Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических норм поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 27.02.2015

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Диденко И. А. Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических норм поведения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7476/ (дата обращения: 21.10.2018).

В нашем современном мире с быстро текущим и изменяющимся временем, где нужно попасть «в струю», как многие считают, человеку необходимы следующие качества: креативность, напористость, мобильность, удача, если хотите. Сами по себе эти качества очень даже встраиваются в требования, предъявляемые нашим развивающимся обществом. Но часто в жизни человек сталкивается с ситуациями, где приходиться поступиться этическими принципами морали и эта позиция легко оправдывается тем, что жизнь сейчас такая.

Виной всему выступал недостаток внимания и пробелы в воспитанной работе с подрастающим поколением, с самыми маленькими человечками — дошкольниками. Ведь все мы знаем, что нравственно-этическая база закладывается в этом трогательном возрасте. Этой проблеме уделило внимание министерство образования в новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями [п.1 ст. 2], где определяет образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания. И, как следствие, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, который и направлен на решение одной из задач: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».В человеке должны взращиваться и развиваться такие этические понятия как добро, сострадание, любовь, смысл жизни в сотворении добра. С ними он и должен идти по жизни. В этом ведь и состоит понятие — человечность.

Я решила выбрать следующее средство для решения этой задачи — обратиться к опыту наших предков. И оказалось, что оптимизм и жизнелюбие ценилось с давних времён. Оно считалось основой для положительного поведения людей. В менталитете русского народа заложено милосердие, сотворение добра другим, что нельзя быть счастливым, если рядом беда. Традиции русской народной культуры — вот источник, который поможет мне решить нравственно-этические задачи с детьми. Конечно, можно сказать, что на протяжении многих лет в программах, предназначенных дошкольникам, было выделено место и потешкам, и песенкам, и играм, и хороводам, и художественным промыслам русского народа. Но, по моему мнению, это происходило потому, что задачи формулировались слишком общие, например: «Воспитывать любовь к своему городу, Родине». В своей же работе я направила взгляд на развития этических норм поведения воспитанников при ознакомлении дошкольников с родной культурой. Воспитательное воздействие на ребёнка оказывается непрерывно и мы должны учитывать присущие детскому возрасту психофизические особенности: положительное эмоциональное состояние, потребность в любви и ласке, стремление к активной деятельности. В народе личность рассматривалась как целостность телесной, душевной и духовной составляющих. Поэтому активные проявления ребёнка, адекватные данному возрасту, приветствовались и поддерживались. Взрослые не просто младенца поглаживали, разводили и складывали ручки, поднимали ножки, делали потягивание после сна, а сопровождали приговорами — пестушками: «Ой, мой маленький, ненаглядненький, мой хорошенький, мой пригоженький!» и другие. Свою любовь, внимание к малышу также проявляют воспитатели, когда впервые приходит ребёнок в детский сад. Расположить к себе внимание детей мне помогают русские песенки, потешки, прибаутки: «Дыбочек, дыбок…», «Ехал мальчик маленький…», «По дороге мы едем…» и другие. Наш русский богатый язык даёт возможность применить ласкательно-уменьшительные суффиксы и заполнить пустоты односложными повторами, что позволяет передать через художественное слово всю полноту доброго отношения к ребёнку. В свою очередь стимулирует эмоционально-положительное развитие детей.

В русском народе закладывались основы положительного поведения через сказки, где высмеивались пороки. Таким образом формировалась у детей основа самосознания «Я -хороший». При слушании сказки ребёнок отождествляет себя с главным героем, в котором народ концентрировал лучшие качества человека. Также наличие у героя положительных качеств, предполагает всегда и счастливый сказочный конец. Эта закономерность немаловажна для воспитательного процесса детей. Идея сказок внушает ребёнку успех в преодолении разных трудностей при условии положительных качеств, например, находчивость и смекалка («Каша из топора», «Терёшечка», «Жихарка»); приветливость и трудолюбие («Морозко», «Крошечка — Хаврошечка», «Баба-Яга»); честность, безупречное послушание старшим, бескорыстность («Царевна — лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван-царевич и серый волк»). Постепенно дети наполняют свою душу разнообразными способами положительного, социально одобряемого поведения, стремятся быть хорошими. В работе с детьми я не только помогаю увидеть и раскрыть эти черты главных героев, но и приводить их в пример в повседневной жизни дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Через игру ребёнок познаёт самого себя, окружающий мир. Она является залогом бодрости, радости. Не зря ведущий вид детской деятельности в детском саду — игра. В игре дети проявляют все присущие им потребности: физического действия, душевного общения. Даётся возможность для развития воображения, работы ума и сердца, воспитываются умения преодолевать неудачи, неуспех, постоять за справедливость. В русских народных традициях, как и сейчас в дошкольных образовательных организациях, всегда учитывались возрастные возможности детей. С малых лет ребёнок стремиться повторять понравившиеся действия («Пальчик», «Сорока-ворона», «Зайка серенький…»). При этом происходит не только физическое, но и эмоциональное развитие ребёнка. В более старшем дошкольном возрасте нельзя не сказать о формировании культуры общения между детьми во время игры. Добрые, излучающие свет и внимание к собеседнику глаза, мягкая улыбка человеком воспринимается как позитивный фон, создаёт благоприятную атмосферу для общения. И когда обучаешь детей игре, акцентируешь внимание на эти формы невербального контакта, то постепенно замечаешь, что при повторной игре дети самостоятельно настраиваются на положительный лад взаимоотношений в таких играх, как «Коршун, что ты делаешь?», «Фанты», «Краски», «Гуси-гуси» и другие. Умение действовать сообща, ответственность перед коллективом — разве это не те качества, которые мы должны заложить в каждого дошкольника? Они нам воздадутся сторицей. Ненавязчивость воспитательного процесса через игры нельзя недооценить. Словесные игры комплексно решают целый ряд воспитательных задач: умению подчинять эмоции рассудку, воспитывать волю, необходимость помнить запреты, стимулировали гибкость ума. Игры приучают детей правильно действовать как в ситуации успеха, так и неуспеха. В народных играх пресекались бахвальства, зло, хвастовство, слёзы, что неоднократно мне доводилось наблюдать при организации этого вида деятельности с детьми. Очень много внимания уделялось играм-хороводам, ведь не один праздник не обходился без них. А какое воспитательное воздействие они оказывали: словесные пожелания здоровья в форме «здравствования», обращение «добрый человек», по имени с ласкательными суффиксами, поклоны. Все эти действа объединяло ощущение добросердечных отношений, приветливости. Посредством простой привычки — водить хороводы «Звонарь», «Утка-Гусь», «Пирог», «Масленица» и другие, дети приучаются проявлять положительные эмоции.

Уклад жизни русского народа не позволял постоянно забавлять ребёнка. Занять его чем-то, стимулировать активность, воображение привело к созданию взрослыми игрушек: бирюлек, шаров-погремушек, кубарей, кукол из тряпок и соломы, глиняных свистулек. Малыши с удовольствием ими играли, а становясь постарше, стремились их изготовить самостоятельно. В современном мире мы это уже воспринимаем, как народное художественное творчество, вытекающее из народных промыслов. В работе педагогов дошкольных образовательных организаций в направлении знакомства с народными игрушками неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования. В нашем городе есть Дом ремёсел, который я не обошла своим вниманием. Наглядность, доступность являются одними из принципов дошкольного образования и, именно, это место поможет мне приобщить моих старших дошкольников к народному творчеству, — подумала я. Организовав экскурсию с детьми в Дом ремесел, убедилась в правильности своего решения. Сколько радостных эмоций получили мои воспитанники! А главное многое смогли увидеть своими глазами, ощутить руками. В Доме ремёсел дети узнали через свой опыт, что каждое изделие неповторимо. Ведь оно изготовляется ручным способом, и мастер делает всё сам от начала и до конца. По завершению работ на эту особенность обратилось внимание детей, не получилось двух одинаковых игрушек, в чём-то каждая индивидуальна. Воспитанники, под руководством мастера, лепили из глины старинную игрушку-свистульку — «птичку». На Руси, как и теперь, природа являлась главным поставщиком материала — глины, дерева, лозы, льна и шерсти (это касается европейской части нашей страны). В зависимости от условий жизни наличия природного материала, спроса на изделие овладевали мастерством целые поселения. Глина имеется и в нашем регионе, поэтому этот вид народного творчества хорошо было распространенно в нашей местности. Расписали свои игрушки дети уже во время организованной образовательной деятельности. Познакомились дети и с лозоплетением (в нашей местности использовались ивовые прутья). Это достаточно сложный процесс для возраста наших детей, но они с большим любопытством смотрели и слушали пояснения мастера во время изготовления изделия. Кукол из ткани изготовляли с незапамятных времён. Кукла это нечто свёрнутое и действительно в технологии изготовления использовались скрутки, обёртывание тканью. Куклу любили и почитали все: взрослые и дети, играли ею дети всех сословий. И наши дети преобразились, когда мы перешли к экспонатам тряпичных кукол. Удивление у дошкольников вызвала информация, что раньше куклы были безлики. На Руси для детей с младенчества куклы выступали в роли оберегов. По мере взросления рядом с детьми и изменялись куклы. Тряпичная кукла выражала простейший образ женщины: с косою — девушку, в платке — женщину, в более тёмных нарядах — пожилую женщину. Очень понравилась нашим девочкам кукла-перевёртыш. Конечно, без мастер-класса здесь тоже не обошлось. В результате данных экскурсий дети получили знания об особенностях каждого вида народного творчества, а главное стали ближе к пониманию традиций своего народа, обрели свой, хоть и маленький, опыт. А самое главное для меня — у них появилось желание повторить свои навыки в изготовлении игрушек. И не для того, чтобы оставить себе, а для подарков друзьям и близким. Не закладывается ли здесь одна из основ понимания смысла жизни в деятельном добре к людям?

Воззрения русского народа определяли в себе гуманистические идеи. В себе они несли оптимально сбалансированные соотношения внешнего воздействия через правила социального поведения, норм общества и внутренних психических возможностей, возрастных особенностей, индивидуальности детей. Воспитательные средства народной культуры отражают по своей сути социально-личностный ориентир. И можно сказать, что в современном мире приобщая детей к народным традициям русской культуры, мы формируем постепенно возрастные нормы поведения. Происходит самовоспитание ребёнка, так как, осторожно исследуя границы дозволенного, он решает свои эмоциональные проблемы. Ведя последовательно работу в познании нравственно-этических норм, опираясь на опыт предков, могу сделать заключение о том, что дети не только теоретически различают понятия добро и зло, любовь и ненависть, правда и ложь, но и в жизни стремятся проявлять положительные качества души.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон РФ от 02.07.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

3.                  Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. — М.: ЦГЛ. 2005. — 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, русский народ, современный мир, игра, народное творчество, Русь, внимание детей, дошкольное образование, детский сад, сотворение добра.

Похожие статьи

Надо ли вернуть духовное воспитание в детские сады?

ребенок, русский народ, современный мир, игра, народное творчество, Русь, внимание детей, дошкольное образование, детский сад, сотворение добра. Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию... Мы знакомим дошкольников с жизнью...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Устное народное творчество как средство воспитания...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

игра, русский, приобщение дошкольников, русский народ, детский сад, ребенок, традиция, православная культура, народная педагогика, культурное наследие.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Надо ли вернуть духовное воспитание в детские сады?

ребенок, русский народ, современный мир, игра, народное творчество, Русь, внимание детей, дошкольное образование, детский сад, сотворение добра. Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию... Мы знакомим дошкольников с жизнью...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Устное народное творчество как средство воспитания...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

игра, русский, приобщение дошкольников, русский народ, детский сад, ребенок, традиция, православная культура, народная педагогика, культурное наследие.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская...

Задать вопрос