Профессиональная направленность русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 10.04.2015

Статья просмотрена: 3198 раз

Библиографическое описание:

Гуляева, Н. И. Профессиональная направленность русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» / Н. И. Гуляева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7434/ (дата обращения: 21.11.2024).

Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, однако федеральный государственный образовательный стандарт определяет место общеобразовательного цикла в основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО в соответствии с профилем получаемого профессионального образования, а это означает, что ключевым содержательным элементом рабочих программ данного цикла должна быть определенная профессиональная направленность. Профессиональная направленность — это интегративная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражается в интересах, отношениях, целенаправленных условиях. [1]

Преподаватель русского языка в колледже особое внимание должен уделять формированию одной из ключевых компетенций: «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» (ОК 1) [2]. Это означает, что преподавание должно быть простроено с учетом специфики профессии уже с 1 курса. Необходимы изменения и в самой системе обучения русскому языку с целью расширения языковой базы и для профессионального общения на основе обогащения лексического, синтаксического и грамматического строя речи, с опорой на специально подобранные и профессионально ориентированные тексты и темы, связанные с будущей профессией. В результате цель, завяленная в рабочей программе учебной дисциплины «Русский язык», должна быть более конкретной: расширить и углубить знания по предмету в совокупности и с учетом профессиональной составляющей, показать их практической применение, реализовать речевую профессиональную культуру, мотивировать к профессиональному творчеству, выработать умение логически мыслить. Задачами в преподавании должны стать: обучение профессиональному общению в области профессии, развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям в общении; повышение культуры письменной и разговорной речи. Источником необходимой языковой информации могут стать заранее отобранные преподавателем учебники, пособия, справочная литература по профессии, профессионально-ориентированные Интернет-ресурсы, профессиональные журналы и др.

Примеры заданий.

1.                  Словарные диктанты по определенной тематике для словарно-семантической работы, позволяющие совершенствовать соответствующие орфографические, словообразовательные, лексические умения и навыки:

-          «Безопасность труда. Оказание первой медицинской помощи»: ультрафиолетовое излучение, отсоединить от пострадавшего, искусственное дыхание, оказание медицинской помощи, непрямой массаж сердца, эффективный способ реанимации, стеклянные светофильтры, загрязнение сварочной пылью, приточно-вытяжная вентиляция, использование респираторов, особенности электрододержателя, не защищенная рукавицей кожа рук сварщика, для защиты глаз резчика, кислородного баллона, не допускаются без инструктажа [3].

-          «Оборудование. Инструментарий»: неплавящийся электрод, сварочный пост, инструментарий сварщика, оборудование для кислородной резки, асбестовая набивка, керосинорез с распылением, вспомогательный мундштук, шланговый ниппель, листовой металл, газовый коллектор, электрочасть переносной машины «Спутник-3», спецодежда электросварщика, рукавицы из брезента, молоток для сбивания шлака, никелевый сплав».

-          «Технологический процесс»: молоток для сбивания шлака, неразъемное соединение каких-либо металлов, местное плавление, термомеханический процесс, ионно-лучевая сварка, сварка тлеющим разрядом, никелевый сплав, восстановительные газы, в течение процесса сварки, температура струи выше одной тысячи семисот пятидесяти градусов, параллельно охлаждается, высокотемпературным газокислородным пламенем, пропанобутановая смесь, диффузионная сварка, взрывоопасные смеси» и др.

2. Работа с текстами, имеющими в своей структуре синтаксические конструкции, способствующие обогащению синтаксического строя речи (комментированное письмо, объяснительный диктант):

-          «История профессии». Временем возникновения профессии сварщик можно считать 1802 год, когда В. Петров открыл эффект электрической дуги, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура. Эта температура настолько высока, что позволяет расплавлять металлы. С момента этого открытия и до его промышленного применения прошёл немалый период времени. Но спустя десятилетия, метод соединения металлов электродуговым способом произвёл революцию в различных отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов. [4]

-          «Уникальность профессии». Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько специализаций: сварщик ручной дуговой сварки, газосварщик, оператор автоматических сварочных аппаратов. Рабочие всех этих специальностей занимаются одним делом — соединением металлических конструкций, сложных аппаратов, деталей, узлов методом сплавления металлов. От мастерства сварщиков зависит качество сварочных швов. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофическим последствиям. Страшно подумать, к чему могла бы привести некачественная работа по сварке нефте- или газопроводов. Сварщик — профессионал должен знать электротехнику, технологию плавления металлов, свойства газов, применяемых для антиокисления, методы и принципы действия используемых агрегатов и оборудования. Большое значение имеет соблюдение техники безопасности и производственной санитарии.

-          «Охрана труда и профилактика заболеваний». Рабочее место сварщика должно содержаться в чистоте и порядке, не допуская ничего лишнего, мешающего работе на рабочем месте, а также в проходах и проездах. Детали и заготовки следует держать в устойчивом положении на подкладках и стеллажах. Высота штабелей не должна превышать полторы ширины или полтора диаметра основания штабеля и во всех случаях не должна быть более 1 м. Для защиты глаз и лица электросварщиков от световой радиации и других вредных воздействий технологических процессов применяют защитные ручные или неголовные щитки, например щитки с креплением на каске, с непрозрачным корпусом. Необходимо надежно заземлять корпуса сварочных машин, аппаратов и установок, зажимы вторичной цепи сварочных трансформаторов, служащие для подключения обратного провода, а также свариваемые изделия и конструкции.

3. Системная работа по внедрению профессионального компонента на уроках русского языка в разделе «Фонетика и орфоэпия»:

-          произношение букв –Е-,-Ё-, Ю-, -Я- (указать звуки): давление, флюс, дефектоскопия, соединение, деформация, выпрямители, из алюминия, вентиль, выпрямитель, трение, припоями;

-          транскрипция: наплавка, безопасность, процесс, сжатие, газ, сплав, резка, выпрямитель;

-          нормы произношения и ударения слов: редукторы, экспертный, мастерски,договор заржаветь и др.;

в разделе «Морфемика и словообразование»

-          морфемный и словообразовательный разбор слов: газоплазменная (обработка), выпрямитель, пайка, электробезопасность, полуавтоматический, ультразвуковая дефектоскопия, пропан-бутан и др.;

в разделе «Лексика»

-          составление тезауруса — словаря терминов специальной области знаний или сферы деятельности;

-          лексическая работа по тексту: составление глоссария (подбор и систематизация терминов, непонятных слов или выражений).

4. Комплексный анализ текста.

(1) Электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. (2) Собирая заготовки (узлы) конструкций, сварщик осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет подготовку соединяемых частей для сварки. (3) Он осуществляет зрительный контроль сварных швов и производит зачистку швов после сварки, сварку горизонтальным, вертикальным и потолочным швом, заваривание раковин и трещин на деталях, выполняет резку металла на полуавтоматических и автоматических машинах, предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии. (4) Основное орудие труда ручной сварки — электрод. (5) В процессе деятельности, выполняя поступательные и колебательные перемещения электрода, электрогазосварщик регулирует температуру, длину дуги и образование шва. (6) Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смещение горючего газа с кислородом и образование пламени. (7) Соединения, получаемые сваркой, характеризуются, прежде всего, высокими механическими свойствами, низкой трудоемкостью и невысокой себестоимостью. (8) Газосварщик выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляя наплавку, пайку и подогрев металла.

Задания:

I. Осмысление текста:

1.         Какие виды работ осуществляет электрогазосварщик?

2.         Какое оборудование в профессиональной деятельности использует электрогазосварщик?

3.         Озаглавьте текст?

II. Лексика:

1.         Укажите лексическое значение слов (толковый словарь, специальный справочник) пайка, деформация, электрод, трудоемкость, себестоимость.

2.         Определите, в каком значении употребляются подчеркнутые слова: сварных швов, потолочным швом, заваривание раковин в предложении № 3.

III. Фонетика:

1.         Запишите слова в транскрипции: соединяет, сварщик, резку, электрод, горючего.

2.         Выполните фонетический разбор слов: орудие, режим

3.         Из предложения 8 выписать слова, содержащие только твердые согласные.

IV. Морфемика и словообразование:

1.         Выписать из текста слова, образованные путём сложения слов или основ.

2.         Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: электрогазосварщик, сварка, пайка, невысокой.

3.         Из предложения 5 выписать слова с непроизводной основой.

4.         Привести примеры из текста однокоренных слов и форм слов.

V. Орфография:

1.         Объяснить правописание слов: собирая, аппарата, соединяемых, горизонтальным, полуавтоматических, пламени.

2.         Выписать из предложения 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне.

VI. Морфология:

1.         Выписать из текста отглагольные существительные.

2.         Выписать из текста слова, принадлежащие к определённой части речи, указать их лексико-грамматические признаки:

а) причастия (указать характерные суффиксы)

б) деепричастия (указать характерные суффиксы)

в) предлоги, определить их тип (производные или непроизводные);

3.         В предложение 6 слово «которой» является союзом или союзным словом (часть речи).

VII. Синтаксис и пунктуация

1.         Определить вид грамматической связи в словосочетаниях: заваривание раковин, механическими свойствами, регулирует выполняя, тонкого металла, осуществляет транспортировку.

2.         Указать № предложений следующих видов:

а) предложения с обособленным обстоятельством (деепричастный оборот);

б) предложения с обособленным определением (причастный оборот);

в) предложения с однородными членами;

г) предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены им. существительным;

д) СПП с придаточным определительным;

3.         Объяснить постановку знаков препинания в предложении № 7.

4.         Выписать предложение № 6 и сделать синтаксический разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, проектная деятельность, участие в конкурсах профессионального мастерства также позволяют сформировать у студентов понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

 

Литература:

 

  1. http://vocabulary.ru Национальная энциклопедическая служба.

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2009 года № 588 [Электронный ресурс http://www.edu.ru/].

3.      Герасименко А. И. «Электрогазосварщик»: учебное пособие / А. И. Герасименко. — ИЗД. 13-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 409, — (Начальное профессиональное образование).

4.      http://www.autowelding.ru Профессионально о сварке.

Основные термины (генерируются автоматически): предложение, будущая профессия, русский язык, слово, медицинская помощь, никелевый сплав, профессиональная деятельность, профессиональная направленность, профессиональное общение, социальная значимость.

Похожие статьи

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Стройка. Профессии на стройке»

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении курса «Технология развития математических способностей детей»

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Автоматизированная система учёта выполненных ремонтных работ на участке ремонта металлургических печей ЭСПЦ ОАО «ВТЗ»

Похожие статьи

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Стройка. Профессии на стройке»

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении курса «Технология развития математических способностей детей»

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Автоматизированная система учёта выполненных ремонтных работ на участке ремонта металлургических печей ЭСПЦ ОАО «ВТЗ»