Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.11.2017

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Вяткина Н. И., Ачкасова Ю. В. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 281-283. — URL https://moluch.ru/archive/180/46492/ (дата обращения: 22.04.2018).



Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй), в том числе связной речи.

Исследователи В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Л. Ф. Спирова считают развитие диалогической речи главной задачей речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку у детей с данной нозологией недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. В дальнейшем это приводит к тому, что ребенок значительно отстает от возрастной нормы.

По данным Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, В. И. Селиверстова, Г. В. Чиркиной и др. это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.

Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.

Исследователи указывают на тот факт, что формирование диалогической речи имеет большое значение в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Вопрос методики коррекции и развития диалогической речи у данной категории детей становится одним из актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Вопросами изучения диалогического общения дошкольников занимались такие исследователи как: Е. Г. Федосеева, А. Г. Арушанова, Л. Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И. С. Назметдинова, А. В. Чулкова, А. А. Соколова. В написании работы нами сделан упор на этих и других авторов. Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей, С. В. Проняева, Е. М. Алифанова, С. Е. Привалова, Л. Л. Дубинина.

Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование диалогической речи является одним из условий правильного развития связной речи, полноценного речевого общения и, следовательно, успешной адаптации выпускников дошкольных учреждений к образовательным школам.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью. Согласно ФГОС ДО базисный уровень готовности дошкольника к школе ориентирует на следующие качества: ребенок использует свою речь для выражения своих мыслей, способен договариваться, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; реализуется, прежде всего, по средствам диалогической речи.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость нашей исследовательской работы. Своевременное выявление и коррекция особенностей усвоения диалогической речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, является одним из условий речевого общения, развития связной речи, но и технология данного процесса требует учета индивидуального и дифференцированного подхода к подбору логопедических заданий.

Цель исследования: выявить особенности диалогической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

Развитие диалогической речи у детей — это сложный многоуровневый процесс, формирующийся в ходе общения и коммуникативной деятельности на основе биологических и социальных предпосылок. При нормальном развитии у дошкольников к пяти годам совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания.

Недостатки в формировании диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи в основном проявляются, в нарушении средств общения (простые предложения, ограниченный словарный запас, полиморфное нарушение звуков, аграмматизмы в экспрессивной речи, грубые ошибки в понимании речи), что приводит к нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей. и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Анализ рассмотренных методик по развитию диалогической речи позволяет достичь благоприятных результатов, при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учет индивидуальных возможностей детей, осуществление дифференцированного подхода, учет ведущего вида речи II уровня.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Ачинска.

В эксперименте принимали участие 6 детей 5–6 летнего возраста, посещающих старшую группу компенсирующей направленности, обучающихся первый год по АООП для детей с ТНР.

При комплектовании экспериментальной группы учитывались следующие критерии:

  1. Одинаковая возрастная категория (все дети, участвовавшие в экспериментальной работе, достигли возраста 5–6 лет);
  2. Характер дефекта (общие недоразвитие речи II уровня).

При проведении констатирующего эксперимента нами использовалась методика, предложенная Р. Е. Левиной, для обследования особенности диалогической речи у дошкольников, дополненная бальной системой Е. Г. Федосеевой, с использованием авторского вклада, который заключался в организации процедуры обследования (использование микрофона) и методика, предложенной М. И. Лисиной, апробированная на детях с нормальным речевым развитием, для определения ведущей формы общения у дошкольников с взрослыми.

Результаты определения ведущей формы общения с взрослыми у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показали, что большинство дошкольников находятся на уровне ситуативно-деловой формы общения, что говорит об отсутствии познавательных интересов и о неспособности детей к внеситуативной беседе. Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания. Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня:

– словарный запас качественно не полноценен;

– затруднения в построении речевых высказываний;

– ошибки при согласовании существительных с глаголами;

– не использование предлогов;

– ошибки в изменении существительных по падежам;

– смешение родовых понятий.

Основные затруднения связаны с избирательным вступлением в контакт со взрослыми, испытуемые с нежеланием участвовали в беседе, инициатива общения в большинстве случаев исходила от экспериментатора. Большинство дошкольников затруднились сформулировать вопрос, возможно, это связано с недостаточно развитым словесно-логическим мышлением, не достаточной концентрацией внимания на вопросе, использования речевых средств не в полном объеме. Недостаточное развитие психических неречевых функций приводит к тому, что воспринимая детьми информация неполноценна по объему и качеству, слабо стимулирует дальнейшие развитие и приводит к недостаточному уровню сформированности представлений об окружающей действительности. В свою очередь, чтоб овладеть словом, ребенок должен научиться обобщать полученную информацию. Полиморфное нарушение в произношении, нарушения слоговой структуры слова, отражалось на высказываниях испытуемых в труднодоступности, малоразборчивости, общее звучание речи малопонятно для окружающих. Можно также предположить, что причины, лежащие в основе психического и речевого недоразвития детей с ОНР, связаны с нарушением их раннего развития. Анализ анамнестических данных позволил определить характерные для данной категории дошкольников патологические факторы, которые приводят к отклонениям психоречевого развития. Это нарушение у матери протекания беременности и родов (токсикозы первой половины беременности, применения стимуляции во время родов, угроза выкидыша), кесарево сечение, ранняя госпитализация детей (связанная с травмами шейного отдела, перенесенными заболеваниями), неблагоприятное влияние социально-психологических факторов.

По результатам исследования мы выделили две типологические группы испытуемых, с неоднородностью развития, как неречевых психических функций, так и диалогической речи:

I типогруппа — испытуемых с выраженными недостатками диалогической речи, составили 67 % детей с ОНР, обусловлено дизартрией. Анамнезы детей этой группы характеризовались наличием разнообразных патологий в период раннего развития. При выявлений особенностей диалогической речи были отмечены трудности актуализации словаря, трудности при построении предложений, синтаксические ошибки, не использование предлогов, замены родовых понятий, использования речевых средств не в полном объеме, речь интонационно не выразительна, недостаточно развита мимика, при беседе отмечались сопутствующие движения, избирательно вступали в контакт со взрослыми.

Во II типогруппу испытуемых вошли 33 % детей с неосложненной формой ОНР. Анализ анамнезов и данных медицинских обследований детей, составивших данную группу, показал, что эти испытуемые не имели выраженных нервно-психических нарушений и поражений ЦНС. У детей второй типогруппы наблюдалось значительное расхождение между пассивным и активным словарем, нет грубых нарушений в слоговой структуре слова. Используют в речи, помимо существительных и глаголов, прилагательные. При исследовании были выявлены незначительные недостатки диалогической речи, испытуемые пользуются средствами общения, но в речи присутствуют грубые аграмматизмы, их предложения малоинформативные, при формулировке предложений были отмечены синтаксические ошибки, на контакт со взрослыми идут достаточно легко и охотно, но при этом не проявляют инициативу, их высказывания сами по себе, о своем, часто не относящиеся к теме беседы.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что особенности диалогической речи взаимосвязаны с недоразвитием у детей неречевых психических функций, недостаточным уровнем развития мыслительных операций и мышления в целом. Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей с ОНР должна осуществляется параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций, познавательных способностей. Иначе говоря, результаты констатирующего эксперимента определяют необходимость целенаправленной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Необходимость комплексного подхода с участием смежных специалистов (педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова.-2-е изд.-М.: Мозайка-Синтез, 2005.-120с.
  3. Выготский Л. С. Детская речь: введение в методологические основы психологии/ Л. С. Выготский.-3-е изд., стер. — М.: Педагогика, 2006. — 420 с.
  4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А. Н. Гвоздев. — Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, — 459с.
  5. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис…. канд. пед. наук:13.00.03/Федосеева Елена Геннадьевна-Москва.-1999.-191с.
  6. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2010. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогической речи, общим недоразвитием речи, особенности диалогической речи, старшего дошкольного возраста, развития диалогической речи, развитие диалогической речи, детей старшего дошкольного, развитию диалогической речи, связной речи, формирование диалогической речи, развития связной речи, недоразвитие речи, диалогической речи главной, Особенности диалогической речи, речи детей, диалогической речи детьми, Нарушение диалогической речи, средствам диалогической речи, Развитие диалогической речи, формировании диалогической речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос