Библиографическое описание:

Ерещенко М. В., Кучеренко К. Медиатекст как новая форма интернет коммуникации // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 22-23.



В статье рассматривается медиатекст как новая форма интернет коммуникации. Дается понятие медиатекста и медиакоммуникации. Особенности тестов СМИ в форме комментария. Представлена характеристика лексического состава аналитических комментариев газовой компании, размещенные в сети Интернет.

Ключевые слова: медиатекст, медиакоммуникация, средства массовой информации, электронные СМИ, PR-текст, информационное пространство, комментарий.

На сегодняшний день общество находится в постоянном поиске и поглощении различной информации. Стремительное развитие, быстротечный ритм жизни, компьютеризация, а также легкий доступ в Интернет — всё это оказывает влияние на способы представления информации, среди которых начинают доминировать визуальные. Именно средства массовой коммуникации (СМИ) и журналистика оказывают мощное воздействие на широкую аудиторию. К традиционным СМИ относятся газеты и журналы, ТВ и радио — телефильмы и кино. Но главное изменение, вошедшее в нашу повседневную жизнь стоит за новым медиа — Интернетом.

Распространение преднамеренно подготовленных материалов, представляющих социальную и личную значимость между различными группами и индивидуумами с помощью технических средств, является процессом медиакоммуникации. Одним из инструментов медиакоммуникации является медиатекст. Российский ученый Г. Я. Солганик дает медиатексту следующее определение: это разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию [1].

Особенностями текстов в электронных СМИ является новостной, информирующий, предписательный характер. Текст обычно представлен в жанре: пресс-релиза, ньюсрелиза, интервью, отчета, факт-листа. В сети Интернет получает распространение ряд речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Среди них можно выделить жанр комментария, заслуживающий, на наш взгляд, отдельного внимания. Комментарий (лат. commentarium — толкование, объяснение, набросок) — жанр аналитической журналистики, отражающий позиции разных представителей социальной практики. Комментарий призван подробно разобрать, объяснить, проанализировать злободневное событие, чье-либо поведение, документ и т. п. с определенной идейно-политической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу [2].

На примере корпоративного сайта ПАО «Газпром» рассмотрим особенности размещения информации для связей с общественностью. Страница Пресс-центра содержит следующие рубрики: Новости «Газпрома»; Колонка Алексея Миллера; Комментарии аналитиков; Пресс-конференции; Репортажи, статьи, интервью; Форумы и выставки; Фотогалерея; Калейдоскоп; Инфографика; Журнал «Газпром»; Журнал «Газовая промышленность»; Контактная информация. Компания открыта для всех журналистов и интересующихся. Новости о «Газпроме» публикуются на сайте, опережая сообщения информационных агентств. В галерее размещены фотографии в высоком разрешении, которые можно использовать со ссылкой на источник. Также на страницах этого раздела можно найти много справочной и аналитической информации, публикаций и эксклюзивных материалов, которые помогут узнать больше о деятельности одной из ведущих энергетических компаний мира.

В своей работе мы так же хотели бы обратить внимание на медиатекст в форме комментария. Данные тексты размещены во вкладке «Комментарии аналитиков». Они не содержат заголовков, но в надзаголовочной части указывается автор комментария и его место работы, чтобы читатель мог понять авторитетность мнения.

Тексты, как правило, объемом 7–10 предложений и разделены на три абзаца. Что касается лексического состава текста, то следует отметить большой объем цифровой информации («выросли на 23 % год к году до 45 млрд. куб. м; поток компании вырос на 31 % год к году и на 42 % за квартал — до 410 млрд. руб.; в третьем квартале составила $6,1 млрд. и оказалась на 7 % выше наших ожиданий; оказался выше наших прогнозов на 7 % и на 10 % соответственно; долг вырос с $25,9 млрд. во втором квартале до $30,4 млрд. в третьем квартале из-за выплаты дивидендов в размере, превышающем $3 млрд.»). Вставные конструкции, обеспечивающие информационную ссылку на авторство: «Мы считаем…; Мы также ожидаем…; Мы рекомендуем…; Мы полагаем…; Благодаря…; Мы прогнозируем…» [3]. Следует обратить внимание, что автором текста является один аналитик, а в тексте употребляется местоимение первого лица множественного числа — «мы», чтобы читатель мог почувствовать свою принадлежность к событию. Ключевыми словами данных аналитических комментариев являются: «неблагоприятные рыночные условия; положительного свободного денежного потока; высокий показатель; низкие капвложения; низким уровнем; положительные результаты; ключевые факторы». Экспрессивно-эмоциональные оттенки вносятся в предложение путем употребления союза «и» в роли частицы [4] «как мы и полагали, и вполне возможно, так и в годовом сопоставлении, как и предполагалось». Такие конструкции способствуют поддержанию эмоциональной связи читателя с автором аналитического обзора.

Таким образом, необходимо осознавать разницу между публицистическими жанрами и отдельными медиа, в частности медиатекстом. При помощи конкретных коммуникативных средств автор создает текст, способный донести необходимую информацию, побудить аудиторию к действию, вызвать реакцию на ситуацию, повлиять на настроение аудитории. Сегодня распространение продукции средств массовой информации не ограничивается периодическим печатным изданием или телепрограммой. Распространение вышло на новый уровень — открытое информационное пространство корпоративного сайта.

Литература:

  1. Солганик, Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. Ун-та. — 2005. — № 2. — С. 7–15. — Серия 10: «Журналистика».
  2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Флинта — Наука, 2003. — 837 с.
  3. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: оф. сайт. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/comments/2016–01–19/#258134 (дата обращения 25.03.2016).
  4. Ерещенко, М. В. Конструкции со служебным словом «И» и их разновидности в современном русском языке: дис. … канд. филол. наук [Текст] / М. В. Ерещенко. — Ростов-на-Дону, 2001. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовой информации, форме комментария, лексического состава, информационное пространство, аналитических комментариев, третьем квартале, лексического состава аналитических, средства массовой, сети Интернет, корпоративного сайта, лексического состава текста, Особенности тестов СМИ, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, жанр аналитической журналистики, специфической текстовой модальностью, поглощении различной информации, принципиальное совпадение производителя, форма интернет коммуникации, Колонка Алексея Миллера.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос