Основные вопросы интеграции образования и производства и пути их решения
Авторы: Исмаилова Зухра Карабаевна, Химматалиев Дустназар Омонович, Байбаева Мухайё Худайбергеновна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 06.02.2015
Статья просмотрена: 104 раза
Библиографическое описание:
Исмаилова, З. К. Основные вопросы интеграции образования и производства и пути их решения / З. К. Исмаилова, Д. О. Химматалиев, М. Х. Байбаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7303/ (дата обращения: 19.11.2024).
В Узбекистане есть свой богатейший образовательный опыт, реконструкция которого с учетом современных социально-экономических и образовательных реалий может дать мощный инновационный эффект. Ведь абсолютные нововведения занимают очень скромное место в педагогике. Поэтому к инновациям здесь относят адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени. Мощнейшим инновационным потенциалом обладают лучшие достижения отечественного образования. Прежде всего укажем на опыт системы подготовки инженеров. Три несущие образуют ее фундамент:
1. Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках.
2. Изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах.
3. Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.
Оригинальное продолжение получила система подготовки инженеров в стенах советских втузах-заводах (завод при вузе) и заводах-втузах (вуз при заводе). При втузе практиковалась концентрическая система обучения. В соответствии с ней первый «концентр» готовил низший административный персонал, второй — техников-мастеров, третий — инженеров. Как видим, проблемы многоуровневой подготовки профессионалов ставились и раньше. Опыт прошлого вполне может быть использован в современных поисках оптимальных путей такой подготовки.
Поучительна структура образовательного процесса втузов: первые три года студенты обучались без отрыва от производства, остальное время — с отрывом. Такое чередующее, смешанное обучение давало возможность, с одной стороны, достаточно глубоко овладевать научным фундаментом инженерной деятельности, с другой стороны, — успешно овладевать ее технолого-практической составляющей. Студент одновременно, синхронно, проходил, по меньшей мере, три ступени своего профессионального становления: профессиональную, подготовку, адаптацию и профессионализацию.
Современное профессиональное образование может успешно решать свои задачи лишь при условии самой широкой интеграции образования и производства, охватывающей весь комплекс отношений образовательных учреждений и производственных предприятий. Они должны стать соучастниками единого образовательно-производственного процесса. Отношения образования и производства не должны напоминать дорогу с односторонним движением: не только образование должно быть открыто производству и рынку, но и последние должны быть открыты образованию.
Отношения между образованием и производством — глубоко диалектический процесс, учитывающий баланс интересов обеих сторон. Исходя из того, что образование есть целостный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, можно предположить необходимость признания в качестве четырех главных приоритетов образовательно-производственной политики человека, общества, государства и производства. Исходной целью и конечным результатом данной политики должен стать человек, взятый в богатстве всех своих связей и отношений. Сегодня имеется настоятельная потребность в человеке-профессионале, способном нести на себе груз ответственности за себя, общество, государство и производство. Для этого должен осуществляться на основе метода широкой базы: профессиональная подготовка должна включать в себя три важнейших составляющих человеческого роста — образование в самом широком его понимании как процесса воспитания и обучения человека, его социализацию и профессионализацию. В результате стержневой задачей профессионального образования становится максимальное раскрытие духовного, нравственного, интеллектуального и психомоторного потенциала человека, формирование у него метакачеств с широким диапазоном действия, ядро которых составляет социально-духовная компетенция.
Одной из ведущих задач современных образовательно-производственных комплексов должно стать создание профессиональных кланов, профессиональных династий. Это очень значимо для нашего времени, когда, например, предприниматель может заявить, что ему все равно, каких рабочих нанимать — своих или иностранцев.
К перспективным направлениям интеграции образования и производства можно причислить создание производственно-образовательных корпораций, образовательно-промышленных групп, различного диапазона действия, формы и степени интегрированности. Они должны впитать в себя богатейший отечественный и зарубежный опыт интеграции образования и производства. Диапазон действия этих корпораций может колебаться от масштабов всей страны (в условиях активизации деятельности транснациональных компаний возможен выход за пределы нашей страны) до масштабов отдельно взятого региона и даже населенного пункта (в условиях градообразующего предприятия).
Форма и степень интегрированности производственно-образовательных корпораций также могут быть различными. Например, имеет смысл применить здесь известную схему, согласно которой производственно-экономические структуры подразделяются на картели, консорциумы, концерны, тресты. Применительно к нашим условиям это может означать следующее:
Производственно-образовательный картель — объединение предпринимателей и работников образования, участники которого договариваются: о размерах производства рабочей силы, о рынках ее «сбыта», об условиях ее продажи, ценах, сроках платежа и т. д. Участники (производственники и педагоги) не теряют своей самостоятельности.
Производственно-образовательный консорциум — временное соглашение между несколькими образовательными учреждениями и промышленными предприятиями с целью создания и реализации на временной основе широкомасштабных образовательных проектов, связанных с удовлетворением потребностей в специалистах большого числа предприятий.
Производственно-образовательный концерн — объединение образовательных учреждений и промышленно-финансовых предприятий с целью создания и реализации на относительно постоянной основе широкомасштабных образовательных проектов, связанных с удовлетворением потребностей в специалистах большого числа предприятий. Образовательные учреждения формально сохраняют свою самостоятельность. Однако в силу различий «весовых категорий» они фактически подчинены контролю (главным образом — финансовому) господствующей в таком объединении группы предпринимателей или отдельного предпринимателя.
Производственно-образовательный трест — это производственно-образовательный комплекс с единой системой управления и материально-финансового обеспечения, создаваемый на постоянно-перспективной основе с целью организации и осуществления качественного образования работников и членов семей сотрудников данного треста.
В случае с интеграцией образования и производства рыночный принцип срабатывает в главном — в необходимости повышения качества профессионального образования учащихся путем совершенствовании отношений, активного участия работодателей в формировании планов перспективного развития лицея и их осуществления. Сотрудничество между учебным заведением и предприятием лишь тогда станет не формально, а действительно равноправным, когда последнее оказывает образовательному учреждению солидную экономическую помощь.
В целом можно сделать следующие выводы:
1. Предприятия должны принимать самое активное участие, в том числе финансовое, в подготовке своих будущих кадров. Это объясняется множеством причин. Среди них можно выделить и ту причину, что учебное заведение способно обеспечить своих выпускников академическим образованием. Однако даже не всякий крупный институт располагает высококвалифицированными кадрами для подготовки таких специалистов, которые могли сразу и полноценно включиться в работу того или иного предприятия.
2. Чтобы преодолеть этот разрыв образовательное учреждение со своей стороны должно приложить максимум усилий для развития системы корпоративного образования как подсистемы дополнительного образования за счет средств «заказчика» образовательных услуг, с привлечением его производственной базы и специалистов.
3. Необходимо создание усилиями предприятий и учебных заведений «совместных» организационных структур — научно-образовательно-производственных центров и комплексов, образовательно-промышленных групп (ОПГ), институтские внедренческие фирмы и т. д.