Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 22.04.2015

Статья просмотрена: 3096 раз

Библиографическое описание:

Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания / Л. С. Гордеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7926/ (дата обращения: 20.04.2024).

А по труду — и награда...

 

На сегодняшний день каждый дошкольник нуждается в познании окружающего мира природы, хотя бы в силу его любознательности и интереса к чему то новому. Задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний, что в дальнейшем обеспечит успешность ребенка на следующей ступени образования.

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева. Почему дерево? Потому, что дерево — живое, доброе существо, которое символизирует своим ростом и развитием возможности человека, находящегося в гармонии с окружающим миром. Давайте, посмотрим на построение природного объекта, характеризующего мое направление работы.

Итак, если мы решили вырастить дерево или любой другой природный объект, будь то цветок, кустарник и т. д., то первым делом мы выбираем почву, от которой зависит вырастит у нас что-нибудь или нет.

Поэтому прежде, чем выбрать то или иное направление своей работы я ориентируюсь на нормативные документы, такие как Закон об образовании, ФГОС ДО и Основную общеобразовательную программу ДОУ, это и будет являться основой, почвой, фундаментом в моей педагогической практике.

Да, но выбрать почву, это только начало, дальнейшее развитие природного объекта зависит только от нас. Что обычно мы делаем после выбора фундамента? Конечно же совершаем посадку семян. В данном случае моим семенем является актуальность моего опыта работы. В поиске ответа на данный вопрос, я опять обращаюсь к нормативным документам, а именно: ФГОС ДО, в котором в познавательном развитии определено «.....ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы…, …склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет....», также обращаю внимание на интересы детей и запросы родителей — все это в целом составляет актуальность моего опыта работы.

Итак, кажется, что все уже сделано, но это совсем не так. Мало — посадить семечку, чтобы из нее что то выросло, необходимо приложить усилия.

Поэтому определив, что мой опыт является актуальным, я ставлю перед собой следующую цель — развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Для достижения цели, решаю следующие задачи:

1.         Обогащение условий для развития познавательной активности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

2.         Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания

3.         Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Именно цель и задачи способствуют появлению первых ростков семени. Вот здесь развитие может приостановится, но если продолжать прикладывать усилия, то росток преобразуется с решением задач, давайте представим.

Для начала вспомним — посадив семя, что необходимо делать? Конечно же, ухаживать. И в моем случае, я не буду упускать из вида этот момент. Как нужно ухаживать? Очень просто — создать условия. Что такое условия? Если мы говорим о природном объекте, то это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной. В данном случае естественную среду ассоциирую с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.

В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем? Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике. Поэтому я обозначила среду как экологическую и разделила ее на внутреннюю и внешнюю. Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать, поэтому для обогащения мною созданы:

-          модели климатических зон;

-          уголок природы;

-          огород на окне;

-          центр экспериментально-исследовательской деятельности;

-          познавательные коллекции;

-          экобиблиотека;

-          дидактические игры и пособия.

Считаю, использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому использую в своей работе внешнюю среду: естественную (экскурсии, походы) и специально созданную, в обогащении которой я непосредственно принимала участие, а именно:

-          оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;

-          участие в оформлении учебно-опытного участка;

-          использование возможностей теплицы и открытого грунта для выращивания растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;

-          с помощью метеостанции я совместно с детьми определяю погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляю характерные особенности погоды в любое время года.

Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть как мало, так и много.

Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.

Что же послужит дальнейшему росту и развитию? Конечно же формы и методы работы с детьми — это и будет развитие моего дерева, в виде ответвлений, а именно:

-          Наблюдения

-          Опытническая деятельность

-          Проектная деятельность, которая рождается в процессе простых опытов.

-          Игровая деятельность: театрализованные игры, игры-имитации и т. д.

-          Экологические акции

-          Использование ИКТ

-          НОД

Итак, мое дерево растет и развивается...

Успех моей работы, в данном случае развитие дерева, зависит и от взаимодействия с родителями, ФГОС, также подтверждает это. Ведь если в выращивании дерева или любого другого природного объекта будут принимать участие несколько человек, то оно явно не будет лишено заботы и ухода, а значит рост и развитие будет только ускоряться.

Выше мной было сказано, что росток преобразуется с решением задач, поэтому для решения задачи по повышению компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста, я использую следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:

-          родительские собрания на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

-          консультации, беседы «Ребенок в мире растений» и др.

-          привлечение к участию в экологических акциях (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек)

-          дни открытых дверей;

-          совместные экскурсии: на учебно-опытный участок, на экологическую тропу, в естественное природное окружение и т. д.

-          выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-          участие родителей в подготовке и проведении экологических праздников, досугов;

-          оформление фотовыставок;

-          совместное обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-          практикумы;

-          наглядное и устное информирование.

Именно, взаимодействие образует в моем дереве крону дерева. Я использую различные формы работы, но хотела бы отметить особенно экологические акции, в рамках которых мы совместно с родителями озеленяем территорию ДОУ, строим кормушки, оформляем сюжетные зоны. В ходе такой живой практической работы дети и родители объединяются, а значит мое дерево крепнет и продолжает развитие, не смотря на то, что это уже практически полноценное дерево. Да, я не ошиблась, сказав почти полноценное, ведь полноценным оно станет тогда, когда даст плоды.

Что же будут символизировать плоды? Конечно же, результат. Для меня самое главное, что в результате грамотно выстроенной и слаженной работы я получаю результат — плоды, не только в виде практических умений, полученных детьми, но и в виде достижений в познавательном развитии детей в процессе экологического образования.

А оценивая результат, я могу отметить сформированность активной позиции ребенка как субъекта познавательных отношений, сформированность мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности, к поиску информации, к жажде получения знаний, что обеспечит дальнейшую успешность в жизни. Все это образует дерево с плодами. А проще говоря, по труду — и награда....

В заключении хотелось бы отметить, что любой образовательный процесс необходимо строить с основы — фундамента, в результате чего мы сможем выстроить ту или иную взаимосвязанную модель (почва — семя — росток ствол — дерево — крона — плоды), и на завершающем этапе получим результат — объект (дерево с плодами). А если грамотно осуществить построение абсолютно любого образовательного процесса, то основой и фундаментом станет сам педагог, возможностями в поиске форм и методов работы будут — руки и голова, что образует в конечном итоге также развитие дерева, а в завершении построения процесса, дерево даст свои плоды.

 

Литература:

 

1.         Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2008г.- 108с.

2.         Дыбина О. В., Анфисова С Е., Гербова В. В., Комарова Т. С. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.-57 с.

3.         Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду / Ефимова Е., Смирнова В.// Детский сад от А.до Я. — 2008. — № 6. — С. 23–29.

4.         Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» — М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.

5.         Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» — М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.; Творческий центр Сфера. — 256 с.

6.         Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. — М.: Просвещение,1992г.- 163с.

7.         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

9.         ФГОС ДО, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, мое дерево, дерево, плод, познавательная активность, процесс, развитие, экологическое воспитание, внутренняя среда, образовательный процесс.

Похожие статьи

Экологическая культура как средство познавательного...

экологическая культура, экологическое образование, детский сад, познавательное развитие, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающая среда, природа, грамотное поведение.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание

Ребенок — дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение...

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Похожие статьи

Экологическая культура как средство познавательного...

экологическая культура, экологическое образование, детский сад, познавательное развитие, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающая среда, природа, грамотное поведение.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание

Ребенок — дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение...

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.