четырёхугольники» можно составить «Сводную таблицу». «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи; а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией. Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему.Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Прием «ВопросыСократа», заданы целью помочь обучению других. Вопросы для уточнения: Что вы имели в виду, сказав ___? В чем основная мысль? Как ___ связано с ___? Не могли бы вы выразить мысль по-другому? Уточните, пожалуйста, вы имели в виду __ или ___? Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям? Не могли бы вы привести пример? Может ли _____ быть хорошим примером для этого? Вопросы, проверяющие предположения: Какие вы делаете допущения? Какие предположения делает ___? Что мы можем предположить вместо этого? Мне показалось, что вы предположили __. Я вас правильно понял? Все ваши утверждения основываются на предположении __. Почему бы вам не основывать их на ___ вместо ___? Вы предполагаете, что __. Как вы можете оценить справедливость такого предположения? Почему кто-нибудь может сделать такие предположения? Вопросы, проверяющие факты: Объясните, пожалуйста, почему вы так решили? Как это применимо к данной ситуации? Есть ли причины сомневаться в этом факте? Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что _? Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения? По какой причине вы пришли к этому выводу? Как мы можем удостовериться, что это правда? Вопросы, проверяющие понимание перспектив: Что вы этим предполагаете? Когда вы говорите __, вы делаете вывод __? Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему? На что может это повлиять? Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет? Какая альтернатива? Если __ и _ условия, что тогда должно быть истинно? Если мы говорим о __, то как же насчет __? Вопросы, проверяющие понятность задач: Как мы можем это обнаружить? Что этот вопрос предполагает? Не могла бы ___ задать этот вопрос по-другому? Можем вы вообще опустить этот вопрос? Вопрос понятен? Мы поняли его? Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему? Все ли согласны, что вопрос в этом? На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом? Почему этот вопрос необходим? Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос? [4]

Практика показала, что использование ИКТ на уроках математики способствует формированию и развитию исследовательской деятельности учащихся, интереса к математике. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.

Список литературы:

  1. Руководство для учителя, 2012 г.
  2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, 2012 г.
  3. Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику? — М.: Авангард, 1994.
  4. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. — М.; 1986
  5. Шумакова Н. Б. Исследование как основа обучения. Одаренные дети, 2003, № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, ИКТ, исследовательская деятельность учащихся, линия сравнения, учащийся, урок, развитие, факт, учитель, ученик, утверждение, урок математики, таблица, стадий вызова, гибкость мышления, предположение, обучение, информация, домашнее задание.


Похожие статьи

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние коллаборативной среды на творческую активность учащихся на уроках английского языка

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние психосоциального здоровья на мотивацию обучения студентов

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Похожие статьи

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние коллаборативной среды на творческую активность учащихся на уроках английского языка

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние психосоциального здоровья на мотивацию обучения студентов

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Задать вопрос