Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 25.04.2017

Статья просмотрена: 2472 раза

Библиографическое описание:

Горшкова, Т. В. Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы) / Т. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12264/ (дата обращения: 16.11.2024).



Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

Культура поведения — это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.

Для углубления своих знаний собрала литературу по теме «Воспитание культуры поведения и культуры общения у детей». Но все мы понимаем, что мало изучить литературу, мало знать методику, необходимо нам самим обладать высокими душевными качествами. Очень важно самому быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в школе в основном большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым окриком, одергиванием. Формирование навыков культурного поведения и общения — дело не простое, и в тоже время, оно не требует каких — то особых педагогических приемов, главное здесь — последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы весь режим, вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Приучая детей здороваться с воспитателем, сотрудниками школы, и своими товарищами, используется и утренний приход в школу, и встречи в течение дня с персоналом нашего центра. Многократные упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило: «Если человека увидел впервые за день, необходимо здороваться» Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после, напоминая, поэтому работа в этом направлении ведётся ежедневно.

Создание культурных привычек невозможно без аккуратности и чистоплотности. Ежедневно напоминаю, что перед едой, после посещения санузла необходимо мыть руки. Кто то уже умеет, кто то учится пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки.

Введено правило «Каждой вещи — свое место». Постоянно на конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся заправлять свою кровать, по мере возможности наводят порядок в тумбочках.Ежедневноучу своих воспитанников быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

Опыт работы с воспитанниками показал, что эффективным приемом являются утренние беседы с воспитанниками, когда я расспрашиваю детей, а затем они и сами рассказывают, как они провели вчерашний день, во что играли, что видели по дороге в школу и т. д. Здесь у меня создаётся возможность незаметно подвести воспитанников не только к умению вести беседу, но и к умению дать правильную оценку тому или иному поступку.

Всем известно, что дети очень любят, когда им читают взрослые. В свободное время у нас сложилась традиция коллективного чтения: чтение сказок, рассказов и т. д. Ведь в сказках как нигде заключена многовековая народная мудрость, мысли народа о добре и зле, трудолюбии и лени, доверчивости и коварстве. Зная, какой огромный воспитательный потенциал заложен в детской литературе, на весь год в календарном планировании заранее отобраны произведения в соответствии с целями и задачами. В своей работе я заранее продумываю, какие вопросы можно задать при обсуждении, какие пояснения необходимо сделать. Подбирая беседы для работы по заданной теме, стремлюсь, чтобы они не только расширяли познания об окружающем мире и человеке, развивали самосознание детей, но и позволяли получить навыки общения с взрослыми и сверстниками. Учу вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желание и мнение других, тем самым обогащать свой социальный опыт.

Периодически воспитанникам рассказываю ситуации из своего детства, свои переживания, радости, победы над собой, свои желания. Считаю, что очень эффективным средством является — обсуждение педагогических ситуаций. Создается возможность выявить уровень развития навыков у ребенка, их глубину, осознанность, умение дать оценку поступку другого.

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения, культуры поведения у детей. Она в яркой доступной и интересной форме даёт ребёнку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. Я использовала даже незначительный повод для упражнения детей, создавая иногда и искусственные ситуации. Например, становилась так, что невозможно было ребенку пройти и, таким образом, упражняла в умении сказать: «Пропустите, пожалуйста!». Роняла, как бы нечаянно, карандаш и наблюдала, поднимет ли ребенок.

Также дидактические, настольные игры, заставляют детей задуматься над своим поведением, т. е. учат воспитанников прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры.

В сюжетно-ролевых играх воспитанники так же познают многие нормы поведения. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им. А это всё ведёт к развитию у воспитанников «социальных» эмоций, основ нравственности. Очень интересной, эмоциональной, яркой формой работы с воспитанниками по формированию у них навыков общения и культурного поведения являются праздники и развлечения. Воспитанники невольно наблюдают за поведением детей в актовом зале. После праздника мы обсуждаем те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Проводимая в течение нескольких лет работа дала хорошие результаты. Видно, что уже у воспитанников начинает формироваться общение со сверстниками, навыки личной гигиены и культуры еды, культура деятельности и общения с взрослыми. Ребята стали раскованные, общительнее, дружнее и в среде сверстников и с взрослыми. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид. Словарный запас детей вырос. Планирую и дальше проводить работу в этом направлении.

Литература:

  1. Буре Г. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М., 2009.
  2. Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Нравственное воспитание в д/с / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. — М., 84.
  4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, ребенок, культура поведения, взрослый, культура общения, культурное поведение, навык общения, норма поведения, общение, работа.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности