Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Байтуганова, А. О. Мультимедиа технологии в образовании / А. О. Байтуганова, М. Т. Аймбетова, Лаура Каужан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.2 (123.2). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34439/ (дата обращения: 27.04.2024).



Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Одна из их особенностей - интерактивная компьютерная графика.

Известный специалист в области искусственного интеллекта Д. А. Поспелов сформулировал три основные задачи когнитивной компьютерной графики.

Первой задачейявляется создание таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картины, которыми оперирует образное мышление.

Вторая задача- визуализация тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания.

Третья- поиск путей перехода от наблюдаемых образов-картин к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.

Ввиду того, что основой образовательного процесса при очном обучении являются лекции, формой, адекватной уровню развития информационных технологий, следует признать мультимедийные курсы лекций, читаемые в специально оборудованных учебных аудиториях. Мультимедийные курсы могут применяться также как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики — принцип наглядности. [1, с. 85].

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, т. е. непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков:

- по функциональному назначению;

- по типу обучения;

- по физическим принципам устройства и работы;

- по логике работы;

- по характеру представления информации;

- по характеру воздействия на органы чувств.

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийный компьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; телетюнеры и радиотюнеры (платы телеприемника и радиоприемника), позволяющие принимать телепередачи и радиопередачи; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; плату для работы с видеомагнитофоном или видеокамерой; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; WEB-камеры для проведения телеконференций и визуального общения; различные экраны; устройства затемнения кабинетов; устройства аудиопроизведения и видеовоспроизведения и отображения информации; устройства дистанционного управления техническими средствами. [2, с. 125].

Аудиоинформация и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудиоинформации и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Варианты применения МСО весьма разнообразны, но из них можно выделить три основных: лекционные курсы, практические и лабораторные занятия, дистанционное обучение. Последнее представляет особый интерес.

Мультимедийные средства обучения влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует соответствующие навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность. Другие средства массовой коммуникации и информации — фотография, кино, радио, телевидение — имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от объекта к объекту с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращенные к чувственной стороне субъекта. Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В непрерывной и дистанционной обучающей среде, созданной МСО, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т. п. [3, с. 112].

Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства различной и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия.

МСО позволяют:

- повысить информативность лекции;

- стимулировать мотивацию обучения;

- повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;

- реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность);

- создать преподавателю комфортные условия работы на лекции.

Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления обучаемого, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей.

Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации. При внедрении МСО пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в непрерывном и дистанционном образовании.

Литература:

  1. Язык программирования Java.Учебный курс Вадим Валериевич Монаховhttp://barsic.Spbu.ru/index_r.html
  2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – С. 8-10.
  3. Интерактивные технологии в образовании// Учебно-методический комплекс, Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
  4. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. - Калиниград, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая коммуникация, CD-ROM, DVD, мыслительная деятельность, печатная информация, печатный текст, средство.


Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское...

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий...

Другие средства массовой коммуникации – которые также могут быть

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, высшее образование, информатик, средство, творческая деятельность, психологический контекст, печатная информация, массовая коммуникация...

Применение электронных справочников в учебном процессе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и

Компьютерные технологии, мультимедийные средства связи диктуют свои требования по отношению к передаваемой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности.

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM".

История внедрения технологий мультимедиа...

1. Способствуют повышению познавательного интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

— М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство коммуникации, средство, медиа, русский язык, единственное число, основная деятельность, концепция...

Применение электронных учебников в учебном процессе

6. В ЭУ должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также...

Графические средства манипуляции в тексте английской рекламы

Основная информация представлена в виде легко запоминающегося слогана.

Конфликтогенные языковые средства в тексте интернет-публикации.

Прецедентные тексты и графические символы в чат-коммуникации (к проблеме интерпретации невербально...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Особую роль играет метафорическое использование терминологии, широко распространенное в текстах СМИ: в этом случае «создается панорамность образа...

Средства массовой информации как компонент...

Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское...

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий...

Другие средства массовой коммуникации – которые также могут быть

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, высшее образование, информатик, средство, творческая деятельность, психологический контекст, печатная информация, массовая коммуникация...

Применение электронных справочников в учебном процессе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и

Компьютерные технологии, мультимедийные средства связи диктуют свои требования по отношению к передаваемой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности.

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM".

История внедрения технологий мультимедиа...

1. Способствуют повышению познавательного интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

— М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство коммуникации, средство, медиа, русский язык, единственное число, основная деятельность, концепция...

Применение электронных учебников в учебном процессе

6. В ЭУ должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также...

Графические средства манипуляции в тексте английской рекламы

Основная информация представлена в виде легко запоминающегося слогана.

Конфликтогенные языковые средства в тексте интернет-публикации.

Прецедентные тексты и графические символы в чат-коммуникации (к проблеме интерпретации невербально...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Особую роль играет метафорическое использование терминологии, широко распространенное в текстах СМИ: в этом случае «создается панорамность образа...

Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское...

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий...

Другие средства массовой коммуникации – которые также могут быть

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, высшее образование, информатик, средство, творческая деятельность, психологический контекст, печатная информация, массовая коммуникация...

Применение электронных справочников в учебном процессе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и

Компьютерные технологии, мультимедийные средства связи диктуют свои требования по отношению к передаваемой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности.

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM".

История внедрения технологий мультимедиа...

1. Способствуют повышению познавательного интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

— М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство коммуникации, средство, медиа, русский язык, единственное число, основная деятельность, концепция...

Применение электронных учебников в учебном процессе

6. В ЭУ должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также...

Графические средства манипуляции в тексте английской рекламы

Основная информация представлена в виде легко запоминающегося слогана.

Конфликтогенные языковые средства в тексте интернет-публикации.

Прецедентные тексты и графические символы в чат-коммуникации (к проблеме интерпретации невербально...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Особую роль играет метафорическое использование терминологии, широко распространенное в текстах СМИ: в этом случае «создается панорамность образа...

Средства массовой информации как компонент...

Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское...

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий...

Другие средства массовой коммуникации – которые также могут быть

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, высшее образование, информатик, средство, творческая деятельность, психологический контекст, печатная информация, массовая коммуникация...

Применение электронных справочников в учебном процессе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и

Компьютерные технологии, мультимедийные средства связи диктуют свои требования по отношению к передаваемой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности.

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM".

История внедрения технологий мультимедиа...

1. Способствуют повышению познавательного интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация, персональный компьютер, Россия, CD-ROM.

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

— М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство коммуникации, средство, медиа, русский язык, единственное число, основная деятельность, концепция...

Применение электронных учебников в учебном процессе

6. В ЭУ должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также...

Графические средства манипуляции в тексте английской рекламы

Основная информация представлена в виде легко запоминающегося слогана.

Конфликтогенные языковые средства в тексте интернет-публикации.

Прецедентные тексты и графические символы в чат-коммуникации (к проблеме интерпретации невербально...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Особую роль играет метафорическое использование терминологии, широко распространенное в текстах СМИ: в этом случае «создается панорамность образа...

Задать вопрос