Скаутинг как детско-молодежное движение и воспитательная система в Царицынском уезде
Автор: Потемкин Дмитрий Сергеевич
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 1401 раз
Библиографическое описание:
Потемкин, Д. С. Скаутинг как детско-молодежное движение и воспитательная система в Царицынском уезде / Д. С. Потемкин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7457/ (дата обращения: 19.12.2024).
Основатель скаутского движения Баден-Пауэллом в начале прошлого века написал следующее: «Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга — подрастающее поколение и его воспитание». В начале третьего тысячелетия эти слова звучат крайне актуально во всех странах мира, поскольку потребности современных молодых людей реализуются в том числе и через особую воспитательную систему скаутинг. Социальная компетентность, заложенная в системе скаутинга, обусловлена во многом личностно ориентированным подходом и означает, что скаутинг принимает каждого ребенка, подростка и молодого человека таким, каков он есть — уникальной личностью — с его собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами.
В одном из официальных докладов ЮНЕСКО (2003г.), дана следующая характеристика скаутинга как воспитательной среды: «в уникальности метода скаутского движения содержится ключ к пониманию его особой роли. Скаутский метод (один метод, охватывающий множество элементов) это инструмент, который использует скаутское движение для успешного осуществления своего особого подхода к воспитанию молодежи. Скаутский метод, применяемый в непринужденной обстановке, среди сверстников, в сотрудничестве со взрослыми создает благоприятную среду, в которой молодой человек может, учиться на своем опыте и, таким образом, расти и развиваться, становясь уникальной человеческой личностью».
Реформируемое российское общество все более осознавало потребность в воспитании активных, деятельных, образованных граждан. Педагогами создавались системы, в которых взрослый и подросток взаимодействовали, в рамках единого педагогического процесса. Российские педагогические новации послужили основой разнообразных детских, подростковых объединений. И на их формирование сильное влияние оказала идея длительной романтической игры в белого доброго рыцаря, идея воспитания подростка, как разведчика будущего — скаута.
Скаутское движение зародилось в России в 1909г. Его основателем был О. И. Пантюхов. В двадцатом веке отечественный скаутинг переживал поистине несколько исторических эпох — начало было в царский период, затем тернии жизни на «красных» и «белых» территориях в годы Гражданской войны. Примером тому служат скауты Царицына. К 1913 году уездный Царицын (город на юго-востоке европейской части России) по числу жителей — 137 тысяч, обогнал многие губернские города. Это был период взрывного роста строительства жилых, производственных, общественно-развлекательных зданий, больниц, школ, гостиниц. Так же стремительно развивалась инфраструктура был запущен городской трамвай, водопровод, построены несколько мостов через Царицу.
Первые шаги жизни скаутской организации г. Царицына были очень трудными. Несмотря на то, что в стране уже действовали дружины скаутов и прошел первый съезд по скаутизму, однако в городе отсутствовали определенные указания и инструкции о формах и содержании работы. В мае 1915года на Пушкинской улице г.Царицына в детском доме № 1, был организован первый скаутский отряд [1].
Единственным руководством того времени была книга Баден Пауэлла «Скаутинг для мальчиков». В ней рекомендовалось формы и методы работы детской организации бой-скаутов Англии, к руководству первых отрядов скаутов пришла некоторая часть бывших военных, педагогов детского дома и священников. К концу первой мировой войны в г. Царицыне существовало уже три скаутских отряда с общей численностью около 450 человек, работа в основном строилась следующем образом: устраивались военные игры, походы, жизнь в шалашах и палатках у костров [3]. В 1918 году в журнале «Вокруг Света» за № 38 был опубликован перечень вновь созданных отрядов, в этот список вошел скаутский отряд Александровской 1-й гимназии г. Царицына, организатором отряда был участник русско-японской войны Д. В. Малкочи.
Педагогическая общественность адаптировала английские идеи на русскую почву. Идея служения Родине, идея верности российской государственности, русской вере, лежала в основе движения скаутов, воплощалась в жизнь в романтической форме длительной игры в благородного, заботливого, доброжелательного рыцаря.
Потенциал скаутов их практические навыки (ориентирование на местности, первая медицинская помощь, строевая подготовка и многое другое) пригодились многим руководителям и старшим скаутам на фронтах, Первой мировой. Война оказала на скаутское движение весьма сильное воздействие. Были мобилизованы и отправились на фронт многие руководители и старшие скауты. Как было сказано в обращении директора одной из московских гимназий О. Д. Петрова на первом съезде по скаутизму: «Скаутинг не только не чуждается в военной помощи государству, но и считает это своей обязанностью» [7].
В сентябре 1915 года в Петрограде состоялся Первый Всероссийский Съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Цель съезда разработать устав российской скаутской организации, инструкции по руководству отрядов и дружин, выбрать руководящие органы. Этот съезд заложил прочное основание скаутингу в России. Труды съезда (журналы заседаний, доклады, программы, резолюции и выборные бюллетени), были изданы обществом «Русский Скаут» в Петрограде, именно эти документы являются весьма ценным вкладом в ограниченную литературу на русском языке по скаутингу. Основная часть документов первого съезда находятся в фондах Государственного Архива Российской Федерации, определенные документы находятся в фонде архива Всемирной Организации Скаутского Движения. Съездом был принят обязательный текст к руководству в отрядах: молитвы разведчиков, законы, заповеди, торжественное обещание, обычаи скаутов-разведчиков. Разрозненная практика местных организаций была скоординирована, а сами организации после съезда слились в Организацию Российских Юных Разведчиков. Скаутское движение педагогически целесообразно организованная среда, окружающая детей и подростков, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида, возможном управлении его социализацией в следующем: образовательное, воспитательное, социальное, природное, игровое и развивающие пространство. По самым скромным подсчетам, к концу Первой мировой войны в России насчитывалось около 75 000 скаутов, включая отряды скаутов. Во время войны количество скаутов увеличилось и таким образом, без преувеличения можно сказать, что через ряды скаутских организаций России прошло (до 1918г.) не менее 120 000 мальчиков и девочек [4].
На момент начала Гражданской войны скаутское движение в России насчитывало около двухсот тысяч детей и подростков под руководством опытных скаут-лидеров. Белые поддерживали скаутское движение, помогали скаутам. В 1918 году когда прибалтийские государства объявили себя независимыми появились многие русские скаутские отряды оказались за рубежом.
Наибольший расцвет скаутинга в России пришелся на первые пять послереволюционных лет. Это позволяет сделать вывод, что советская власть делала попытки использовать скаутский метод, определив его содержание и форму как «возрожденный скаутинг, или пионерство» для воспитания подрастающего поколения, борьбы с беспризорностью и безнадзорностью, ликвидации детской неграмотности, допризывной военной подготовки.
Педагогический подход в исследовании генезиса скаутизма в царской России проявляется в раскрытии процесса формирования механизмов реализации на практике социально — значимых общечеловеческих ценностей средствами скаутизма, действующих на государственном, групповом, личностном и других уровнях [8].
С 1922 года на территории Царицынского уезда начинает формироваться общественно-политическое движения детей (пионерская организация). Некоторым видится панацея в пионерии. Но это опять же от не знания истории пионерского движения и предшествующего ей периода скаутского. Скаутская организация послужила основанию организации юков (юные коммунисты), мало чем отличавшиеся от скаутов. В Царицыне первый отряд юков был создан на базе одного из детдомов в 1920 году. Отмечалась самостихийное рождение детской организации. С первых же дней совместная деятельность пионерских и скаутских отрядов была поддержана уездным комитетом РКП (б). Пионерские отряды заимствовали у скаутов деление отрядов на патрули, эмблемы и знаки. Первые пионерские патрули имели название: «Лев», «Орел», «Аист». Единственный на тот момент скаутский отряд, который остался в Царицыне на Пушкинской улице в детском доме № 1, был своеобразной опытной базой для пионерских отрядов города. Большое внимание отводилось разведческий играм. В ходе которых пионеры учились у скаутов ориентированию на местности, ходить по азимуту, вязать узлы, преодолевать водные препятствия. Поскольку у скаутов был опыт в годы первой мировой и гражданской войн [6].
По решению губкомов РКП (б) и РКСМ в марте 1924 была проведена первая губернская конференция пионеров. Конференция решила отказаться от походов и игр, а начать заниматься общественно-политической работой [2].
Надежда Крупская говорила о скаутинге следующее: «Необходимо взять из скаутинга все самое лучшее и внедрить это в пионерию, а скаутское движение запретить». Впоследствии так и получилось пионерская организация заимствовала из скаутинга: девиз будь готов, галстук, звеньевое и дружинное деление, ношение формы и значков. Хотя Н. К. Крупская подчеркивала, что значительное место в скаутинге отводится физическому воспитанию, которое рассматривается, прежде всего, как педагогический процесс [9]. В 1925 году начались репрессии на скаутских руководителей и старших скаутов, Организация российских юных разведчиков, созданная Пантюховым, была вынуждена эмигрировать за границу. В 1927 году скаутское движение в СССР было запрещено, но некоторые скаутские отряды перешли на подпольную работу. К началу 1927 года в пионерской организации города насчитывалось около 10 000 человек, в том числе 8 пионервожатых бывших скаут-мастеров. Пионерская организация постепенно перестраивала на свой лад скаутские ритуалы, церемонии, традиции. Последний скаутский отряд в Царицыне был распущен в 1933 году. Таким образом был погашен последний очаг скаутского движения в Советской России [5].
Анализ содержания, форм и методов работы показывает, что деятельность скаутских отрядов успешен, поскольку найден механизм связи с жизнью. Для успешной деятельности необходима глубокая проработка общей идеи, идеологии деятельности организации, целей, выражение их в понятных детям формах, образах, привлекательных, романтичных и полезных. Пути достижения поставленных целей тоже должны быть понятны детям, привлекать новизной, постепенно усложняться, требовать творчества личности, и конечно же соответствовать возрасту детской группы.
На развитие и качественное изменение личности ребенка, существенное влияние оказывает пребывание в скаутском объединении, не только освоения имеющегося в нем, но и создания своего собственного социального опыта.
С течением времени принципы скаутинга получили дальнейшее развитие и нашли отражение в документах Всемирной Организации Скаутского Движения (ВОСД) и национальных скаутских организаций. Равноправие взрослых и детей в рамках одной организации — уникальный феномен. Педагогический опыт дореволюционного скаутизма, обогащенный практикой пионерского движения, может и должен быть использован детскими объединениями в России в настоящее время.
Литература:
1. ГАВО, ф.р. 6610, Оп. 1, Д. 15 Л. 2
2. ГАВО, ф.р. 6610, Оп. 1, Д. 15 Л. 3
3. ГАРФ, Р-5976, Оп. 1,Д. 5,Л. 90
4. ГАРФ, Р-5976, Оп.1,Д.5,Л. 94 История одной организации. Дневник Старшего скаута Дона
5. ГАРФ, Р-5976, Оп. 1,Д. 6,Л. 75
6. РГАСПИ. Ф. 18-м. Оп. 1. Д. 4. Д. 5; Д. 2. Л. 1
7. Кучин В. Л., Скауты России 1909–2007/ Кучин В. Л.- М.; 2008. — 133с.
8. Подтынная Е. А. Русский скаутизм: история, теория, практика (1909–1923 г.г.). — М.; — 1995. С. 12.
9. Ярмольчук А. В. Скаутское общественное движение в России в XX веке.- М.; 2004.-С. 35.