Мультимедиа и мультимедийные ресурсы: к вопросу о хронологии становления и историографии исследований | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 1085 раз

Библиографическое описание:

Титова, С. С. Мультимедиа и мультимедийные ресурсы: к вопросу о хронологии становления и историографии исследований / С. С. Титова, Г. Я. Гревцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 210-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8152/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ключевые слова: мультимедийные ресурсы, хронология исследований, типы исследований

Ke words: multi-media resources, chronology of research, types of research

 

Интерес к исследованию «мультимедиа» проявился к 1980-м гг. как естественный отклик на появление нового феномена с конца 1960-х гг. От примеров применения ради эффекта визуализации художественного выступления, мультимедийные средства развивались в отношении усовершенствования технических характеристик и расширения сферы применения на практике: в повседневной жизни, в профессиональном обеспечении и внедрении в образовательный процесс. От прерогативы господства готовых ресурсов в качестве интерактивных электронных энциклопедий, готовых интернет страниц — интерес переориентируется на технологии создания мультимедийных ресурсов для конкретной необходимой среды. Так появляются труды, посвящённые раскрытию «мастерства» создания ряда мультимедийных ресурсов, а в образовательный процесс все активнее внедряются: использование электронной доски, интерактивных тестов и интерактивных систем голосования, дистанционного общения, электронных учебников, электронных журналов.

Нижеследующая таблица включает известные нам знаковые труды и явления в отношении феномена «мультимедиа» (не исключает наличия и значимости иных материалов).

Таблица хронологии становления и историографии исследований

Год

Название

Авторы

География

1964

««Understanding Media»: The Extention of Man».

««Понимание медиа»: внешние расширения человека.

Проводится мысль о том, что: «электронные средства связи позволили мгновенную передачу информации с любого континента в любую точку мира, в результате чего земной шар «сжался» до размеров деревни» [24].

Рассматриваются: печатные и устные средства, телеграф, печатная машинка, автомобиль, телефон, кино, радио, телевидение, рекламные объявления и пресса.

McLuhan М.

N.Y.

1965

Создан «Проект гипертекста Ксанаду»

(«Xanadu hypertext project»)

Впервые употреблены понятия «гиперсреда», «гипермедиа», «гипертекст».

Гипертекстовая система названа именем «волшебного места, хранимого в литературной памяти» [1].

Позже проект описан в 1974 в книгах «Computer Lib» и «Dream Machines» («Думающие машины», «Освобождение компьютера») и в 1981 в книге «Literary Machines» («Литературные машины»).

Nelson T.H.

Чикаго (Университет Иллинойса)

1966

В отношении визуальных искусств термин мультимедиа впервые был применен в качестве рекламного слогана к эффектному шоу «LightWorks at L'Oursin», поставленному в июле 1966 года

Музыкант и антрепренер Goldstein B.

 

1960–90

Мульти-медиа художественные практики визуального искусства

 

 

1981

Представление технологии мульти-медиа, персонального компьютера

 

 

1983–84

Роман «Neuromancer» («Нейромансер»/ «Нейромантик»). Входит в цикл «Муравейник» («Трилогия киберпространства»).

Описал виртуальную среду.

Использует термин «cyberspace» («киберпространство»). «Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами» [21].

Gibson W.

США

1990

Распространение получают мобильные телефоны, электронный телеграф, цифровое, спутниковое телевидение

 

 

1994 (перев. с нем.)

«Мультимедиа».

Мультимедиа трактуется, как: «взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения» [8].

Кирмайер, М.

С.-Пб.

1995

опубликована история Нельсона и его проекта в журнале «Wired magazine» («Подключенный»)

Вольф Г. (Wolf G.)

Сан-Франциско (США).

1995

«Multimedia technology for Training: An Introduction».

Barron Ann E., Orwing Gary W

Colorado

Перевод в России 1996

В сущности, первая специализированная монография о мультимедиа

«Феномен мультимедиа...» Все о мультимедиа

Вернер И.

Киев

Сер. 1990-х

Термин и явление «Мультимедиа-арт»[2]

 

 

1997

«History of Multimedia Technology»

(«История Мультимедиа Технологий»)

Craig B., Janice K.

Австралия (Swinburne University of Technology)

1998 (1st ed.).

«Multimedia Projects in Education: Designing, Producing, and Assessing»

Karen S. Ivers, Ann E. Barron

3rd ed. 2006 — Westport, Connecticut

2000

«Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе».

Мультимедиа представляет собой средство обучения. Рассматриваются педагогические условия повышения эффективности обучения средствами мультимедиа.

Егорова Ю. Н.

 

Чебоксары

2001

«Новые медиа (рассматриваются цифровые медиа — курсив автора статьи) и их язык»

The Language of New Media

Манович Л.

США (Massachusets)

2001

«Multimedia: Concepts and Practice»

(«Мультимедиа: Концепции и Практика»)

McGloughlin S.

New Jersey

2002

«Мультимедиа как социокультурный феномен».

Каптерев А. И.

М.

2002

«Компьютерный компонент педагогической технологии в системе формирования профессиональной компетентности специалистов»

Маматов Б. А.

 

М.

2003

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования.

Назаров М. М.

М.

2003

«Мультимедиа в образовании: контекст информатизации»

Осин А. В.

М.

2004

«Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов».

Социокультурная природа «мультимедиа».

Явление «мультимедиа» определено как особой технологии культуры

Шлыкова О. В.

М.

2005

«Основы режиссуры мультимедиа-программ»

Дворко Н. И.

С.-Пб.

2006

«Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации»

Дана классификация средств мультимедиа-визуализации — мультимедиа-иллюстраций по содержанию и характеру отображения действительности

Сидорова Л. В.

Брянск

2006

«Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)»

Зайнутдинова Л. Х.

Астрахань

2007

«Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс».

Бент Б. Андерсен, К. ван ден Бринк

М.

2008

«Designing Effective Multimedia for Physics Education»

 Muller D. A.

Australlia

2009

«Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов вуза» — в труде

уточнена сущность понятий «мультимедиа», «гипермедиа», «мультимедиа средства» и «мультимедиа компетенции»

Стариков Д. А.

Нижн. Новгород

2010

«Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе»

Елинер И. Г.

С.-Пб.

2010

«Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности»

Федоров А. В.

Таганрог

2012

«Media, Society, World»

Монография — результат исследования традиционных[3] и цифровых медиа, являет собой рассмотрение феноменов «медиа-практики» и «медиа-ритуалов»

Couldry N.

Great Britain.

2013

«Занимательная музыкальная литература». Одни из первых на данный момент электр. учеб. пособия в области музыкально-теоретических дисциплин в ЛШИ.

Для начального курса дисциплины музыкальная литература.

Стригина Е. В.

Бийск

 

Так, приведенные источники отличаются следующей направленностью исследований:

1.                  История информатики, мультимедиа технологий (Craig B., Janice K.; Gibson W.)

2.                  Технические характеристики (Кирмайер М., Вернер И., Манович Л.);

3.                  Процесс создания, проектирования, режиссуры (Зайнутдинова Л. Х., Сидорова Л. В., Дворко Н. И., Стригина Е. В.);

4.                  Практика применения, средство коммуникации в обществе (McGloughlin S., McLuhan М., Couldry N., Назаров М. М., Каптерев А. И.);

5.                  Художественная практика визуализации (Goldstein B.);

6.                  Ритуализация применения (Couldry N.);

7.                  Применение в образовательном процессе: условия, контекст и значение применения, повышения эффективности обучения (Barron Ann E., Orwing Gary W.; Karen S. Ivers, Ann E. Barron; Muller D. A.; Егорова Ю. Н., Осин А. В., Стариков Д. А., Бент Б. Андерсен, К. ван ден Бринк),

8.                  Как культура, как социокультура (Couldry N., Елинер И. Г., Шлыкова О. В.).

9.                  Систематизация терминов в области обозначенного феномена «медиа» (словарь) (Федоров А. В.)

 

Литература:

 

1.         Бент, Б. Андерсен Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Б. Андерсен Бент, К. ван ден Бринк. — М.: Дрофа, 2007. — Изд. 2-е. — 224 с.

2.         Дворко, Н. И. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебн. пособ. [Текст] / Н. И. Дворко В.Ф Познин, И. Р. Кузнецов, А. Е. Каурых. — СПб: СПбГУП, 2005. — 298 с.

3.         Дворко, Н. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы [Текст] / Н. И. Дворко / дис. доктора искусствоведения. — С.-Пб., 2004. — 334 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rezhissura-multimedia-genezis-spetsifika-esteticheskie-printsipy Дата обращения: 07.05.2015

4.         Егорова, Ю.Н. Мультимедиа как [Текст] / Ю. Н. Егорова // дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2010. — 196 с.

5.         Елинер, И. Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе» [Текст] / И. Г. Елинер // автореф. на соиск. уч. степени доктора культурологии. Режимдоступа: http://uchebana5.ru/cont/1998855-pall.html Дата обращения: 07.05.215

6.         Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: ЦНТЭП, 2006. — 364 с

7.         Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен: учебн. пособ. [Электр. ресурс] / А. И. Каптерев. — М.: Профиздат, 2002. — 224 с. Режим доступа: http://jsulib.ru/Lib/Articles/997/831/ Дата обращения: 07.05.2015

8.         Кирмайер, М. Мультимедиа [Текст]/ М. Кирмайер // пер. с нем. С.-Пб.:. — 1994. — 190с. Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source=web&cd=1&ved=0CB8QFjAA&url=http %3A %2F %2Fportal.tpu.ru %3A7777 %2Fdepartments %2Fkafedra %2Fvt %2FDisciplines_VT %2FMultimedia_technology %2FMultimedia_Tab %2FMultimedia_technology.Lectures.doc&ei=CQy4U_OyJqToywPngoA4&usg=AFQjCNE_d_IfcWvN3ZHzN Дата обращения:04.05.2015

9.         Маматов, Б.А. Компьютерный компонент педагогической технологии в системе формирования профессиональной компетентности специалистов / Б. А. Маматов / дис. канд. пед. наук. — М., 2002. — 130 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/kompjuternyj-komponent-pedagogicheskoj-tehnologii-v-sisteme-formirovanija.html Дата обращения: 07.05.2015

10.     Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования [Электр ресурс]/ М. М. Назаров. — М.: Аванти плюс, 2003. — 428 с. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v33872/назаров_м.м._массовая_коммуникация_и_ общество._введение_в_теорию_и_исследования Дата обращения: 06.05.2015

11.     Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Электр. ресурс] / А. В. Осин. — М: Издательский сервис, 2004. — 320 с. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v41314/осин_а.в._мультимедиа_в_образовании_контекст_информатизации Дата обращения: 05.05.2015

12.     Сидорова, Л.В. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации [Текст] / Л. В. Сидорова// дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2006. — 199 с Режим доступа: http://www.dissland.com/ catalog/obuchenie_budushchih_pedagogov_proektirovaniyu_sredstv_multimedia_vizualizatsii_uchebnoy_informatsii.html Дата обращения: 06.05.2015 г.

13.     Стариков, Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов вуза [Текст] / Д. А. Стариков // Автореф. канд. пед. наук. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-vnedreniya-multimedia-tehnologiy-v-protsess-obucheniya-studentov-vuza Дата обращения: 06.05.2015 г.

14.     Стригина, Е. В. Занимательная музыкальная литература: [Электр. учеб. пособ.] и рабочие тетради / Е. В. Стригина. –Бийск: Бия, 2013. — Вып. 1,2.

15.     Титова, С. С. Информационное общество: к вопросу теоретических трактовок феномена и социальной структуры [Текст]/ С. С. Титова, науч. рук. к.с.н, доцент ЮУрГИИ Квятковский Г. Ю. — Челябинск: ГБОУ ВПО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2015. — 48 с.

16.     Титова, С.С. «Медиа, Общество, Мир. социальная теория и цифровая медиа-практика» Н. Коулдри [Текст]/ С. С. Титова, науч. рук. к.п.н, доцент С. В. Санникова. — Челябинск: ГБОУ ВПО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2015. — 61 с.

17.     Федоров, А.В. «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» [Текст] / А. В. Федоров. — Таганрог: Таганрогский пед институт, 2010. — 64 с. Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-217806.html Дата обращения: 07.05.15

18.     Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов: пособ. для вузов [Электр. ресурс] /О. В. Шлыкова. — М.: Гранд-Фаир 2004. — 416 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/676/58676/28547?p_page=37 Дата обращения: 05.05.15.

19.     Barron, Ann E. Multimedia technology for Training: An Introduction [Text]/ Ann E. Barron, Gary W Orwing.– Englewood, Colorado, 1995. — 207 p

20.     Craig, B. History of Multimedia Technology [online]/ B Craig., K. Janice. — Swinburne, University of Technology, 1997. Режим доступа: http://people.ucalgary.ca/~edtech/688/hist.htm Дата обращения: 06.05.2015

21.     Gibson, W. Neuromancer [Электр. ресурс]./ W. Gibson; пер. Е. Летов, М. Пчелинцев. — М.: АСТ 2000. Режим доступа: http://bookz.ru/authors/gibson-uil_am/neiroman_981/1-neiroman_981.html Дата обращения: 04.05.15

22.     Karen S. Ivers, Multimedia Projects in Education: Designing, Producing, and Assessing [Text] / S. Ivers Karen, Ann E. Barron. –

23.     Westport, Conn.: Libraries Unlimited, 2006. — 3rd ed.- 201 с.

24.     Manovich, L. The Language of New Media (Новые медиа и их язык) / L. Manovich/ — Massachusets Institute of Technology, 2001. — 354 p. Режим доступа: http://www.randomlog.org/pdf/The-Language-of-New-Media-read-books/ebooks-1178489687/ Дата обращения: 07.05.2015

25.     McLuhan, М. Understanding Media (Понимание медиа) [Текст]/ М. McLuhan / перев. с англ В. Г. Николаева. — М.: Канон-пресс, 2003. — 464 с. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mcluhan-understanding_media=ann.htm Дата обращения: 07.05.2015.

26.     McGloughlin, S. Multimedia: Concepts and Practice [online]/ S. McGloughlin. — Prentice Hall, 2001. — 608 р. Режим доступа: https://vanolusob.files.wordpress.com/2014/05/multimedia-concepts-and-practice.pdf Дата обращения: 07.05.2015

27.     Muller, D. A. Designing Effective Multimedia for Physics Education [Text]/ D. A. Mulle. — School of Physics University of Sydney Australia, 2008. Режим доступа: http://www.physics.usyd.edu.au/super/theses/PhD(Muller).pdf Дата обращения: 07.05.2015



[1] Упоминаемого в поэме С. Т. Кольриджа «Кубла Хан».

[2] «Мультимедиа-арт» или «цифровое искусство» (digital art) или «искусство новых медиа» (new media art) – по замечанию М. Трайба, «эти термины часто используются как взаимозаменяюще».  См. Деникин А.А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям [Электр. ресурс]/ А.А. Деникин Режим доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/yazyki/843.html Дата обращения: 06.05.14

[3]«Традиционные медиа» - газеты, радио, телевидение [16, с. 5].

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедиа, образовательный процесс, США.

Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

Его опыт был повторен в 1943 г. в США, на одном из предприятий фирмы IBM, в результате, был построен компьютер "Марк-1".

Возможности мультимедиа в образовании позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации...

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Ввиду того, что основой образовательного процесса при очном обучении являются лекции, формой, адекватной уровню развития

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Формирование интереса или мотивации изучения является одним из самых сложных элементов в образовательном процессе.

Этапы создания учебных мультимедийных средств

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный

Ключевые слов: мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организация использования...

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

«Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих...

Анализ практики использования средств мультимедиа...

Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – актуальная задача информатизации образования [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.

Инклюзивное образование в США | Статья в журнале...

Задачи: выявить критерии инклюзивного образования, как системы. провести анализ инклюзивного образования в США.

психологическая, методическая, техническая готовность образовательных учреждений. готовность всех участников процесса: дети с ОВЗ, их...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Но в тоже время внедрение мультимедийных образовательных технологий в процесс воспитания музыкальной культуры учащихся затруднен.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum — много и media — medium — средоточие; средства, то...

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

иностранный язык, мультимедийное учебное занятие, учебное занятие, мультимедиа технологии, мультимедийная презентация, процесс обучения, этап, преподаватель

Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения.

Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

Его опыт был повторен в 1943 г. в США, на одном из предприятий фирмы IBM, в результате, был построен компьютер "Марк-1".

Возможности мультимедиа в образовании позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации...

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Ввиду того, что основой образовательного процесса при очном обучении являются лекции, формой, адекватной уровню развития

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Формирование интереса или мотивации изучения является одним из самых сложных элементов в образовательном процессе.

Этапы создания учебных мультимедийных средств

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный

Ключевые слов: мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организация использования...

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

«Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих...

Анализ практики использования средств мультимедиа...

Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – актуальная задача информатизации образования [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.

Инклюзивное образование в США | Статья в журнале...

Задачи: выявить критерии инклюзивного образования, как системы. провести анализ инклюзивного образования в США.

психологическая, методическая, техническая готовность образовательных учреждений. готовность всех участников процесса: дети с ОВЗ, их...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Но в тоже время внедрение мультимедийных образовательных технологий в процесс воспитания музыкальной культуры учащихся затруднен.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum — много и media — medium — средоточие; средства, то...

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

иностранный язык, мультимедийное учебное занятие, учебное занятие, мультимедиа технологии, мультимедийная презентация, процесс обучения, этап, преподаватель

Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения.