Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жигляева, М. М. Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!» / М. М. Жигляева, С. А. Евсеева, Н. В. Щеглова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7621/ (дата обращения: 26.04.2024).

Цель: Обеспечить адекватную образовательную среду в ОУ для формирования толерантных установок у детей, педагогического сообщества и родительской общественности.

Задачи:

1.                  Создание условий доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для воспитанников с ОВЗ.

2.                  Формирование у родительской общественности готовности признать право ребенка с ОВЗ на получение его образования в среде своих сверстников без ограничений в здоровье.

3.                  Развитие мотивационной готовности педагогов к ведению новой профессиональной деятельности по формированию толерантности

Освещение проблем толерантности в СМИ, печатных изданиях, веб-сайтах.

Актуальность проекта:

На сегодняшний день одной из приоритетных задач воспитания ребенка с проблемами в развитии является подготовка его к адекватной ориентировке в окружающей среде, независимому, самостоятельному жизнеустройству.

В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в социум:

-           отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для дошкольников с особыми образовательными потребностями;

-           отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

-           неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования в среде своих сверстников без ограничений в здоровье;

-           нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

-           неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

-           трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

-           проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у детей, педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения; воспитание у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

-           педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, физинструктор, воспитатель по ИЗО), работающие с детьми;

-           родители (законные представители);

-           воспитанники.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Ожидаемые результаты:

1.                  Изменится структура и содержание образовательного процесса ОУ

1.1.            Будет разработана парциальная программа, направленная на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ «Добротой согреты!»

1.2.            Будут внесены изменения и дополнения в основную общеобразовательную программу образовательных учреждений в разделы: содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, содержание коррекционной работы.

2.   Увеличится количество детей с ОВЗ, имеющих возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

3.         Повысится число родительской общественности, ежегодно принимающей участие в предлагаемых акциях, мероприятиях толерантности.

4.         Будет сформирована готовность у 70 % педагогов к ведению к новой профессиональной

Направление проекта:

-           Организация образовательного пространства ОУ

-           Информационно-коммуникативные технологии как инструмент взаимодействия с родительской общественностью

-           Подготовка педагогических кадров.

Этапы реализации проекта по направлениям:

Направление: Организация образовательного пространства ОУ

Этап проекта

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Организационный

Разработка парциальных программ направленных на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Разработаны парциальные программы

Разработка модели совместного сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с детьми без ограничений в здоровье

Разработана модель сопровождения детей

Разработка циклограммы взаимодействия мероприятий разных групп воспитанников: НОД, совместная деятельность педагога с детьми, режимные моменты, праздники, развлечения, совместные игры

Разработана циклограмма взаимодействия мероприятий разных групп воспитанников: совместная НОД; совместные праздники, развлечения, прогулки и т. д.

Разработка требований к оснащенности образовательной деятельности в ОУ в рамках реализации проекта

Осуществление материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в т. ч. для детей с ОВЗ, инвалидов; оборудование помещений в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Реализационный

Организация и функционирование образовательного процесса в соответствии с разработанной парциальной программой по формированию толерантности

Обновленный образовательный процесс, представленный в модели взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ограничений в здоровье.

Аналитический

Анализ результатов организации образовательного процесса; анализ включенности детей с ОВЗ в совместное обучение; анализ принятия модели толерантного поведения педагогами, родителями.

Отчет по реализации направления

 

Направление: Информационно-коммуникативные технологии как инструмент взаимодействия с родительской общественностью.

Этап проекта

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Организационный

Разработка системы мероприятий по взаимодействию разных категорий семей с помощью ИКТ

Разработана система взаимодействия

Реализационный

Реализация разработанной системы мероприятий по взаимодействию разных категорий семей: Проведение городских акций «Доброта в ладошках», «День толерантности», «Передай добро по кругу», освещение мероприятий в СМИ;

совместные праздники и развлечении; публикации материалов акций толерантности в СМИ и научно-методических изданиях.

Признание родительской общественностью важности данной системы мероприятий по формированию толерантности (повышение количества родителей, принимаемых участие в мероприятиях); привлечение педагогического сообщества к акциям толерантности в своих образовательных учреждениях.

Аналитический

Анализ внедрения ИКТ для эффективного взаимодействия с родительской общественностью

Отчет по реализации направления

 

Направление: Подготовка педагогических кадров

Этап проекта

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Организационный

Создание проектных групп для реализации инновационных подходов в образовательном процессе

 

Созданы проектные группы

Реализационный

Повышение квалификации и мотивации педагогов для реализации инновационных подходов в образовательном процессе через мастер-классы, практические занятия, психологические тренинги и т. д.

Готовность педагогов использовать полученные знания

Проведение городских и областных семинаров для педагогов по использованию инновационных подходов для формирования детской толерантности

Аналитический

Трансляция педагогического опыта по формированию толерантного отношения между воспитанниками ОУ в СМИ, печатных изданиях, интернет-форумах, городских и областных мероприятиях

Авторская разработка по данному проекту

 

Краткое описание деятельности по проекту:

В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к «нестандартным детям». Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми.

Усилия администрации и педагогических коллективов ОУ, осуществляющих работу по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Важное значение имеет предупреждение возникновения психотравмирующих, стрессо- и рискогенных ситуаций в системе межличностных отношений: «ребенок с нарушениями развития — обычные сверстники», «родители ребенка с нарушениями развития — педагог», «родители ребенка с нарушениями развития — родители обычных детей».

Деятельность по проекту будет включать следующие компоненты:

-           Мониторинг общественного мнения по проблеме толерантного отношения к детям с отклонениями в развитии. На основе данных будет проведена оценка условий реализации проекта, негативные моменты, риски, степень удовлетворенности участников образовательного процесса. Полученная информация станет основой планирования деятельности ОУ. В образовательные программы учреждений, в качестве части, формируемой участниками ОП, войдет парциальная программа толерантности, разработанная участниками проекта, мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения учащихся (воспитанников), педагогов, родителей к детям с ОВЗ.

-           В образовательных учреждениях будет реализована модель совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволит повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция будет способствовать их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).

-           В рамках организационной деятельности в качестве подобных мероприятий станет проведение праздников, конкурсов, социальных акций, позволяющих привлечь внимание к проблеме интегрированного образования, реализация социальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особыми нуждами. Ежегодной планируется проведение акции «Добротой согреты» в рамках празднования международного Дня толерантности. Кроме того, будет организована работа с педагогами по повышению их мотивации к ведению нового вида профессиональной деятельности.

-           Информационная деятельность предполагает пополнение материалов по данной проблеме на стендах, в информационных уголках, на электроном сайте учреждения (в качестве специальной рубрики), подготовку публикаций в СМИ и научно-методических изданиях, выступления на родительских собраниях, позволяющие влиять на отношение к нетипичным детям.

Особое место в проекте будет выделено работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни их сына или дочери могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, будет включать взаимосвязанные направления: диагностику, консультирование, психокоррекцию.

По итогам реализации проекта будут разработаны методические рекомендации по проведению работы по воспитанию толерантности к людям с ОВЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, толерантное отношение, родительская общественность, формирование толерантности, мероприятие, нарушение развития, педагог, совместное обучение, этап проекта.

Похожие статьи

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Исследовательский этап. Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада, обучающихся с нормальным развитием и их родителей, родителей детей с ОВЗ.

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Цель программы — формирование у подростков толерантного отношения и навыков бесконфликтного...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к

В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения.

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении».. [5, с.106]. Целенаправленное вовлечение педагогов и родителей в процесс формирования толерантности у школьников позволяет активизировать их...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

В проекте были предусмотрены беседы с детьми и их родителями, индивидуальные консультации со специалистами по проблеме формирования межличностных родительско-детских отношений. В работу также включены мероприятия...

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

Каждый педагог в процессе своего тематического занятия, включает игру на воспитание толерантности для детей инклюзивных групп.

Правильная организация мероприятий идёт на пользу всем участникам творческих проектов. В совместной практической деятельности у...

Формирование толерантного отношения к детям...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Основы формирования межэтнической толерантности у детей...

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов... ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный...

Похожие статьи

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Исследовательский этап. Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада, обучающихся с нормальным развитием и их родителей, родителей детей с ОВЗ.

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Цель программы — формирование у подростков толерантного отношения и навыков бесконфликтного...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к

В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения.

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении».. [5, с.106]. Целенаправленное вовлечение педагогов и родителей в процесс формирования толерантности у школьников позволяет активизировать их...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

В проекте были предусмотрены беседы с детьми и их родителями, индивидуальные консультации со специалистами по проблеме формирования межличностных родительско-детских отношений. В работу также включены мероприятия...

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

Каждый педагог в процессе своего тематического занятия, включает игру на воспитание толерантности для детей инклюзивных групп.

Правильная организация мероприятий идёт на пользу всем участникам творческих проектов. В совместной практической деятельности у...

Формирование толерантного отношения к детям...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Основы формирования межэтнической толерантности у детей...

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов... ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный...