Медиатекст как новая форма интернет коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 08.04.2016

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Ерещенко М. В., Кучеренко К. Медиатекст как новая форма интернет коммуникации // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/111/28206/ (дата обращения: 24.09.2018).



В статье рассматривается медиатекст как новая форма интернет коммуникации. Дается понятие медиатекста и медиакоммуникации. Особенности тестов СМИ в форме комментария. Представлена характеристика лексического состава аналитических комментариев газовой компании, размещенные в сети Интернет.

Ключевые слова: медиатекст, медиакоммуникация, средства массовой информации, электронные СМИ, PR-текст, информационное пространство, комментарий.

На сегодняшний день общество находится в постоянном поиске и поглощении различной информации. Стремительное развитие, быстротечный ритм жизни, компьютеризация, а также легкий доступ в Интернет — всё это оказывает влияние на способы представления информации, среди которых начинают доминировать визуальные. Именно средства массовой коммуникации (СМИ) и журналистика оказывают мощное воздействие на широкую аудиторию. К традиционным СМИ относятся газеты и журналы, ТВ и радио — телефильмы и кино. Но главное изменение, вошедшее в нашу повседневную жизнь стоит за новым медиа — Интернетом.

Распространение преднамеренно подготовленных материалов, представляющих социальную и личную значимость между различными группами и индивидуумами с помощью технических средств, является процессом медиакоммуникации. Одним из инструментов медиакоммуникации является медиатекст. Российский ученый Г. Я. Солганик дает медиатексту следующее определение: это разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию [1].

Особенностями текстов в электронных СМИ является новостной, информирующий, предписательный характер. Текст обычно представлен в жанре: пресс-релиза, ньюсрелиза, интервью, отчета, факт-листа. В сети Интернет получает распространение ряд речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Среди них можно выделить жанр комментария, заслуживающий, на наш взгляд, отдельного внимания. Комментарий (лат. commentarium — толкование, объяснение, набросок) — жанр аналитической журналистики, отражающий позиции разных представителей социальной практики. Комментарий призван подробно разобрать, объяснить, проанализировать злободневное событие, чье-либо поведение, документ и т. п. с определенной идейно-политической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу [2].

На примере корпоративного сайта ПАО «Газпром» рассмотрим особенности размещения информации для связей с общественностью. Страница Пресс-центра содержит следующие рубрики: Новости «Газпрома»; Колонка Алексея Миллера; Комментарии аналитиков; Пресс-конференции; Репортажи, статьи, интервью; Форумы и выставки; Фотогалерея; Калейдоскоп; Инфографика; Журнал «Газпром»; Журнал «Газовая промышленность»; Контактная информация. Компания открыта для всех журналистов и интересующихся. Новости о «Газпроме» публикуются на сайте, опережая сообщения информационных агентств. В галерее размещены фотографии в высоком разрешении, которые можно использовать со ссылкой на источник. Также на страницах этого раздела можно найти много справочной и аналитической информации, публикаций и эксклюзивных материалов, которые помогут узнать больше о деятельности одной из ведущих энергетических компаний мира.

В своей работе мы так же хотели бы обратить внимание на медиатекст в форме комментария. Данные тексты размещены во вкладке «Комментарии аналитиков». Они не содержат заголовков, но в надзаголовочной части указывается автор комментария и его место работы, чтобы читатель мог понять авторитетность мнения.

Тексты, как правило, объемом 7–10 предложений и разделены на три абзаца. Что касается лексического состава текста, то следует отметить большой объем цифровой информации («выросли на 23 % год к году до 45 млрд. куб. м; поток компании вырос на 31 % год к году и на 42 % за квартал — до 410 млрд. руб.; в третьем квартале составила $6,1 млрд. и оказалась на 7 % выше наших ожиданий; оказался выше наших прогнозов на 7 % и на 10 % соответственно; долг вырос с $25,9 млрд. во втором квартале до $30,4 млрд. в третьем квартале из-за выплаты дивидендов в размере, превышающем $3 млрд.»). Вставные конструкции, обеспечивающие информационную ссылку на авторство: «Мы считаем…; Мы также ожидаем…; Мы рекомендуем…; Мы полагаем…; Благодаря…; Мы прогнозируем…» [3]. Следует обратить внимание, что автором текста является один аналитик, а в тексте употребляется местоимение первого лица множественного числа — «мы», чтобы читатель мог почувствовать свою принадлежность к событию. Ключевыми словами данных аналитических комментариев являются: «неблагоприятные рыночные условия; положительного свободного денежного потока; высокий показатель; низкие капвложения; низким уровнем; положительные результаты; ключевые факторы». Экспрессивно-эмоциональные оттенки вносятся в предложение путем употребления союза «и» в роли частицы [4] «как мы и полагали, и вполне возможно, так и в годовом сопоставлении, как и предполагалось». Такие конструкции способствуют поддержанию эмоциональной связи читателя с автором аналитического обзора.

Таким образом, необходимо осознавать разницу между публицистическими жанрами и отдельными медиа, в частности медиатекстом. При помощи конкретных коммуникативных средств автор создает текст, способный донести необходимую информацию, побудить аудиторию к действию, вызвать реакцию на ситуацию, повлиять на настроение аудитории. Сегодня распространение продукции средств массовой информации не ограничивается периодическим печатным изданием или телепрограммой. Распространение вышло на новый уровень — открытое информационное пространство корпоративного сайта.

Литература:

  1. Солганик, Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. Ун-та. — 2005. — № 2. — С. 7–15. — Серия 10: «Журналистика».
  2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Флинта — Наука, 2003. — 837 с.
  3. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: оф. сайт. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/comments/2016–01–19/#258134 (дата обращения 25.03.2016).
  4. Ерещенко, М. В. Конструкции со служебным словом «И» и их разновидности в современном русском языке: дис. … канд. филол. наук [Текст] / М. В. Ерещенко. — Ростов-на-Дону, 2001. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, комментарий, корпоративный сайт, млрд, текст, форма комментария.


Похожие статьи

О роли современных корпоративных СМИ в управлении...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Ограничения, возникающие здесь, также связаны с дефицитом времени, который играет определяющую роль при выборе объема и форм подачи информации.

Социальные комментарии Cackle.

Речевые особенности рекламного текста в бортовом журнале

В настоящее время выпуски большинства корпоративных СМИ размещаются на официальном сайте компаний в формате PDF либо в режиме онлайн-просмотра.

Рекламные тексты в бортовом журнале транслируют информацию о том, что

Социальные комментарии Cackle.

Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями...

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Парафраза сакрального текста как феномен массовой культуры. Основные особенности и функции публицистики как стиля массовой информации.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Любой пользователь в социальной сети, в блогах или на сайте интернет-СМИ может быть тем, кто создаёт посты

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о произошедшем событии, в том числе репортажная, а также комментарий, реплика...

Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки.

В статье описаны основные формы контента современных электронных средств массовой информации (сайтов).

[2] Пользовательский контент — это отзывы, комментарии и другие тексты, написанные интернет-аудиторией.

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

Анализ тональности текста — это сложный процесс, касающийся выделение полезной субъективной информации из текста.

Исследование особенностей аутентификации пользователей корпоративных сетей с использованием

Социальные комментарии Cackle.

Тексты коммерческой рекламы: лингвистические приёмы...

Реклама — это распространяемая в определенной форме информация неличностного

Для анализа нами были взяты самые популярные и продаваемые в Интернете товары за 2016 год (по версии сайта Top10R.ru (Рейтинги мира))

Социальные комментарии Cackle.

Комментарий как особый жанр в интернет-общении

Комментарий, как форма языковой деятельности, является древнейшим способом коммуникации, инструментом познания и осмысления окружающего мира. В узком смысле слова «комментарий» означает замечания и пояснения к какому-либо тексту, а в широком...

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Кроме того, к собственно размещению информации представителями СМИ добавляются комментарии экспертов, лидеров мнений.

На корпоративном сайте предприятия, организации или фирмы функционирует гипертекст — то есть текст, устроенный таким образом...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О роли современных корпоративных СМИ в управлении...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Ограничения, возникающие здесь, также связаны с дефицитом времени, который играет определяющую роль при выборе объема и форм подачи информации.

Социальные комментарии Cackle.

Речевые особенности рекламного текста в бортовом журнале

В настоящее время выпуски большинства корпоративных СМИ размещаются на официальном сайте компаний в формате PDF либо в режиме онлайн-просмотра.

Рекламные тексты в бортовом журнале транслируют информацию о том, что

Социальные комментарии Cackle.

Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями...

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Парафраза сакрального текста как феномен массовой культуры. Основные особенности и функции публицистики как стиля массовой информации.

Пользовательский контент в новых социальных медиа

Любой пользователь в социальной сети, в блогах или на сайте интернет-СМИ может быть тем, кто создаёт посты

Посты в Facebook могут иметь различные жанровые формы: информация о произошедшем событии, в том числе репортажная, а также комментарий, реплика...

Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки.

В статье описаны основные формы контента современных электронных средств массовой информации (сайтов).

[2] Пользовательский контент — это отзывы, комментарии и другие тексты, написанные интернет-аудиторией.

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

Анализ тональности текста — это сложный процесс, касающийся выделение полезной субъективной информации из текста.

Исследование особенностей аутентификации пользователей корпоративных сетей с использованием

Социальные комментарии Cackle.

Тексты коммерческой рекламы: лингвистические приёмы...

Реклама — это распространяемая в определенной форме информация неличностного

Для анализа нами были взяты самые популярные и продаваемые в Интернете товары за 2016 год (по версии сайта Top10R.ru (Рейтинги мира))

Социальные комментарии Cackle.

Комментарий как особый жанр в интернет-общении

Комментарий, как форма языковой деятельности, является древнейшим способом коммуникации, инструментом познания и осмысления окружающего мира. В узком смысле слова «комментарий» означает замечания и пояснения к какому-либо тексту, а в широком...

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Кроме того, к собственно размещению информации представителями СМИ добавляются комментарии экспертов, лидеров мнений.

На корпоративном сайте предприятия, организации или фирмы функционирует гипертекст — то есть текст, устроенный таким образом...

Задать вопрос