Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 26.01.2018

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3099/ (дата обращения: 19.04.2024).



Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в современной педагогической практике. Статья будет интересна для педагогов-музыкантов, которые применяют современные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, мультимедийные образовательные технологии, музыкальная культура, информационные технологии, музыкально-педагогический процесс.

Музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с информатизацией системы образования, внедрением современного инструментария, а также с внедрением в педагогическую практику мультимедийных образовательных технологий. Исследованиями в области внедрения в музыкальную педагогику мультимедийных образовательных технологий занимаются ученые: И. М. Красильников, И. Б. Горбунова, С. П. Полозов, П. Л. Живайкин, Г. Р. Тараева, А. П. Мещеркин, А. Камерис, И. В. Заболотская, М. С. Дядченко, А. И. Марков, Н. С. Мошкарова и другие.

Информатизация музыкального образования осуществляется по следующим направлениям: совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области новых информационных технологий; информатизация процесса обучения и воспитания; оснащение системы образования техническими средствами информатизации; внедрение мультимедийных образовательных технологий в существующую систему взаимодействия педагога и ученика в рамках процесса воспитания музыкальной культуры учащихся; оснащение музыкально-образовательных учреждений современным инструментарием — синтезаторы, цифровые пианино, музыкальные компьютеры.

Мультимедийные образовательные технологии это достаточно молодая и динамично развивающаяся область в музыкальной педагогике. В образовательный процесс Детских музыкальных школ и Детских школ искусств активно внедряются учебные программы доктора педагогических наук, члена Союза композиторов России И. М. Красильникова «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» рекомендованы Министерством Культуры РФ (2002г.), Министерством образования и науки РФ (2005г.). На базе РГПУ им. Герцена создана учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии», сотрудники которой совместно с педагогами «Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова» являются организаторами ежегодной международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование». Сотрудниками учебно-методической лаборатории: И. Б. Горбуновой, С. Ю. Приваловой, М. В. Демидовым, С. В. Чибиревым — разработан инновационный учебно-методический комплекс «Музыкальная информатика». Данный комплекс может быть использован как «дополнительный модуль к стандартной образовательной программе по музыке и информатике». Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, предполагает активное использование современных технических средств воспроизведения звука, набор информационных и иллюстративных материалов, которые способны улучшить качество представляемого материала на уроках, поддержать творческую деятельность учащихся, тем самым оказывая положительное влияние на воспитание музыкальной культуры учащихся. Данный учебный комплекс был успешно апробирован в пилотных регионах страны и внедряется в музыкально-образовательный процесс школ Санкт-Петербурга, Мурманска, Петрозаводска, Челябинска.

На базе Новосибирской Государственной Консерватории им. М. И. Глинки разработан курс «Музыкальная информатика» по специальностям «Композиция» и «Музыковедение» преподавателями А. П. Ментюковым и А. Г. Михайленко. По мнению разработчиков данной программы, в современных условиях необходимо музыканту — педагогу владеть электронным оборудованием, персональным компьютером, необходимо умение пользоваться новыми информационными технологиями. Авторы программы выделяют главную цель — выработать у студентов потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности — творческой, научной и преподавательской, и в педагогической практике способствовать воспитанию музыкальной культуры у подрастающего поколения.

В МГИМ им. Шнитке организована работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения студентов-музыкантов. Разработаны курсы «Информатика», «Музыкальная информатика».

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) на музыкальном факультете с 2005 года введена новая специализация для студентов — «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», где изучаются студентами под руководством опытных педагогов — музыкантов современные музыкальные программы и методики их внедрения в педагогическую практику.

По мнению И. В. Заболотской «накопленные на сегодняшний день теоретические и практические знания свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов», а также для воспитания музыкальной культуры у подрастающего поколения. [1]

Но в тоже время внедрение мультимедийных образовательных технологий в процесс воспитания музыкальной культуры учащихся затруднен. Данная проблема заключается в отсутствии педагогических рекомендаций, методических разработок применения современных технологий и педагогически обоснованной концепции использования мультимедийных образовательных технологий в практической музыкальной деятельности.

Мультимедийные образовательные технологии — это одно из перспективных направлений в музыкальном образовании, которое связано с информатизацией учебного процесса, с усовершенствованием программного и методического обеспечения и материальной базы. Целью применения мультимедийных технологий в процессе воспитания музыкальной культуры учащихся является — оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum — много и media — medium — средоточие; средства, то есть представляет собой электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.) [2]

К мультимедийным технологиям мы относим: 1) технологию, описывающую порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; 2) информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; 3) компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; 4) особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т. п.).

В процессе воспитания музыкальной культуры учащихся мультимедийные образовательные технологии используются для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии, мультимедийные сборники, справочники.

Г. Б. Половина выделяет следующие достоинства применения мультимедиа технологий в образовании: использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; возможность постоянного обновления информации; возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок. [3]

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования» выделяет следующие характеристики мультимедийных образовательных технологий в музыкальном образовании: создание с помощью мультимедийных технологий однородной интерактивной образовательной среды, создание условий для развивающего обучения, обеспечение индивидуализированного подхода, учитывая задатки учащихся. [4]

Из выше изложенного можно сделать вывод, что внедрение мультимедийных образовательных средств является актуальной задачей в современной музыкальной педагогике. Музыкальная педагогика переживает этап накопления опыта в эффективном применении современных образовательных технологий в процессе воспитания музыкальной культуры у подрастающего поколения.

Г. Р. Тараевой представлен план внедрения мультимедийных технологий в музыкально-педагогический процесс:

‒ экспериментальная (в рамках индивидуальных опытов) электронная поддержка учебного процесса;

‒ разработка жанров и типов электронных методических ресурсов;

‒ выработка технологических рекомендаций по их созданию;

‒ универсализация электронного контента в рамках учебного заведения. [5]

Применение мультимедийных образовательных технологий в процессе воспитания музыкальной культуры можно охарактеризовать следующим образом:

‒ создание интерактивной учебной среды;

‒ обеспечение индивидуализированного подхода к учащимся (учитывая задатки и способности каждого ученика — реализации концепции личностно-ориентированного обучения);

‒ организация для учащихся самостоятельного поиска нужной информации;

‒ организация проектной деятельности;

‒ создание средств «учебного назначения, принципиально отличающихся от печатных изданий, обеспечивая диалоговый режим взаимодействия между учащимися и «программным продуктом». [5]

И. В. Робер в своей работе «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования» выделяет основные дидактические положения использования мультимедийных образовательных технологий: индивидуализация процесса обучения; осуществление диагностики результатов учебной деятельности; организация самоконтроля; компьютерная визуализация учебной информации; моделирование и имитация изучаемых или используемых объектов, процессов и явлений; использование информационных баз данных и обеспечение доступа к сетевым ресурсам; усиление мотивации обучения; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного и теоретического). [6]

Мы выделяем следующие компоненты мультимедийных образовательных технологий: 1) теоретический и методический материал для педагогов; 2) справочные системы для педагогов и учащихся; 3) тренажеры для развития музыкальных умений и навыков и опыта музыкально-творческой деятельности; 4) тестирующие программы и тренажеры для определения уровня развития музыкальных способностей учащихся; 5) Аудио и видео приложения для использования на уроках сольфеджио, музыкальной литературы и для самостоятельной подготовки учащихся.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, программы для пения караоке, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Можно сделать вывод, что развитие мультимедийных технологий в современной музыкальной педагогике вносит существенные преобразования в учебно-воспитательный процесс, делая его наиболее современным. Современные информационные технологии, ориентированные на музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом. Таким образом, информационные технологии, став реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, способны расширить сферу профессиональной деятельности музыканта, создают предпосылки формирования новой образовательно-творческой среды. Можно выделить дидактическую функцию мультимедийных образовательных технологий, при этом необходимо учитывать подбор педагогических мультимедийных программ и их сочетаний в соответствии с поставленными задачами. Н. В. Клемешова выявила, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства в учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. [7]

Таким образом, применение мультимедийных образовательных технологий существенно влияет на музыкально-педагогический процесс:

‒ меняется форма и характер наглядности, аудиовизуальное восприятие материала существенно повышает долю его усвоения;

‒ учащийся получает реальную возможность самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

‒ учащийся получает возможность заниматься самообразованием;

‒ осуществляется интеграция знаний из различных областей для решения образовательных задач;

‒ полнее раскрывается потенциал известных ранее методов обучения, в первую очередь методов, направленных на творческое развитие личности (например, метод проектной деятельности);

‒ процесс обучения становится более дифференцированным.

Мультимедийные образовательные технологии должны соответствовать определенным требованиям:

‒ эффективность с педагогической и дидактической точек зрения;

‒ мультимедийные образовательные технологии должны органично сочетаться с традиционными методиками преподавания предмета;

‒ при работе с мультимедийными презентациями необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятие информации;

‒ учет психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся;

‒ учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала;

Литература:

  1. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании, дис. кан. пед. наук: 13.00.01, Санкт-Петербург, 2000. — 196 с.
  2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.-СПб. 1998. — 1456 с.
  3. Половина Г. Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование2009. № 5.
  4. Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования / Н. С. Мошкарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4 (106). — С. 119–122. (п.л.).
  5. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. — 128 с.
  6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994. 205 с.
  7. Клемешова Н. В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук — Калининград, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальная культура учащихся, музыкальное образование, процесс воспитания, музыкально-педагогический процесс, педагогическая практика, подрастающее поколение, процесс обучения, учебная деятельность.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная...

...музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс, электронное музыкальное творчество.

музыкальная культура, музыкальная педагогика...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс... Музыкальное образование в системе...

Музыка как средство педагогического воздействия

детская музыкальная школа, современная музыкальная педагогика, общее музыкальное образование, музыкальное обучение.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное образование, музыкальная культура, общественная жизнь... Музыка как средство педагогического воздействия. Если в процессе музыкального...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, практическая деятельность, музыкальное обучение...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Что, если бы была одна деятельность, которая могла бы принести пользу каждому ученику в каждой школе по всей стране? Активность, которая может улучшить оценки и оценки стандартизованного тестирования?

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная...

...музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс, электронное музыкальное творчество.

музыкальная культура, музыкальная педагогика...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс... Музыкальное образование в системе...

Музыка как средство педагогического воздействия

детская музыкальная школа, современная музыкальная педагогика, общее музыкальное образование, музыкальное обучение.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное образование, музыкальная культура, общественная жизнь... Музыка как средство педагогического воздействия. Если в процессе музыкального...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, практическая деятельность, музыкальное обучение...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Что, если бы была одна деятельность, которая могла бы принести пользу каждому ученику в каждой школе по всей стране? Активность, которая может улучшить оценки и оценки стандартизованного тестирования?

Задать вопрос