Библиографическое описание:

Бадмаева А. В. Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие в экономическом росте России // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 142-143.

Актуальность темы исследования: особенности экономического сознания подростков, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте страны взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Уровень финансовой грамотности населения касается не только несовершеннолетних. Это крупная общегосударственная проблема, от которой напрямую зависит развитие экономики. Там, где финансовая грамотность небольшая, возможности экономического роста неизбежно ограничены. Как в начале ХХ века страна не могла совершить индустриальный рывок, не ликвидировав неграмотность, так и сегодня мы не можем войти в постиндустриальное общество с низким уровнем экономической культуры.

Сегодня эти подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится финансовая привычка управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.

Исследователи экономисты считают, что главными ресурсами будущего станут информация и знания. Тогда знания какого характера нам, несовершеннолетним, пригодятся больше всего? Какую информацию можно будет считать действительно актуальной и нужной? В условиях рыночной экономики, по моему глубокому убеждению, знать то, как заработать деньги, рационально ими воспользоваться, быть грамотным в финансово-экономическом плане и, наконец, ясно понимать то, как реально функционирует экономика - это не просто важно, а порой жизненно необходимо.

Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. По-моему мнению, чем раньше несовершеннолетние начнут изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем успешнее они смогут построить свое будущее. Изучение экономики помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.

С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. Кто из нас не хотел бы жить обеспеченно? Многие думают о том, как увеличить свои  финансовые  потоки в жизни. Другие – как правильно их распределять и инвестировать. Слово «экономика» - реальность в мире человеческих отношений. В газетах и на телеэкранах мелькают «рентабельность», «конкурентоспособность», «инвестиции», «доллар», «евро», а дома, на работе или на улице «сколько стоит», «одолжи на месяц», «где взять деньги»... Вечная нехватка денег — вот та проблема, которая стоит перед подавляющим большинством людей не только нашей необъятной Родины, но и всего мира. Нехватка денег рождается оттого, что каждый день мы совершаем одни и те же ошибки снова и снова, а потом удивляемся — почему же нам вечно не хватает денег. Во все времена перед человеком всегда возникали конкретные жизненные, в том числе и экономические ситуации и проблемы. Очевидно также, что материальные блага играют важную роль в нашей повседневной социальной жизни – причем не только в рекламе и телевизионных программах, но также и в способах нашего восприятия самих себя и других людей. Социально-экономический кризис общественного развития втягивает в экономические отношения и подрастающее поколение. У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей. Быть финансово грамотным важно в наши дни для всякого человека, независимо от возраста и от того, трудится ли он на государственном предприятии, учится в школе, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Хороший уровень финансовой грамотности  необходим каждому человеку не только для достижения его финансовых целей и обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

«Экономика» - это слово знакомо несовершеннолетнему с детства, ибо с этим понятием он связывает определенные свои и иные материальные блага. А с понятием, что такое финансовая грамотность и как несовершеннолетний может участвовать в экономическом росте своей страны, не каждый сумеет определиться. В ситуации экономической неопределенности важно помочь несовершеннолетним овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

Задачи исследования предопределили структуру моей работы. Внимание к проблеме невысокого уровня финансовой грамотности большинства людей в России остается пристальным на протяжении как минимум пяти последних лет: в стране реализуется около 20 самых разных программ. Тем не менее, проблема остается, а вопрос об осведомленности жителей, особенно несовершеннолетних России в области финансов встает вновь и вновь. При исследовании данной темы мною проведен анализ формирования финансовой грамотности несовершеннолетних по теоретическим источникам, Интернет ресурсам и по результатам исследования среди подростков г. Элисты. Выделены, пожалуй, две главные причины формирования финансовой грамотности: как минимум - обеспечить свою финансовую безопасность, как максимум - желание повысить уровень жизни.

Источниками формирования финансовой грамотности несовершеннолетних становятся: образовательные учреждения, личный опыт подростка и его наблюдения за окружающим миром, семья, средства массовой информации.

Здесь могут быть отмечены две особенности: 1) По мере взросления детей приоритетность источников финансовых знаний смещается от семьи к средствам массовой информации, при наличии его личного опыта; задача взрослых как можно раньше научить подростка правильно относиться к рекламе, разбираться с ней. Необходимо объяснить детям, что в рекламе идет защита далеко не лучшего товара, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Многие родители могут вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.); 2) Семья становится полноценным источником финансовых знаний для несовершеннолетних только в той мере, в какой этими финансовыми знаниями обладают родители. Хотелось отметить на один из аспектов формирования финансовой грамотности подростка – это так называемые карманные деньги. Некоторые родители решают этот вопрос радикально: покупают проездной, телефонную карточку, оплачивают питание в столовой. Нет ни копейки денег, которые ребенок мог бы потратить сам. Вряд ли это правильный метод. Делая самостоятельные покупки, подросток приобщается к миру взрослых, ощущает себя значимым, практикуется в математике и учится распоряжаться финансами, что весьма ему пригодится в будущем.

Финансовая грамотность – залог развития и здоровья экономики. В современный период проблема становления финансовой грамотности у подростков становится важной стратегической проблемой и приобретает наибольшую актуальность в связи с объективным процессом увеличения роли рыночных отношений в обществе.

В процессе работы определены основные направления участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как их участие в трудовой сфере, как активные потребители товаров и услуг, которые в свою очередь, создают в бюджете страны налогооблагаемую базу и улучшают качество жизни несовершеннолетних. Исключение составляет отрицательное направление участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как потребителей пива и сигарет.

Все больше число несовершеннолетних России в свободное время от учебы работают или подрабатывают в разных сферах и таким образом увеличивают экономический потенциал страны. Любой хочет иметь в своем кармане, хотя бы 50 честно заработанных рублей. Труд подростков – явление не новое, и ранее старшеклассники ХХ века участвовали в оплачиваемом труде. В РФ необходим закон, позволяющий проводить регистрацию несовершеннолетних в службе занятости и получение статуса безработного для лиц в возрасте 16-18 лет по степени трудовой занятости - совмещение обучения и работы.

Несовершеннолетние ХХI века хотят работать и зарабатывать, им не нужны подачки и кредиты. Они не имеют надежд на патерналистскую поддержку государства, не связывают свое будущее только с материальным достатком родительской семьи. Настрой на обретение высокого уровня и достойного места в жизни нередко сочетается в их представлении с разными, в том числе не всегда законными средствами.

Во все времена несовершеннолетние испытывают потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости, способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях. Вместе с тем,  подростки в большинстве настроены на активное освоение социального пространства. Государство обязано эффективно решать проблемы участия несовершеннолетних в экономике, ведь именно они – это будущее России.


Литература:
  1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.
  2. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. //http://aitp.khb.ru/project/psy/young.html

  3. Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001—2005 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), М., 2006
  4. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.
  5. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовой грамотности, экономическом росте, экономическом росте страны, формирования финансовой грамотности, финансовой грамотности несовершеннолетних, участия несовершеннолетних, несовершеннолетних России, экономическом росте России, финансовой грамотности населения, Финансовая грамотность несовершеннолетних, финансовой грамотности подростка, финансовая грамотность, финансовой грамотности большинства, навыками финансовой грамотности, становления финансовой грамотности, число несовершеннолетних России, проблемы участия несовершеннолетних, направление участия несовершеннолетних, политика России, направления участия несовершеннолетних.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос