Русский фольклор в оздоровительной работе с детьми
Авторы: Раскова Галина Владимировна, Власова Татьяна Алексеевна, Иванова Жанна Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 25.05.2015
Статья просмотрена: 1062 раза
Библиографическое описание:
Раскова, Г. В. Русский фольклор в оздоровительной работе с детьми / Г. В. Раскова, Т. А. Власова, Ж. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8218/ (дата обращения: 23.12.2024).
Проблема здоровья детей сохраняет особую остроту в системе образования.
Физическое и психическое здоровье ребенка — вопрос особенно актуальный и жизненно важный в условиях Севера, когда физическое и психическое благополучие маленького человека становится не просто желательным, но и совершенно необходимым. Педагогический поиск должен служить ребенку, должен исходить из идеи здоровья, а это является залогом социальной адаптации дошкольника.
Работа педагогов представляет собой практическую реализацию оздоровительной педагогики и является постоянным поиском ради здоровья.
Педагогические принципы, которыми мы руководствуемся, являются совокупностью личностно-ориентированных подходов, реализуемых в современной педагогической практике. Их содержание таково:
- педагог, работающий с дошкольниками, должен вести постоянный творческий поиск и не за счет здоровья, а ради здоровья каждого ребенка;
- целостный процесс становления личности всегда идет через здоровье, а не вне его.
- важнейшим условием эффективного развития (интеллектуального, эмоционального и физического) является обеспечение каждому ребенку ситуации успеха. Уверенность в своих силах, радость преодоления трудностей есть одна из движущих сил самовоспитания, без которого невозможна самореализация личности;
- ребенок не является и не может быть пассивным объектом «педагогических воздействий». Он активный участник, творческий субъект, вместе с педагогом создающий и созидающий путь своего развития.
Не случайно у каждого народа есть своя национальная одежда, скроенная самой жизнью: у одних много солнца, и их спасает широкополая шляпа, у других морозы, и им нужна ушанка. И желательно не перепутать, ё в нём есть — надо не быть ленивым и пренебрежительным. И много пользы можно извлечь для воспитания здорового ребёнка.
К примеру, ребёнок ясельной группы сидит на руках у взрослого. Взрослый рассказывает потешку:
Батюшке –сажень! При каждом стихе ручки ребёнка
Матушке — сажень! складываются и снова расправляются,
Братцу — сажень! а при последних словах — ещё более.
А мне — долга, долга, долга!
Ребёнок при этом обыкновенно смеётся от удовольствия и начинает сам делать ручонками сажени.
Народ закодировал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т. д.
Вспомните знаменитые «ладушки» — прекрасная зарядка для рук. А «Сорока –ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже — точечный массаж. Не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть наш родной. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), важных точек — запястье, локоть, плечо (тут пень, тут пенёк, тут колода) и т. д. И одновременно — педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.
Или — когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову:
Валяй, валяй, баба каравай
Пришёл к бабе пономарь.
—Дай, баба, теста Шук, шук полетели
—Нет в печи места На голову сели!
А разведение рук: Лунь плывёт
Лунь плывёт
и тут же отмахивание — отмашка кистями: Сова летит
Сова летит.
А ещё — позабытый, к сожалению, массаж спинки, с ритмическими похлопываниями между лопаток: Что в горбу? Денежка
Кто наклал? Дедушка
Чем наклал? Ковшичком
—Каким? Позолоченным.
Там же вы найдёте и для живота. Например, шуточное:
Трим-трим-пузе,
Трим-пам-пузе Мягкий массаж живота
Хорошо играть на пузе
Пузо лопнет, наплевать,
Под рубахой не видать!
И даже для носа (игра «Чей нос?»), когда ребёнка треплют за носик — так же как при простуде, нажимаем на точки от переносицы до крыльев носа.
Если же у ребёнка появится на глазу ячмень, то мать или воспитатель проводит по нему указательным пальцем и припевает:
Ячмень, ячмень
На тебе кукиш!
Чего хочешь, купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку-
Как маковку.
Если у ребёнка ноги и руки покрывались «цыпками», заболевание лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи — под порог
Дам вам маслица комок.
Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, ребёнок прыгает на одной ноге, прижав к уху ладонь, и приговаривает:
Оля, Оля — вылей воду
На дубовую колоду
Чашки помыть
Лошадей попоить.
Фольклор положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, с помощью фольклора регулируются дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозгу при стрессе, а также движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.
Вспомним определение здорового дошкольника Ю. М. Змановским: «Здоровый дошкольник — жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости…» И он подчёркивал, что для этого необходимо обеспечивать рациональную двигательную активность.
В этом воспитателю очень помогут потешки: например, при выполнении общеразвивающих упражнений:
Совушка — сова И. п. Основная стойка
Большая голова Руки на поясе
На суку сидит
Во все стороны глядит Повороты головы
Да вдруг как полетит! Махи руками, бег
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия:
Барашек-кудряшек Ходьба
По лесу броди Спина прямая
Корова-бурёнка,
Молочка неси! ---//---//---
Гусочка — краснополочка,
По лугу ходи! Ходьба с боку на бок
Уточка — водоплавочка Ходьба с подгребанием руками
По реке плыви /как крылья/
Свинка — белоспинка Наклоны головы с движеним
Землю копай шеи в разные стороны
Козочка — брыкалочка бег, прыжки (циклично)
По горам скачи!
Лошадка — пегашка беги, беги бег
Нашего Ванюшку вези, вези.
Вдумайтесь, как много мышц затребовано этой потешкой и здесь же целебные, по Ю. Змановскому, циклические упражнения (бег, прыжки).
А сколько психогигиены, т. е. создания условий для преобладания у детей чувства жизнерадостности, бодрости, веры в себя!
Роль потешек и сказочных героев очень велика, они используются не только для физического и психического развития детей, но и обогащают их знания об окружающем мире. Фольклорный материал используется как на физкультурных занятиях, так и на утренней гимнастике. В основном, это потешки на имитацию движений животных, птиц (все движения детям знакомы по персонажам сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», дети лучше представляют образ персонажа и стараются как можно выразительнее передать его). Образ также помогает качественнее выполнить движение. Например: на потешку «Вдоль по реченьке лебедушка плывет, выше бережка головушку несет» дети стараются идти плавно, тянуть носочек, спинка прямая, голову прямо. На потешку «Я котик, я котик, по двору гуляю, хвостиком виляю», дети изображают мягкие подушечки лапок, как крадется тихо котик, и др. В подвижных играх по русским потешкам дети не только изображают животных, но и проговаривают слова, что способствует регулировке дыхания и развитию артикуляционного аппарата. Очень нравится детям изображать персонажи сказок, например: ''Теремок'': тут и мышка — норушка, дети стараются бегать или ходить тихо; лягушка-квакушка — прыжки или приседания; зайка, ежик, волчок, красавица-лиса, медведь — все герои помогают выполнять упражнения, в которых идет нагрузка на разные группы мышц. Такая форма проведения занятий и утренней гимнастики способствует развитию физической активности детей, развивается воображение, фантазия, и дети учатся более осмысленно владеть своим телом. Движения становятся ритмичнее, слаженнее, увереннее.
Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы:
Скок-поскок! (Прыжки)
Молодой дроздок
По водичку пошёл
Молодичку нашёл (Бег)
Молодиченька, невеличенька (прыжки)
Сама с вершок
Голова с горшок (Бег, разведение рук в стороны)
Молодичка-молода
Поехала по дрова (Ходьба)
Зацепилась за пенёк (Оглянуться)
Простояла весь денёк (Встать, удивиться)
Потешки помогают малышам быстро и легко усвоить любое движение: бег, ходьбу, лазание, метание, прыжки, равновесие.
Барашеньки — крутороженьки (Ходьба друг за другом)
По лесам ходили, по дворам бродили
В скрипочку играли (Разведение рук в стороны)
Ваню потешали
А совища из лесища (Махи руками в стороны)
Глазами хлоп-хлоп
А козлище из хлевища (Топание ногами)
Ножками топ-топ
Зайцы скачут–скок-скок (Подскоки)
Да на беленький снежок (Топание ногами)
Приседают, слушают (Приседание)
Не идёт ли волк.
Или
Раз — согнуться, разогнуться (Наклоны туловища вперёд)
Два — нагнуться подтянуться (Приседание)
Три — в ладошки три хлопка (Хлопки в ладоши)
Головой три кивка (Кивание головой)
Или:
Еду-еду к бабе с дедом («Пружинки» на месте)
На лошадке в красной шапке!
По ровной дорожке (Ходьба)
На одной ножке (Поочерёдное поднимание ног)
Всё прямо и прямо (Прыжки на месте)
А потом вдруг…в яму! Бух! (Присесть или упасть)
При обучении основным движениям хорошо использовать игровые моменты из сказок. Например, из русской народной сказки «Колобок». Дать детям двигательно-творческое задание: «Колобок покатился по тропинке — катание мячей двумя руками на расстоянии 2–3 метра. Дети машут рукой колобку: «До свидания!»
— Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь — ползание на ладонях и ступнях.
На прогулке можно использовать 10–15 потешек или загадок «двигательного характера». Это помогает яркому, образному выполнению движений:
- легко, бесшумно спрыгивают птички;
- вперевалочку, широко расставив ноги, идёт «косолапый медведь»;
- весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок и т. п.
Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И, конечно, при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка.
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физкультуре необходимо включать фольклор как можно чаще в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей.
Ещё о целебности фольклора вспомним на других примерах… Ребёнок начинает говорить и вдруг оказывается — не выговаривает какие-то звуки. Народная логопедия — скороговорки — даёт потрясающие результаты и, главное, ребёнок не чувствует себя больным, ущербным, ведь всё происходит в виде смешной и близкой ему игры. Известное всем на букву «Р»:
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку
Рак за руку Греку — цап!
Почти все эти потешки можно использовать для психокоррекции:
«Топ-топ по земле» спокойная ходьба детей или
«Добр бобр для бобрят».
«На дворе погода размокропогодилась» и т. д.
А при другом дефекте речи: «Сшит колпак не поколпаковски, его надо переколпоковать, перевыколпоковать», или многократное быстрое повторение трёх слов «Купи кипу пик».
Знаете, как раньше называли в народе скороговорки? Чистоговорки. И не надо объяснять почему.
Но ведь в детском фольклоре есть ещё и считалки, молчанки, заклички. Не говоря уже об играх и сказках. Жаль, что много забыто нами и не используется в целебных целях.
А если учесть, что на здоровье, психику, характер влияет звуковая информация (т. е. сам язык), то есть смысл задуматься о том, какие и чьи песни и какие слова говорить.
Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры. Но ведь и все народные игры в такой же степени моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. Это не убивает времени, а является тренингом и, главное здесь, — общение. «Гуси», «Краски», «Зайцы и волк»… В каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и превалирования положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку.
А это уже будет называться оздоровительный режим. По Ю. Ф. Змановскому оздоровительный режим включает триаду:
1. Достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений.
2. Превалирование положительных эмоций.
3. Достаточная умственная нагрузка.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Будучи неотъемлемой частью культурных традиций народа, игры развиваются по мере развития самого общества.
Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение. Они несут в себе неоценимое национальное богатство. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивый интерес к культуре родной страны. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, воля, стремление к победе. Игры хорошо развивали физически. Их было много: бабки, чиж, городки, лапта и др. Многие из них незаслуженно забыты. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствует потребностям растущего организма в движении. В результате исследования народных игр мы способствуем всестороннему, гармоническому физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у взрослых. Непринуждённая весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь, позволяет взрослому проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Около 80 % всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми.
Нужно всегда помнить, что здоровье — великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье — всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.
Такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы способствует укреплению физического, соматического, психологического здоровья детей и снижению роста заболеваемости
Литература:
1. «Круг земного бытия». Е.Рассолова, И.Панкеева — М.Терра, 1997г. (Русский дом. Обычаи, обряды, молитвы).
2. «Заглянет солнце и в наше оконце». Г.Федорова — «Колокольчик», С-Пб 1997г. (методика «Слово и движение», игры и потешки для развития способностей детей).
3. «Фольклор в физическом воспитании дошкольников». М.Асташина, О.Трещева — ж. «Дошкольное воспитание» № 3–1999г.