Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры
Авторы: Шинкарёва Надежда Алексеевна, Бутырина Надежда Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2015
Статья просмотрена: 1820 раз
Библиографическое описание:
Шинкарёва, Н. А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7733/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте [5].
Как, известно, фундамент культуры поведения закладывается уже в дошкольном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями является формирование культуры поведения.
В научно-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников.
П. И. Бархатова раскрывает, что ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, Р. С. Буре отмечает доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, С. В. Петерина и Н. И. Формановская полагают, что культура поведения формируется в общении [1,2,4,6].
П. И. Бархатова и С. В. Петерина отмечают первостепенную роль игры в отношении средств и методов воспитания культуры поведения [1,4]. Однако, исследований, в которых бы раскрывали методические и практические аспекты использования сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей седьмого года жизни на данный момент в научной литературе не представлено.
В соответствии с этим целью исследования: являлось теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий использования сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения детей седьмого года жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.
Культура поведения включает в себя ряд компонентов, каждый из которых играет важнейшую роль в формировании культуры поведения личности в целом: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Старший дошкольный возраст является периодом, когда изменения в общем психическом развитии детей (развитие их когнитивной, эмоциональной, волевой сфер, регуляторных функций) позволяет сделать процесс формирования культуры поведения более осознанным, усвоение норм и правил происходит на основе понимания детьми значения этих норм.
Т. А. Маркова, С.В Петерина рекомендуют разнообразные методы, способствующие воспитанию культуры поведения у дошкольников: метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций. Все эти методы и приемы, позволяют обеспечить эффективность воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Но первостепенную роль в процессе воспитания культуры поведения занимает сюжетно-ролевая игра [3,4].
С целью изучения особенностей уровень сформированности культуры поведения в процессе общения детей седьмого года жизни было проведено экспериментальное обследование, в котором приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста культура поведения в общении сформирована недостаточно, и, преобладающим является низкий уровень — 54 %, средний уровень выявлен у 38 % детей, высокий у 8 % детей. При этом, для большинства старших дошкольников характерна недостаточная сформированность речевой коммуникации в личностном и познавательном общении со взрослыми, а также недостаточное использование форм вежливого обращения со сверстниками.
Изучение особенностей и уровня сформированности культуры поведения старших дошкольников показало, что в различных ситуациях старшие дошкольники уже стремятся ориентироваться на правила и вести себя культурно, но вместе с тем имеет свои особенности.
Культура общения и речи старших дошкольников характеризуется тем, что у них менее развита связная речь и поэтому в общении они могут обрывать фразы, резко менять тему разговора, они испытывают трудности в объяснении чего-то. В поведении у этих детей отмечается некоторая скованность, повышение самоконтроля, у некоторых детей проявляется тревожность.
На основе анализа проблемы исследования мы определили ряд педагогических условий формирования культуры поведения старших дошкольников:
- в ходе подготовки к игре и в процессе ее педагог выступает основным «носителем» и «транслятором» образцов культурного поведения;
- осуществляется правильная организация предметно-развивающей среды, позволяющей реализовывать в разных видах деятельности правила поведения детьми;
- сюжетно-ролевые игры разнообразны по содержанию и позволяют обогатить опыт культурного поведения детей;
- у детей формируется положительное отношение к правилам культурного поведения.
Основу содержания формирующего эксперимента составил подбор сюжетно-ролевых игр для детей 7-го года жизни, составление тематического планирования и разработки методики воспитания культуры поведения в общении у детей 7-го года жизни.
Организация работы осуществлялась поэтапно с применением разнообразных педагогических приемов и методов работы.
Результаты контрольного эксперимента распределились следующим образом: к высокому уровню нами отнесено 20 % детей седьмого огода жизни, к среднему уровню 50 % детей и к низкому 30 % старших дошкольников. Эти данные показали, что уровень культуры поведения у детей возрос. Они стали чаще использовать формы вежливого обращения, соблюдать правила поведения в разных ситуациях, поддерживать диалог, проявлять больше активности и инициативности в общении, уважая при этом сверстника и его мнение, реже стали отмечаться конфликтные взаимодействия между детьми.
Таким образом, данное исследование показало, что сюжетно-ролевая игра играет важную роль в формировании культуры поведения старших дошкольников и при учете вышеперечисленных педагогических условий может быть эффективно использована для решения этой задачи.
Литература:
1. Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание — 1999.- № 11. — С. 18–25.
2. Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.
3. Маркова, Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. А. Маркова. — Москва, 1967. — 73с.
4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст] / М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
6. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: «Высшая школа», 1989. — 153 с.