Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Голд Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 21.08.2018).

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1)        развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2)        учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3)        развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

-          формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной),

-          ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),

-          ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),

-          организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

На первом этапе работы необходимо:

-          проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает группа,

-          создать все необходимые условия для развития речи детей по теме «Знакомим с родным городом»,

-          составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического процесса: с детьми, с родителями воспитанников и с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами).

При создании развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

1.      Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2.      Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3.      Обеспечение возможности для исследования и изучения.

При составлении плана программы работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом была продумана среда группы. Это специально отведенное место, где собраны игры, упражнения, дидактические пособия и т. д. Так, например, для развития у детей интереса к истории и культуре родного края, города, семьи в развивающей среде группы имеются открытки с видами Санкт-Петербурга, иллюстрации, конструкторы и бросовый материал, позволяющий моделировать среду города. Имеются подборки иллюстративного, дидактического материала, тематические альбомы, игры:

-          о достопримечательностях города,

-          об известных людях,

-          об истории города (мифы и легенды), о защитниках и героях города;

-          о культурных традициях города (Петербургский этикет);

-          о памятниках культуры и культурных учреждениях;

-          материалы по ознакомлению с городской символикой и властью города (губернатором);

-          материалы для проведения экскурсий (ближайшее окружение; материалы, позволяющие рассказать детям о трех эпохах жизни города: возникновение города при Петре I; Ленинград (наличие книг о Ленинграде); Санкт- Петербург (современный город);

-          сценарии, атрибуты, декорации, элементы костюмов для вечеров развлечений и т. д.

-          материалы по воспитанию культуры петербуржца, по формированию умений правильного поведения в общественных местах (театре, музее, в гостях, столовый этикет).

-          фотоальбомы, издаются семейные газеты, сценарии семейных праздников, картотека семейных блюд и т. д.

Сегодня в практике работы имеют место разные формы занятий: игра-занятие; занятие- открытие с постановкой проблемных заданий; занятие-загадка; занятия с элементами занимательности. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в регламентированной, совместной и самостоятельной. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи. Необходимо помнить и понимать, что в системе работы лежит комплексный подход, ведущим принципом является принцип взаимосвязи разных речевых задач (в зависимости от возраста детей). На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной речи, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

-          Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

-          Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

-          Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

-          Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1        структурное (фонетика, лексика и грамматика),

2        функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого развития),

3        когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В исследованиях функционального направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрявцева, О. С. Ушакова, А. В. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина и др.), авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. д. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектным по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша. В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

-          ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.);

-          логика выражения;

-          форма выражения (эмоциональность изложения), структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

-          владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

-          умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять),

-          знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

-          умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают — воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

-          начало (цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

-          основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

-          конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1.                  Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья?; репродуктивные вопросы (простые по содержанию): что? где?

2.                  Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации),

3.                  Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д.), дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

-          образец, чтение произведения,

-          вопросы, объяснения и указания,

-          обращение к личному опыту детей,

-          подсказ слова или фразы воспитателем,

-          совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях),

-          отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз),

-          пересказ по частям,

-          пересказ по ролям,

-          хоровое проговаривание,

-          игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ — самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Главная цель нашей работы, чтобы дети полюбили свой Петербург, чтобы могли литературным, грамотным языком передать свои впечатления о красоте города, чтобы у них к концу дошкольного возраста сформировалась гражданская позиция, произошло осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры. Я думаю, что совместными усилиями педагогов, родителей мы сможем достигнуть этого.

Мы полностью согласны с позицией Галины Тимофеевны Алифановой: «Разве можно протестировать любовь или духовный кругозор? Можно ли измерить уровень сознательности личности и интерес к родному городу? Мне думается, что нет. Люблю — значит знаю… Знаю, значит — люблю».

Наша цель, чтобы ребенок пронес свою любовь к родному городу через всю жизнь, чтобы с нашей помощью смог войти в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами.

 

Литература:

 

1.                  Чудесный город: Петербургская тетрадь. Учебное пособие для начальной школы, Ермолаева Л. К., Лебедева И. М.: СМИО-пресс, 2010 г.

2.                  Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. З., Шейко Н. Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края — СПб СМИО Пресс, 2006 г.

3.                  Программа «Взрослеем вместе с городом» Г. С. Вежель (интернет)

4.                  Н. В. Алешина. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий — Изд. Творческий центр, 1999 г.

5.                  Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» (утверждена приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга № 1014 от 26.06.03 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, ребенок, связная речь, дошкольный возраст, родной город, развитие, прием обучения, Петербург, Ленинград, высокий уровень.

Похожие статьи

родной язык, ребенок, связная речь, дошкольный возраст...

Создание условий для развития речи детей на примере... родной язык, ребенок, связная речь, дошкольный возраст, родной город, развитие, прием обучения, Петербург, Ленинград, высокий уровень.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте. ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист. Похожие статьи.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте. ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспитания...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

родной язык, ребенок, связная речь, дошкольный возраст...

Создание условий для развития речи детей на примере... родной язык, ребенок, связная речь, дошкольный возраст, родной город, развитие, прием обучения, Петербург, Ленинград, высокий уровень.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте. ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист. Похожие статьи.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте. ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием, сочинительство сказок, желтый лист.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспитания...

Задать вопрос