Влияние экономических институтов на систему управления знаниями российских инновационно ориентированных корпораций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Нестерова, А. В. Влияние экономических институтов на систему управления знаниями российских инновационно ориентированных корпораций / А. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41119/ (дата обращения: 23.04.2024).



Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала. Основными ресурсами развития компаний в «экономике знаний» становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

Для обеспечения роста в условиях глобальной конкуренции, крупные компании, реализующие стратегию развития должны предложить своим клиентам новые товары и услуги, новые эффективные технологические решения. В этом случае компании считаются инновационно-активными.

В рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка Д. Норта, определявшего институты как правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми [4, с.2]. Институты охватывают различные сферы деятельности. Существуют такие экономические институты как рынок, деньги, форма собственности, хозяйственная этика. Социальные институты представлены системой образования, культурной средой, религией, семьей, традициями и обычаями.

Институты обладают важнейшим свойством аккумулирования и передачи информации. Представляется важным рассмотрение понятия информации в неразрывной связи с понятием знания, поскольку, согласно определению О. С. Белокрыловой и М. М. Скорева информационная природа институтов должна рассматриваться совместно с феноменом знания [1, с.10]. Исследуя институты и их влияние на экономические процессы, необходимо учитывать фактор зависимости от предшествующего пути развития (path dependence).

Прогресс в отборе эффективных институтов позволяет обществам создавать и накапливать знания в виде технологий, успешных хозяйственных практик, которые повышают эффективность хозяйственных порядков. В научной литературе эффективность институциональной структуры определяется тем, как она снижает уровень трансакционных издержек в экономических взаимодействиях субъектов рынков [5, с.9]

Первым и важнейшим шагом, ведущим к устойчивому развитию на разных уровнях хозяйствования, является критическое осмысление и позитивная оценка исследовательских традиций, инвентаризация применяемого категориального аппарата и алгоритма исследования, поиск новых, более эффективных методологических подходов с соответствующим аналитическим инструментарием и определение закономерностей построения не просто многочисленных концепций или программ, а именно непротиворечивой теории. Существующий мир — это не что иное, как материализованное знание прошлой теории и действующее экономическое сознание.

В условиях глобальной экономики на рынке труда также не мастерство стало критерием, как зрелости, так и оплаты труда, что долгие годы формировало развитие профессиональных навыков, а умение делать деньги из денег. Постепенно производительность труда перестала выступать критерием эффективности производства. Категория же воспроизводства, которая бы ориентировала на целостное и комплексное развитие, включающее достижения науки и ее освоение социально-производственным комплексом, вообще выпала из научного оборота.

Вообще современное общество выстроило удивительную систему: степень фундаментальности осваиваемых наукой проблем обратно пропорциональна уровню денежного успеха носителей приращенного знания. Подтверждением этому тезису может быть не только размер доходов ученых и представителей сопутствующих профессий, но и конкурсы в вузы на получение соответствующих специальностей.

Удивительно и то, что сегодня США еще развиваются не благодаря своей системе образования, а благодаря стремлению (по инерции) людей из развивающихся стран к знанию и образованию. Поэтому сложилось острое противоречие между финансовым капиталом и человеческим капиталом в широком смысле слова, смыслом жизни.

Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции.

Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в оценке человеческого капитала уделялось. производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.

«Человеческий капитал», по мнению Р. Капелюшникова, состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [2, с.11].

Человеческий капитал является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека. Говоря о производстве знания, необходимо учитывать тот факт, что оно неоднородно.

Согласно классификации Дж. Мокира, общество располагает двумя видами знания. Полезное знание включает все представления и верования относительно природных явлений, а также умение использовать потенциально пригодные природные ресурсы. Соответственно, общий объем полезного знания в обществе может быть определен как совокупность всех отдельных личностных полезных знаний и полезных знаний в местах его хранения.

Обучение можно определить как передачу или распространение существующих знаний от одного индивида или места хранения к другому. Помимо полезного знания об окружающем мире существует еще одна форма знаний, которую называют техникой (умением, технологией). Техника есть набор принципов и методов по использованию природы. Такие принципы, подобно знанию, находятся в умах людей или в хранилищах знаний.

Университеты как механизмы передачи и наращивания существующего запаса знаний являются основными производителями знаний во всех современных обществах. Будучи важнейшими социальными институтами, университеты обеспечивают ключевые ресурсы для экономической деятельности. При сравнении различных образовательных систем необходимо помнить о том, что традиции в образовании обусловлены уникальной исторической средой конкретной страны, а также усиливаются эффектом зависимости от предшествующего пути развития, что говорит о невозможности их быстрой трансформации по образцу какой-либо иностранной модели.

Основополагающим условием для проведения модернизации выступает поиск финансовых ресурсов для реализации этих стратегических перспектив. Инвестиционные ресурсы в условиях «экономики знаний» — это средства, которые могли бы быть вложены в российские инновации в нормальной институциональной среде. Если бизнес не вкладывает длинные деньги в инновации, необходимо понять причины, по которым он этого не делает.

Эффективность инновационной деятельности определяется инновационной инфраструктурой, являющейся основой инвестиционного развития крупных отраслевых компаний. Например, существующая законодательная база не позволяет ОАО «РЖД» переструктурировать свою инвестиционную программу так, чтобы значительно увеличить в ней долю частных инвестиций. По закону «О железнодорожном транспорте» объекты, требующие инвестиций, не выделены из железнодорожной инфраструктуры, поэтому долевое строительство, кроме вокзальных комплексов, которые не подпадают под действие закона, невозможно. В связи с этим, необходимы механизмы, которые позволят привлекать частные компании к инвестированию в железнодорожную инфраструктуру.

Например, в Стратегии развития ОАО «РЖД» теоретически обоснованы инновационные механизмы привлечения частных инвестиций в развитие российского железнодорожного транспорта, определены инструменты государственного участия в развитии отрасли. Для определения источников финансирования (государственное участие, частный капитал, инвестиционная программа ОАО «РЖД») все варианты строительства и модернизации железнодорожных линий предложено разделить в соответствии с основными получателями эффекта от их функционирования на 6 категорий:

‒ стратегические линии, предназначенные для укрепления транспортной целостности РФ (ориентировочная протяженность — 4112 км);

‒ социально значимые линии, играющие важную роль в улучшении транспортного обслуживания населения и регионов (1262 км);

‒ грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон (4660 км);

‒ технологические линии, предназначенные для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей (9168 км);

‒ высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч (1528 км);

‒ модернизируемые действующие линии, требующиеся для организации скоростного пассажирского движения.

Таким образом, все формы инвестиций в человеческий капитал считаются производительными, независимо от того, имеют ли они целью увеличить национальный продукт или расширить возможности людей. Изменение цели развития и перенос акцента на человеческий капитал как средство обеспечения развития явились основой для изменения общей стратегии развития.

Отметим, что в условиях посткризисного развития ни у ОАО «РЖД», ни у государства нет столько средств, сколько требуется на развитие железнодорожной инфраструктуры, поэтому необходимо наладить мониторинг инвестиций в железнодорожные проекты, чтобы оценивать ход строительства и эффективность. Это сделает их более прозрачными и поможет сформировать интерес у банков и частных инвесторов.

В настоящее время инвесторам просто невозможно по существующему законодательству вкладывать средства в железнодорожную инфраструктуру. Невозможно определить доли участия каждой из сторон и перспективы возмещения затрат. Таким образом, для реализации инновационно-инвестиционной модели развития необходима корректировка законодательства, например, в области государственно-частного партнерства, что позволит привлечь инвестиции в развитие инфраструктурного комплекса.

Все организации обладают общими элементами, поэтому их можно представить как: социальные системы, т. е. люди, объединенные в группы; интегрированную деятельность; целенаправленные действия. Организацию необходимо рассматривать как приспосабливающуюся социальную систему, стремящуюся действовать разумно в конкретных условиях своего окружения.

Основой новой модели развития крупных компаний, возникающей на фундаменте информационно-интеллектуальных (когнитивных) технологий, выступает интеллектуальная деятельность, оттесняющая на второй план инструментальное производство материальных благ и услуг. Интеллектуальная деятельность перестает быть его приложением. Первоначальное накопление капитала в вещественной и денежной форме уступает место накоплению и освоению информации, авансированию творческой деятельности.

Компании, основанные на знаниях, — это инновационные структуры, которые создают, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это фирмы и предприятия, которые не только использует знания в разнообразной форме, но и создают их в виде научной и разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования.

Знания представляют собой то, что многие организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать такие сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их. Речь идет о следующем:

‒ быстрое, непредсказуемое изменение рыночного спроса предполагает, что компании должны научиться понимать и адаптироваться к тому, что происходит вокруг них- они должны «научиться учиться»;

‒ мировая конкуренция требует высокого уровня эффективности, который может быть обеспечен при наиболее полном использовании знаний;

‒ современные информационные технологии сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая жесткую конкурентную среду для удовлетворения специфических требований потребителя [3, с.26]

Таким образом, выделениефактора «человеческий капитал» позволяет идентифицировать важный источник экономического роста, каким являются знания и компетенция, а значит, правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения, как непроизводительные. Человеческий капитал — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Концепция человеческого развития объединяет решение вопросов производства и распределения товаров и услуг с решением вопросов формирования и использования способностей и возможностей людей, рассматривая развитие человеческих способностей как конечную цель общественного прогресса безотносительно к их влиянию на формирование дохода. Поэтому экономический рост, динамика занятости и заработной платы являются составляющими моделей человеческого развития.

В условиях развития «экономики знаний» должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда.

Литература:

  1. БелокрыловаО.С., Скорев М. М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета // 2003 Том 1 № 2.
  2. Капелюшников Р. Современные западные концепции формирования рабочей силы. — М.: Наука, 1981.
  3. Мильнер Б. З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.
  5. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. Вып. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, знание, железнодорожная инфраструктура, экономический рост, полезное знание, возможность людей, государственное участие, интеллектуальная деятельность, система образования, человеческое развитие.


Похожие статьи

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров

Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение...

История понятия «человеческий капитал» и современные...

человеческий капитал, высококачественный человеческий капитал, знание, способность, прибавочный продукт, повышение квалификации, интеллектуальный капитал, инвестиция, запас, экономическая теория.

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор...

Новая экономика и человеческий капитал [Электронный ресурс].

цифровая экономика; экономическая безопасность; развитие человеческих ресурсов; профессиональное обучение.

Развитие системы образования человеческих ресурсов Эквадора как условие...

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала. Основными ресурсами развития компаний в «экономике знаний» становятся люди и знания...

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье...

Достойная жизнь человека как экономическая основа...

человеческий капитал, новейших знаний, человеческого капитала, экономических знаний, экономика знаний, экономики знаний, экономике знаний, условиях экономики знаний, экономики новейших знаний...

Человеческий капитал и стратегия инновационного развития...

человеческий капитал, государственная политика, инновационная деятельность, Российская Федерация, ресурс, инновационное развитие экономики, физическая культура, социально-экономическая система...

Роль человеческого капитала в инновационном развитии...

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени сопряжены с накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием...

Похожие статьи

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров

Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение...

История понятия «человеческий капитал» и современные...

человеческий капитал, высококачественный человеческий капитал, знание, способность, прибавочный продукт, повышение квалификации, интеллектуальный капитал, инвестиция, запас, экономическая теория.

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор...

Новая экономика и человеческий капитал [Электронный ресурс].

цифровая экономика; экономическая безопасность; развитие человеческих ресурсов; профессиональное обучение.

Развитие системы образования человеческих ресурсов Эквадора как условие...

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала. Основными ресурсами развития компаний в «экономике знаний» становятся люди и знания...

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье...

Достойная жизнь человека как экономическая основа...

человеческий капитал, новейших знаний, человеческого капитала, экономических знаний, экономика знаний, экономики знаний, экономике знаний, условиях экономики знаний, экономики новейших знаний...

Человеческий капитал и стратегия инновационного развития...

человеческий капитал, государственная политика, инновационная деятельность, Российская Федерация, ресурс, инновационное развитие экономики, физическая культура, социально-экономическая система...

Роль человеческого капитала в инновационном развитии...

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени сопряжены с накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием...

Задать вопрос