Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 249-251. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7851/ (дата обращения: 24.10.2018).

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII — X классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика — могучий инструмент для получения новых знаний.

С 9 по 17 марта 2015 г. в России впервые прошла Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организатором которой выступил Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Мероприятие было приурочено ко Всемирной неделе денег. В 17 регионах страны было проведено множество разнообразных мероприятий, целью которых было привлечение внимания молодежи к необходимости финансового планирования.

Экспериментальная школьная практика «Математика в экономике», предназначенная для учащихся десятых классов, может считаться составной частью программы повышения финансовой грамотности населения.

Программа школьной практики в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются. Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.

Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными.

Цели курса:

 интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.

Задачи курса:

-          сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

-          сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

-          познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

-          научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

-          школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;

-          привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

-          познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

 

Наименование раздела

лекции

практика

комп. занятия

форма контроля

1

 Метод математических моделей. Понятие о математических моделях. Математические модели в экономике.

1

 

 

 

2

Функции в экономике. Линейная функция. Функции спроса и предложения. Равновесная цена. Понятие эластичности функции.

1

1

 

 

3

Системы уравнений и рыночные отношения. Модель Леонтьева — задача о межотраслевом балансе.

1

2

1

 

4

Уравнение прямой на плоскости. Геометрическая интерпретация линейного неравенства с двумя переменными. Графическое решение системы неравенств. Графический метод нахождения экстремума функции с экономическими параметрами при ограничениях. (задача о рационе).

1

2

1

 

5

Банковские операции. Сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке.

1

1

1

 

6

Финансовые потоки и стоимость инвестиций. Различные способы расчета современной стоимости потока платежей.

1

2

1

 

 

Итого:

6

8

4

защита курсовой работы

 

Всего по дисциплине:

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.   Шершнев В. Г. Линейная алгебра ч.1. Учебное пособие. М.: Менеджер, 2007.

2.   Сагитов Р. В., Шершнев В. Г. Линейная алгебра.Часть 2. Учебное пособие.М., «Менеджер», 2007.

3.   Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

4.   Четыркин Е. М. Финансовая математика. М.,Изд.дом «Дело» РАНХиГС, 2011, 392 стр.

5.   Чуйко А. С., Шершнев В. Г. Математические основы финансового обслуживания. М: Менеджер, 2010.

6.   Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.

7.   Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. Изд. «Молодой ученый», «Педагогика высшей школы», № 1, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): VII, математический аппарат, Российская Федерация, Россия, финансовая грамотность населения, экономика.

Похожие статьи

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации...

Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и

Основные термины (генерируются автоматически): школьная математика, математический аппарат, финансовая грамотность...

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой...

Экономическое мышление и финансовая грамотность как... Экспериментальная школьная практика «Математика в экономике».

Основные термины (генерируются автоматически): VII, математический аппарат, Российская Федерация, Россия...

Влияние финансовой грамотности на уровень материального...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

финансовая грамотность, курс, студент, знание, распределение ответов респондентов, общий итог, Российская Федерация, институт, пятибалльная шкала, финансовая грамотность населения.

Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие...

Уровень финансовой грамотности населения касается не только несовершеннолетних.

Финансовая грамотность – залог развития и здоровья экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Россия, экономический рост...

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо методическое обеспечение.

Повышение финансовой грамотности населения: опыт Сингапура

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания.

Формирование финансовой грамотности на уроках физики...

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]

Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность как необходимый элемент социализации в условиях рыночной экономики / Е. В. Савицкая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации...

Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и

Основные термины (генерируются автоматически): школьная математика, математический аппарат, финансовая грамотность...

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой...

Экономическое мышление и финансовая грамотность как... Экспериментальная школьная практика «Математика в экономике».

Основные термины (генерируются автоматически): VII, математический аппарат, Российская Федерация, Россия...

Влияние финансовой грамотности на уровень материального...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

финансовая грамотность, курс, студент, знание, распределение ответов респондентов, общий итог, Российская Федерация, институт, пятибалльная шкала, финансовая грамотность населения.

Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие...

Уровень финансовой грамотности населения касается не только несовершеннолетних.

Финансовая грамотность – залог развития и здоровья экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Россия, экономический рост...

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо методическое обеспечение.

Повышение финансовой грамотности населения: опыт Сингапура

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания.

Формирование финансовой грамотности на уроках физики...

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]

Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность как необходимый элемент социализации в условиях рыночной экономики / Е. В. Савицкая...

Задать вопрос