Данная статья адресована молодым преподавателям русского языка учреждений начального и среднего специального образования с целью: помочь ввести в профессию студентов рабочих специальностей. Статья содержит перечень заданий по различным разделам русского языка.
Ключевые слова: профессиональная терминология рабочих специальностей, дидактический материал
В последнее время среди работников образовательной сферы часто затрагивается проблема преемственности школы и учреждений профессионального образования. Особенно остро этот вопрос встает у преподавателей колледжей, в связи с переходом обучающихся в статус студентов и получением рабочей профессии в возрасте до 18 лет и как следствие — полное погружение в профессиональную среду.
По этой причине на плечи преподавателей общеобразовательных дисциплин ложится иной груз ответственности. Обязательно учитываются требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: общие компетенции являются результатом освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов (ОК1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) [1]. Это и определяет специфику организации обучения по таким дисциплинам как русский язык.
Преподавателям необходимо учитывать и Концепцию преподавания русского языка в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, от 9 апреля 2016 г. № 637-р, которая имеет своей основной целью обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [2].
Обеспечение дидактическим материалом, соответствующим программам и требованиям ФГОС СПО и ФГОС СОО, является одним из важнейших направлений деятельности педагога. Обучение студентов профессии «Мастер общестроительных работ» ведется с опорой на профессиональную составляющую дисциплины «Русский язык и литература».
Примерный перечень заданий по разделу «Лексика»:
- Выделите слова, которые не подходят к тематике «Основы гигиены труда рабочих профессий».
Гигиена труда, трудовой процесс, производственная сфера, практические мероприятия, безопасные условия труда, первое предупреждение, устранение неполадок, неблагоприятно влияющие условия, метеорологические условия, жизнедеятельность организма, приточно-вытяжная вентиляция, изобразительное искусство, коэффициент падения, пусть следования автомобиля, декоративная шпатлевка.
- Распределите словосочетания, объединенные темой «Архитектурные элементы зданий» по группам:
а) профессионализмы; б) простые словосочетания.
Пространственные анфилады, триумфальная арка, витиеватый замысел, многоходовая вентиляция, живописные арабески, трапецеидальный эркер, капитель колонн, летняя терраса, зимний сад, выступающие из стены пилястры, арочная колоннада, гармония формы и цвета, греческие храмы, эстетическая простота, ландшафтный дизайн.
- Выделите слова, имеющие несколько значений.
Тема: «Механизация штукатурных работ».
Балкон, вентиляция, дверь, колонна, облом, наряд, маяк, интерьер, отметка, ниша, украшение, выделка, сварка, листы, леса.
Для изучения раздела «Морфемика и словообразование» предлагаются следующие задания:
- Произведите морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов. Тема: «Технология оштукатуривания поверхностей»
Пристройка к дому, механизированный процесс, высокий подоконник, рейкодержатель для перемычек, ЕТКС, выход из рабочей зоны, удобно расположенная столовая, быстрорастворимая смесь, высококачественный портландцемент, внутренний дискомфорт, высокопрофессиональный строитель, штукатурная отрезовка, высокая тренога, ГОСТ, золотой оттенок песка, рабочий второй смены, фосфоросодержащий раствор, фрагмент профнастила, демонтаж конструкции, фиксатор резьбы, разметка поверхности, центральный водоотвод, вуз, нагрев смеси, высокохудожественное украшение, завотделением строительства, малярные подмости, удобный напальчник, оштукатурить нужную зону, опытный штукатурщик, промыв системы, дюральалюминевая трубка.
Раздел «Синтаксис и пунктуация» предполагает работу с различными видами предложений.
Тема: «Специальность: Штукатур»
Штукатур подготавливает поверхность для выполнения работ, приготавливает растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание и облицовку плиткой, наносит вручную или механизированным способом раствор на рабочую поверхность, обрабатывает ее после высыхания, делает ремонт оштукатуренной поверхности.
Задания:
А) Поясните, каким правилам русской пунктуации подчиняется употребление знаков в данном предложении.
Б) Сделайте полный синтаксический разбор предложения и составьте его схему.
В) Перефразируйте предложение так, чтобы оно стало: а) сложносочиненным; б) сложноподчиненным;
Г) Найдите в предложении глаголы и образуйте на их основе всевозможные причастия и деепричастия.
Д) Сделайте морфологический разбор одного существительного, прилагательного, глагола, наречия.
Работа с текстом предполагает лингвистический анализ.
Тема: «Выполнение художественных штукатурок»
Существуют различные виды штукатурок, но особое место занимает сграффито. Грунт под сграффито наносят обычным способом, принятым для известково-песчаных штукатурок. Дав затвердеть первому слою, не до окончательного высыхания, кладут первый цветной слой. Как только он слегка окрепнет, наносят накрывочный слой другого цвета; один, если предусмотрено двухслойное сграффито или два для многослойного. Количество слоев задается рисунком согласно проекту.
После нанесения всех слоев на поверхность наносится рисунок. Для этого служит шаблон — трафарет с проколотым шилом рисунком, изготовленный из прочного неразмокающего картона, пропитанного олифой.
Трафарет прислоняют на плоскость штукатурки. Затем места проколов трафарета опудривают мелом из марлевого мешочка. По контуру перенесенного рисунка верхние слои цветных накрывочных слоев процарапывают специальными стальными инструментами (долотом, скобликом и др.) [3, 22].
Задания по тексту:
I. Осознание текста: О каком виде художественной штукатурки идет речь? Какова его технология нанесения? Какими инструментами процарапывают рисунок? Какие слова в тексте являются ключевыми?
II. Лингвостилистический анализ:
- В каком стиле написан текст?
- К какому типу относится данный текст?
- Какова основная тема текста?
- Какую мысль хочет раскрыть автор?
- Какие стилистические средства использует автор?
III. Работа по разделу «Лексика» предполагает использование различных видов словарей для выполнения следующих заданий:
- Укажите значение слов, используя толковый словарь: сграффито, олифа, трафарет, скоблик, долото, опудривать мелом, заполнитель, крупность зерна.
- Используя словарь омонимов, выделите слова, которые можно употребить в нескольких значениях и составьте с ними словосочетания: накрывочный, окрепнуть, рисунок, слой, инструменты, штукатурка, раствор.
- С помощью словаря антонимов подберите слова с противоположным значением: обычный, процарапывать, прочный, прислонять, затвердеть, высохнуть.
- При помощи словаря синонимов подберите слова схожие по значению: рисунок, шаблон, раствор, плоскость, мешочек, слой, проект, заполнитель.
IV. Работа по теме «Этимология» осуществляется через поиск в тексте слов с иностранным происхождением и понимаем их появления в языке при помощи словарей.
Задания по разделу «Морфология» подразумевает проведение полного морфологического разбора различных частей речи: штукатурка, накрывочный (слой), наносят (слой), согласно, изготовленный.
Владение знаниями, умениями и навыками по разделу «Фонетика» проверяется следующими видами заданий:
А) Протранскрибируйте следующие слова: проект, сграффито, проколотый, двухслойный, известковый, марлевого (мешочка).
Б) Сделайте фонетический разбор слов: слои, прислоняют, высыхание, мешочек.
Из вышесказанного следует, что будущая профессия студента — фундамент в жизни каждого, поэтому так важно направить совместные усилия педагогов, родителей и студентов на получение высококлассного «мастера» своего дела.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 683).
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
- Черноус Г. Г. Технология штукатурных работ: учебник для нач. проф. образования/ Г. Г. Черноус. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 240 с.