Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)
Автор: Горшкова Татьяна Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 25.04.2017
Статья просмотрена: 2486 раз
Библиографическое описание:
Горшкова, Т. В. Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы) / Т. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12264/ (дата обращения: 16.12.2024).
Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культура поведения — это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.
Для углубления своих знаний собрала литературу по теме «Воспитание культуры поведения и культуры общения у детей». Но все мы понимаем, что мало изучить литературу, мало знать методику, необходимо нам самим обладать высокими душевными качествами. Очень важно самому быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в школе в основном большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым окриком, одергиванием. Формирование навыков культурного поведения и общения — дело не простое, и в тоже время, оно не требует каких — то особых педагогических приемов, главное здесь — последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы весь режим, вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Приучая детей здороваться с воспитателем, сотрудниками школы, и своими товарищами, используется и утренний приход в школу, и встречи в течение дня с персоналом нашего центра. Многократные упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило: «Если человека увидел впервые за день, необходимо здороваться» Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после, напоминая, поэтому работа в этом направлении ведётся ежедневно.
Создание культурных привычек невозможно без аккуратности и чистоплотности. Ежедневно напоминаю, что перед едой, после посещения санузла необходимо мыть руки. Кто то уже умеет, кто то учится пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки.
Введено правило «Каждой вещи — свое место». Постоянно на конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся заправлять свою кровать, по мере возможности наводят порядок в тумбочках.Ежедневноучу своих воспитанников быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Опыт работы с воспитанниками показал, что эффективным приемом являются утренние беседы с воспитанниками, когда я расспрашиваю детей, а затем они и сами рассказывают, как они провели вчерашний день, во что играли, что видели по дороге в школу и т. д. Здесь у меня создаётся возможность незаметно подвести воспитанников не только к умению вести беседу, но и к умению дать правильную оценку тому или иному поступку.
Всем известно, что дети очень любят, когда им читают взрослые. В свободное время у нас сложилась традиция коллективного чтения: чтение сказок, рассказов и т. д. Ведь в сказках как нигде заключена многовековая народная мудрость, мысли народа о добре и зле, трудолюбии и лени, доверчивости и коварстве. Зная, какой огромный воспитательный потенциал заложен в детской литературе, на весь год в календарном планировании заранее отобраны произведения в соответствии с целями и задачами. В своей работе я заранее продумываю, какие вопросы можно задать при обсуждении, какие пояснения необходимо сделать. Подбирая беседы для работы по заданной теме, стремлюсь, чтобы они не только расширяли познания об окружающем мире и человеке, развивали самосознание детей, но и позволяли получить навыки общения с взрослыми и сверстниками. Учу вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желание и мнение других, тем самым обогащать свой социальный опыт.
Периодически воспитанникам рассказываю ситуации из своего детства, свои переживания, радости, победы над собой, свои желания. Считаю, что очень эффективным средством является — обсуждение педагогических ситуаций. Создается возможность выявить уровень развития навыков у ребенка, их глубину, осознанность, умение дать оценку поступку другого.
Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения, культуры поведения у детей. Она в яркой доступной и интересной форме даёт ребёнку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. Я использовала даже незначительный повод для упражнения детей, создавая иногда и искусственные ситуации. Например, становилась так, что невозможно было ребенку пройти и, таким образом, упражняла в умении сказать: «Пропустите, пожалуйста!». Роняла, как бы нечаянно, карандаш и наблюдала, поднимет ли ребенок.
Также дидактические, настольные игры, заставляют детей задуматься над своим поведением, т. е. учат воспитанников прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры.
В сюжетно-ролевых играх воспитанники так же познают многие нормы поведения. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им. А это всё ведёт к развитию у воспитанников «социальных» эмоций, основ нравственности. Очень интересной, эмоциональной, яркой формой работы с воспитанниками по формированию у них навыков общения и культурного поведения являются праздники и развлечения. Воспитанники невольно наблюдают за поведением детей в актовом зале. После праздника мы обсуждаем те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Проводимая в течение нескольких лет работа дала хорошие результаты. Видно, что уже у воспитанников начинает формироваться общение со сверстниками, навыки личной гигиены и культуры еды, культура деятельности и общения с взрослыми. Ребята стали раскованные, общительнее, дружнее и в среде сверстников и с взрослыми. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид. Словарный запас детей вырос. Планирую и дальше проводить работу в этом направлении.
Литература:
- Буре Г. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М., 2009.
- Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 2012.
- Нравственное воспитание в д/с / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. — М., 84.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.