Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 08.05.2017

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Колесников Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 292-296. — URL https://moluch.ru/archive/152/43152/ (дата обращения: 25.05.2018).



Понимание медиа и границ «медийного» — это фундамент, дающий ключ к постижению происходящих в обществе процессов и объяснению многих социальных фактов.

Медийная проблематика является предметом научного интереса для представителей различных наук и научных дисциплин, как социальных, так и технических, что обусловливает необходимость пристального междисциплинарного рассмотрения термина «медиа», который образует ядро всех последующих исследований.

Концепция медиа заключает в себе множество смыслов, каждый из которых неизбежно акцентирует внимание на одних аспектах, неизбежно затушёвывая другие. Слово «медиа» является одним из часто ускользающих от научного рассмотрения терминов, значение которого предполагают очевидным. Нет смысла доказывать, сколь опасной может быть такая ситуация для любого научного направления.

Русскоязычному исследователю медиа приходится работать с дополнительными понятиями: СМИ (средство массовой информации) и СМК (средство массовой коммуникации). Последние соотносятся с признанными во всём мире терминами «media» («медиа») и «mass media» (масс-медиа или массмедиа[1], массовые медиа), но не заменяют последние. Необходимость перевода общепринятых в мире понятий на принятые исключительно в России (и наоборот) мешает правильному пониманию специфики рассматриваемых проблем.

Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации.

Далее докажем это универсальное определение через обращение к различным научным источникам.

Во-первых, зарубежные источники прямо и недвусмысленно подтверждают это определение.

Так, «Словарь новых медиа, нового цифрового мира» и «Словарь медиа и коммуникаций» определяют медиа как «агенты или каналы обмена, передачи и распространения информации» (первый аспект), а также как «физические формы их выражения — бумага, аудиокассета, магнитный или оптический диск» (второй аспект) [12, с. 159] [13, с. 261, 270–271].

Во-вторых, для доказательства положения «медиа — прежде всего средство коммуникации» рассмотрим этимологический фактор — срединность любого средства коммуникации.

Рис. 1. Базовая модель медиакоммуникации.

Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в середине чего-либо и с посредничеством. Это легко доказывается анализом однокоренных слов:

‒ Mediale (лат.) — середина, сердцевина [11, с. 624].

‒ Medianum (лат.) — средняя часть, середина [11, с. 624].

‒ Medianus (лат.) — находящийся посреди, средний [11, с. 624].

‒ Mediatio (лат.) — посредничество [11, с. 624].

‒ Mediator (лат.) — посредник [11, с. 624].

‒ Medium (лат.) — середина; нечто среднее, находящееся посреди, занимающее промежуточное положение, центр; нечто, находящееся в общественном пользовании, общественное благо [11, с. 625].

‒ Medius (лат.) — находящийся посреди, срединный, центральный, промежуточный; общий, общественный, общедоступный; посредничающий, выступающий посредником; посредственный, заурядный [11, с. 625].

Медиатор (в музыке) — маленькая пластиковая или металлическая пластинка, которую часть гитаристов использует для игры на гитаре вместо непосредственного исполнения пальцами (в таком случае медиатор находится посередине, между рукой исполнителя и струнами).

‒ Медиатор (в юриспруденции, психологии, связях с общественностью) — лицо, являющееся посредником в разрешении конфликтов между двумя сторонами.

‒ Медиум — лицо, заявляющее, что может общаться с духами мёртвых [17].

‒ Медиана (в статистике) — число, характеризующее выборку и находящееся всередине неё (медиана как бы разделяет выборку на два диапазона).

В-третьих, авторитетный в среде исследователей медиа канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» выделял следующие их виды: устное слово, письменное слово, дороги и маршруты, числа, одежда, жилище, деньги, часы, печать, пресса, фотография, рекламные объявления, игры, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие, автомобиль, автоматизация [2, с. 463–464]. Очевидно, что этот список гораздо шире, чем традиционный («только пресса, радио и телевидение»).

В-четвёртых, доказательством служит стандарт медиазапросов [18] (Media Queries), утверждённый известной международной организацией «World Wide Web Consortium (W3C)» [19] («Консорциум Всемирной Паутины»), которая, без сомнения, является значимой для исследователей новых медиа, поскольку утверждает базовые стандарты функционирования всех веб-сайтов вИнтернете (то есть во всём мире).

Медиазапросы — это прописанные в стилях веб-сайта (по желанию разработчика) команды, определяющие применение определённого дизайна только в случае захода с определённого устройства (то есть средства коммуникации, или медиа). Медиазапросы позволяют обращаться к разным устройствам по-разному в зависимости от типа устройства (экранные, принтеры, проекторы и др.), разрешения экрана в пикселях и положения экрана (вертикальное или горизонтальное). Особое значение этот стандарт имеет для обеспечения совместимости сайтов со всеми устройствами (например, для создания адаптивного дизайна и мобильных версий страниц).

Очевидно, что стандарт «Media Queries» доказывает признание членами W3C приводимой здесь концепции медиа.

С учётом приведённых здесь аргументов, положение «медиа = средство коммуникации» представляется бесспорным, но обнаруживает множество аспектов, которые рассматриваются ниже.

Слово «медиа» является множественным числом. В единственном числе правильное написание — «медиум» (английское «medium»), но в русском языке это различие нивелировалось как в разговорном, так и в научном словоупотреблении [12, c. 159]. На наш взгляд, замена формы единственного числа множественным должно расцениваться как фактическая ошибка.

Слово «медиум» может быть существительным и прилагательным. Для исследователя средств коммуникации большее значение имеет первый аспект.

Словарь Уэбстера указывает, что первое известное употребление термина «медиум» в английском языке относится к 1670 году [20], «масс-медиа» датируется 1923 годом [21].

В разговорной речи «медиа» часто понимают как «масс-медиа», хотя это неверно: не все медиа являются массовыми, поэтому требуется разграничивать два этих термина.

Словарь Уэбстера допускает употребление термина «mass medium». На наш взгляд, введение подобного разделения в русский язык упростило бы понимание феноменов СМИ и СМК. Хотя борьба за чистоту языка имеет важное значение, термин «медиа» уже вошёл в лексикон российских исследователей, поэтому нет никаких причин отказывать в этом же праве его единичной форме — «медиуму»[2].

Масс-медиа (англ. mass media) — это средства массового информирования и/или массовой коммуникации [5, с. 391] [12, с. 159] [13, с. 257]. В единственном числе — «mass medium».

Даже с учётом двух приведённых выше определений медиа (массовые и нет) можно понимать в восьми разных аспектах:

  1. Как технические (физически реальные) средства коммуникации (массовой и нет).
  2. Как совокупность технических средств коммуникации.
  3. Как каналы коммуникации, физически или теоретически реальные.
  4. Как посредники между субъектами общения.
  5. Как способы выражения и передачи информации от субъекта к субъекту.
  6. Как организации, преимущественно и в качестве своей основной деятельности использующие определённые технические средства коммуникации для распространения массовой информации, и как конкретную организацию, занимающуюся данной деятельностью.
  7. Как социальные институты, включающие всю совокупность медиа как организаций, существующих в обществе, а также историю и практику их работы, правовые нормы и общественные ценности, связанные с их существованием в данном обществе [7, с. 95].

Эти факты вызвали разделение в русском языке понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» (а также «средства информации» и «средства коммуникации»), хотя и такое понимание является более чем искусственным. Логика этого размежевания не учитывает тот факт, что, во-первых, слово «медиа» можно понимать в значении «медиа как СМИ» и «медиа как СМК», а во-вторых, традиция именования тех или иных аспектов медиа в качестве СМИ или СМК не даёт разумного объяснения компонентов медиасистемы, потому что есть и другие виды медиа.

Формально-логически можно вывести умозаключение, что средство массовой коммуникации всегда является и средством массовой информации (по той причине, что оно способно передавать массовую информацию), а средство массовой информации всегда является средством массовой коммуникации постольку, поскольку массовая информация в данном значении a priori предполагает коммуникацию (то есть речь идёт о неразрывности связки «информация <–> коммуникация»)[3].

С другой стороны, такое разделение может свидетельствовать о намерении разработчиков этих двух терминов подчеркнуть единство формы и содержания, равно как и первичность коммуникации (взаимодействия и его формы) по отношению к информации (содержанию).

Также в защиту употребления терминов «СМИ» и «масс-медиа» в узком смысле можно было бы привести следующий аргумент: многие научные работы не преследуют цели раскрывать эти понятия и имеют совсем другой предмет исследований. Однако принять этот тезис без возражения не представляется возможным, поскольку при частом повторении неправильных или частично правильных определений образуются новые значения слов (иными словами, в данном случае прямо в научной среде, с активным участием самих исследователей возникает феномен социального мифотворчества — причём в части значения основополагающих понятий).

По мнению автора, вследствие перечисленной двусмысленности медийных терминов российские исследователи предпочитают избегать точных определений «медиа», «СМИ» и «СМК», различными путями обходя данный аспект даже в исследованиях, непосредственно связанных с медиа[4].

Следует подчеркнуть, что автор не стремится исключить термины «СМИ» и «СМК» из научного оборота (в некоторых случаях их использование оправдано), однако представляется очевидным, что в каждом случае употребления они должны сопровождаться указаниями на факт, что они соотносятся с «медиа» как часть и целое.

Принимая во внимание как указанные факты, так и принятую в постсоветском научном дискурсе терминологию, далее термины «медиа» и «масс-медиа» мы предлагаем употреблять в правильном научном значении (в широком смысле, как средства информации и коммуникации), «СМИ» — как медиа-учреждение (медиа-организация) или совокупность таких учреждений (организаций), а «СМК» — как медиа-техническое средство массовой коммуникации, при необходимости конкретизируя нужные акценты, если этого требует контекст.

С учётом высказанных идей, сформулируем понятия «СМИ» и «СМК» конкретно, чтобы завершить рассмотрение опорного термина «медиа» и его аналогов.

Средство массовой информации (СМИ) — это организация, в качестве своей основной деятельности распространяющая массовую информацию с помощью средств массовой коммуникации и иных специфических технологий [5, с. 397] [7, с. 95, 308] [10, с. 532–533].

Средство массовой коммуникации (СМК) — это технический инструмент и связанная с ним возможность распространения с любой целью массовой информации [5, с. 397].

Литература:

  1. История и теория медиа: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 423, [1] с.
  2. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — 4-е изд. — М.: Кучково поле, 2014. — 464 с.
  3. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 380 с.
  4. Стариков А. Г. Масс-медиа современной России. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 250 с.: ил. — (Высшее образование).
  5. Киселёв А. Г. Теория и практика массовой информации: учебник. — М.: КНОРУС, 2012. — 432 с.
  6. Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика. Учебное пособие для вузов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 352 с.: ил.
  7. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медипланирование: Учебное пособие. — М.: Академический проект; Деловая книга, 2009. — 352 с. — (Фундаментальный учебник).
  8. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник / отв. ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. — СПб.: Алетейя, 2016. — 264 с.
  9. Шарков Ф. И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. — 768 с.
  10. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
  11. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: «Русский язык», 1976. — 1096 с.
  12. Monaco J. The Dictionary of New Media — The New Digital World: Video, Audio, Print: Film, Television, DVD, Home Theatre, Satellite, Digital Photography, Wireless, Super CD, Internet. — New York: Harbor Electronic Publishing, 1999. — 282 p.
  13. Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. — Oxford: Oxford University Press, 2011. — 480 p.
  14. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 (дата обращения: 01.05.2017).
  15. Dictionary. Thesaurus // Словарь Уэбстера — онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com (дата обращения: 01.05.2017).
  16. Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org (дата обращения: 01.05.2017).
  17. Media (thesaurus) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/thesaurus/media (дата обращения: 01.05.2017).
  18. Media Queries (стандарт) // Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org/TR/css3-mediaqueries (дата обращения: 01.05.2017).
  19. Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org (дата обращения: 01.05.2017).
  20. Medium (dictionary) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/medium (дата обращения: 01.05.2017).
  21. Mass Medium (dictionary) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/mass%2Bmedium (дата обращения: 01.05.2017).

[1] Единый вариант написания (с дефисом или без) не устоялся.

[2] Op. cit.

[3] На этот же факт указывает Е. Головлева, см. [7, с. 308].

[4] Вывод сделан на основе анализа множества источников, касающихся медиаисследований: как литературы, приведённой в библиографическом списке данной работы, так и иных.

Основные термины (генерируются автоматически): массовой коммуникации, массовой информации, средство массовой коммуникации, средства коммуникации, средство массовой информации, Понимание медиа, новых медиа, средств коммуникации, массовой коммуникации постольку, Средство массовой коммуникации, термина «медиа», массовой информации», средств массовой коммуникации, Слово «медиа», Русскоязычному исследователю медиа, слово «медиа», «средства массовой, средство коммуникации», средством массовой, «Словарь новых медиа.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос