Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Смирнова Т. С., Ермолаева Г. А. Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 942-944. — URL https://moluch.ru/archive/132/37117/ (дата обращения: 21.08.2018).



Тема толерантности в современном обществе является наиболее востребованной во всем мире. Данная проблема многоаспектна и многопроблемна, она востребована для изучения многими отраслями педагогики и психологии. Ее важность обсуждается многими отраслями педагогики и психологии, социологии и юриспруденции.

Эта тема не нова в научной среде. Еще в эпоху Просвещения толерантность была нормой либерального сознания. Выдающиеся мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж. Руссо выступали против религиозных разногласий и призывали против жестокости. Ф.Вольтер в своих трудах утверждал, что нельзя думать, будто все люди думают одинаково. Он отмечал, что любая религия может иметь право на существование, если хоть один человек думает также или согласен с ее трактатами.

Таким образом, можно говорить о том, что понимание феномена толерантности и соблюдение норм толерантности является залогом успешности любого общественного строя. Гражданское общество зарождается на основе соблюдения определенных принципах толерантности.

Современное общество поворачивается лицом к проблеме установления новых норм толерантности, установления новых акцентов. На данный момент в современном обществе остро встает проблема толерантности в сфере межэтнических отношений. Сохранение языковых паттернов, культурных ценностей, традиций предъявляются как фундаментальные требования и защищаются этносами на разных уровнях.

Каждый человек является частью общественных отношений, а любое общество — зачастую глубоко интернацинально и включает в себя множество носителей культурных традиций. Понимание толерантности достигается через противоположное понятие — интолерантность или нетерпимость. Интолерантность основана на собственном (или микрогрупповом) убеждении, твоя система убеждений являются прерогативными. То есть отсутствует система солидарности с другими членами общества, непринятие их образа жизни, внешнего вида, отличности.

Такое поведение отличается об обычной невежливости. Это полное непринятие и пренебрежение другого за его отличия. Может доходить до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Причины интолерантности могут заключаться в том, что что психика человека очень тонко хранит инстинкт самосохранения, а еще и защиту своего потомства. В соответствии с данными представлениями человек относит окружающих его людей к определенной группе — своих или чужих. В ходе взросления человек усваивает нормы и ценности своей культурной среды. В этих условиях происходит становление его как представителя определенной человеческой общности. Нужно отметить, что данный процесс не прост, так как, осознавая свою принадлежность, личность борется также за свою индивидуализацию и неповторимость.

Усвоение принадлежности к той или иной группе происходит с самого рождения ребенка и принятия его в эту группу. И воспитание в духе толерантности состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения, которые не причинят вред другому человеку, способам принятия других образцов поведения и умения взаимодействовать в этих сложных межнациональных отношениях, уважительно относясь как друг к другу, так и к религии и традициям других народностей существующих рядом.

Данное утверждение применительно к детям дошкольного возраста. На этот период начинает складываться личность и формируются основные поведенческие установки. На дошкольном этапе развития закладываются моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о достоинстве, ценности личности. Поэтому основными направлениями формирования толерантности обозначим: воспитание уважения к родителям, старшему поколению; воспитание чувства солидарности и стремления к сотрудничеству; а также формирование конструктивного поведения в конфликте.

Формирование толерантности у дошкольников неразрывно связано с усвоением моральных норм и эталонов поведения, предлагаемых обществом. Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников. По мнению Л. И. Божович, особенно велика роль таких эталонов в дошкольном возрасте, когда закладываются «первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном» [1]. Эмоциональное отношение каждой личности (ребенка) к добру и злу вызывает стремление к определенным (хорошим или плохим) поступкам. Эти представления становятся фундаментом, на котором строится личность ребенка — его отношение к себе, к миру в целом и отношение к другим людям. Этот фундамент представлений впоследствии изменить или перестроить чрезвычайно трудно.

Целенаправленная профессиональная работа по формированию толерантности начинается с раннего возраста, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. На этапе адаптации к ДОУ происходит расширение и углубление социальных контактов, ребенок входит в новый детский коллектив, в котором установлены свои нормы и правила, отличные от семейных (хоть и максимально приближены по режиму дня). Воспитателями и специалистами дошкольного учреждения ребенок вводится в систему активного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов.

Необходимостью для успешного вхождения ребенка в коллектив детского сада является начальное устойчивое личностное и эмоциональное развитие. Примерно, в это же время начинает формироваться у ребенка чувство «чужого». К четырем годам ребенок научается видеть свою отличность от других и отличность других от себя. В основе этого опыта лежит детская непосредственность, и как следствие, детская бестактность, и некоторая ограниченность жизненного опыта.

Педагог должен тонко чувствовать, как регулировать отношения между детьми, которые возникают между детьми в связи с отличием их от других. Основным достоинством воспитания нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом. Д. И. Фельдштейн отмечал, что целью воспитания толерантности в дошкольном возрасте является «воспитание готовности и потребности к взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности…» [1]. Ссылаясь на Д. И. Фельдштейна мы согласимся, что в формировании толерантности необходимо опираться на игровые методы воспитания. Так как через игру, как основной вид деятельности, ребенок усваивает основные нормы поведения и способы взаимодействия с детьми и другими взрослыми.

Формы знакомства с национальными культурами происходит через внедрение в основную образовательную деятельность и в самостоятельную игру элементов национальной культуры. На физкультурных занятиях проходит знакомство с национальными играми народов мира, музыкальные занятия знакомят с национальными песнями и танцами, ознакомление с литературой также продолжает цикл знакомств с традициями народов мира, с обычаями и образцами поведения.

Именно через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь ярче и интереснее [2]. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям. Можно сделать предположение, что чем лучше ребенок знаком с наследием своего народа, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит быть толерантнее.

Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д. Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» [3]. В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей.

Таким образом мы уверены, что именно через знакомство культурой разных национальностей, их традициями, художественным народны словом происходит формирование принятия людей другой национальности, толерантное, терпимое к ним отношение. Интерес к культуре других народов всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, МПСИ. — 3-е изд. — М.: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: с. 342–348. //ELIB.gnpbu.ru. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/ (дата обращения: 11.12.2016).
  2. Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — с. 44–48.
  3. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с. // Электронная Библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EVp-1994/EVP-001.HTM (дата обращения: 11.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, национальность, формирование толерантности, современное общество, дошкольный возраст, внутренний мир, дошкольное учреждение, отрасль педагогики, культура.


Похожие статьи

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, констатирующий этап, дошкольное образовательное учреждение, игра, уровень, воспитание толерантности.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, дошкольный возраст, родитель, семья, традиция, толерантность, формирование толерантности, национальность, Великая Отечественная война.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей.

Теоретические основы формирования межнациональной...

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Особенности формирования этнической толерантности...

национальная идентичность, этническая толерантность, старший дошкольный возраст, поликультурное воспитание.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, сказка, Самостоятельная деятельность детей, воспитание культуры толерантности, поступок героев, рассматривание иллюстраций, образовательная деятельность, игра, украинская сказка, дошкольный возраст.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, констатирующий этап, дошкольное образовательное учреждение, игра, уровень, воспитание толерантности.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, дошкольный возраст, родитель, семья, традиция, толерантность, формирование толерантности, национальность, Великая Отечественная война.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей.

Теоретические основы формирования межнациональной...

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Особенности формирования этнической толерантности...

национальная идентичность, этническая толерантность, старший дошкольный возраст, поликультурное воспитание.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, сказка, Самостоятельная деятельность детей, воспитание культуры толерантности, поступок героев, рассматривание иллюстраций, образовательная деятельность, игра, украинская сказка, дошкольный возраст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, констатирующий этап, дошкольное образовательное учреждение, игра, уровень, воспитание толерантности.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, дошкольный возраст, родитель, семья, традиция, толерантность, формирование толерантности, национальность, Великая Отечественная война.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей.

Теоретические основы формирования межнациональной...

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Особенности формирования этнической толерантности...

национальная идентичность, этническая толерантность, старший дошкольный возраст, поликультурное воспитание.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, сказка, Самостоятельная деятельность детей, воспитание культуры толерантности, поступок героев, рассматривание иллюстраций, образовательная деятельность, игра, украинская сказка, дошкольный возраст.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, констатирующий этап, дошкольное образовательное учреждение, игра, уровень, воспитание толерантности.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, дошкольный возраст, родитель, семья, традиция, толерантность, формирование толерантности, национальность, Великая Отечественная война.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка». Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей.

Теоретические основы формирования межнациональной...

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Особенности формирования этнической толерантности...

национальная идентичность, этническая толерантность, старший дошкольный возраст, поликультурное воспитание.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

ребенок, сказка, Самостоятельная деятельность детей, воспитание культуры толерантности, поступок героев, рассматривание иллюстраций, образовательная деятельность, игра, украинская сказка, дошкольный возраст.

Задать вопрос