Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 30.12.2014

Статья просмотрена: 976 раз

Библиографическое описание:

Непрокина, И. В. Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» / И. В. Непрокина, Ю. С. Шкаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7032/ (дата обращения: 21.11.2024).

Крупнейший педагог-теоретик, педагог-философ России XIX века К. Д. Ушинский писал: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания» [4, с.35].

Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Ценностные ориентиры — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Задачи поиска оптимальных путей формирования ценностных ориентиров личности были актуальны во все времена во всем мире. Особую остроту и необходимость они приобретают в моменты смены значимых приоритетов общества.

В любом образовательном стандарте, любого государства, имеет четкое представление о нравственных ценностях и идеалах. Например, в Германии религия преподается как обыкновенный предмет, или по выбору ученика может замениться на часы изучения светской этики. Религиозное образование ориентируется на общие морально-этические законы, а преподавание предмета должно основываться на общечеловеческих и религиозных представлениях о добре и зле. Религия у финских школьников — один из любимейших предметов.

С 2011–2012 учебного года все общеобразовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, впоследствии ФГОС НОО. Одним из принципиальных отличий второго образовательного стандарта является направленность не на предметный, а на личностный результат [4, с.15–19].

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» устанавливает цель и задачи современного образования — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В разделе «Духовно-нравственное развитие гражданина России» представлены высшие духовные ценности:

1.                  Индивидуально-личностные — доброта, милосердие, свобода личная и национальная, справедливость, честь и честность, достоинство;

2.                  Семейные — любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода;

3.                  Национальные, включая природу и искусство — жизнь, Родина, долг, закон, правопорядок, долг, вера в Бога, религиозные организации, святости, русские традиции, красота, гармония;

4.                  Общечеловеческие — планета Земля, мир во всем мире, многообразие культур и религий, прогресс человечества, международное сотрудничество [3, с.145–147].

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в нашей стране является уникальным, поскольку направлен на развитие у учащихся 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, одновременно включает в себя изучение таких общеобразовательных дисциплин, как «Окружающий мир», литература и история и является не оценочным предметом.

Формирование целостной личности — основная цель курса ОРКСЭ. Пути формирования целостной личности, а значит, в будущем, и высоконравственного общества могут быть представлены следующими принципами:

1.                  Самоуважение: уважение (или неуважение) человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности, либо, напротив, в связи с виной или ошибками. Самоуважение — модель требовательной любви в отношении самого себя. Самоуважение неразрывно связано с успехами в учебе. Самоуважение и чувство собственного достоинства способны защитить учащихся от неуспеваемости. На уроках ОРКСЭ важно подвести детей к пониманию, что самоуважение не дается человеку от рождения, неразрывно и напрямую связано с деятельностью человека. Уважение к своей личности, или уважение души:

а) я старательно учусь, чтобы хорошо успевать в школе;

б) я честен;

в) я делаю то, что говорю;

г) если я думаю, что люди неправильно поступают, я говорю им об этом.

С христианской позиции, ценность всякой личности заключается в образе и подобии Божьем, следовательно, призывает к уважению человека. Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что самоуважение — это не завышение оценки. На этом этапе через беседы, поучительные истории, притчи, примеры из современной жизни развивать критическое и требовательное отношение к себе:

а) понять ограниченность собственного опыта (человек не может жить без Бога);

б) доверительное отношение к опыту других людей, обогащение и переосмысление своего собственного опыта, уметь извлекать уроки из своих собственных ошибок, анализировать свои поступки и т. д.

2.                  Уважение к другим. «Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других». На этом этапе учащимся необходимо дать понять, что уважать — это значит своим отношением, словами или поступками показать, что люди и предметы, которые окружают нас, имеют ценность. Целесообразным будет привести пример из семейных взаимоотношений: «Если у вас есть младшие братья и сестры, как приятно осознавать, что вы являетесь для них идеалом, примером, как восторженно они смотрят на вас и стараются во всем подражать». Пример может быть и такого характера: «Возможно, вы являетесь образцом для подражания среди своих одноклассников, они считают вас самым красивым или умным, или талантливым». На этом этапе акцентируется внимание, что уважать других людей, гораздо сложнее, чем близких. Итогом урока может стать составление памятки «Почему важно уважать других?», которая будет состоять из следующих пунктов:

а) потому что все люди важны;

б) потому что к нам будут относиться так же, как мы сами относимся к окружающим;

в) потому что все равны, и каждый заслуживает, чтобы его уважали.

С христианской позиции будет уместен пример жертвенного подвига Иисуса Христа и его заповеди, одна из которых гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». На основе этой заповеди подвести к самому главному — «Золотому правилу нравственности» — общему этическому правилу всех живущих на Земле людей. Оно сформулировано как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», или «не делайте другим того, чего не хотите себе». Важно будет подчеркнуть, что «Золотое правило нравственности» с давних пор известно в религиозных учениях Востока и Запада и лежит в основе всех мировых религий.

3.                  Уважение к природе, культурной среде. Это, прежде всего, забота об окружающем мире. Природа и человек — единое целое. Как и все живое на Земле человек стремиться к совершенству и гармонии. Учащимся будет интересно послушать слова М. М. Пришвина, который сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину». Интересным приобщением учащихся к красивому и природе, нам видится способом творения. Творческим заданием на дом может послужить аппликация или икебана. Важно внушить учащимся, что природа — самое ценное на Земле, что без солнца, мы все бы замёрзли. Без рек и озёр — высохли от жажды. А без деревьев нам негде было бы укрыться от жары. Посредством бесед, фрагментов учебных фильмов, жизненных примеров, выработать отказ от потребительского отношения к природе. Впоследствии это может выразиться в качестве отказа от традиций — семейных, религиозных, национальных. Педагогические задачи могут включать в себя следующее:

а) забота о природе;

б) знания о природе, которые являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности;

в) в процессе наблюдений за природой помочь учащемуся увидеть то, на что он раньше не обращал внимание.

4.                  Уважение к красоте. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота — является важнейшим компонентом культуры. Осознание того, что кроме осязаемого, земного существует что-то большее. Для начала учащимся необходимо уяснить, что значит внутренняя и внешняя красота. Важно объяснить, что внешняя красота — это привлекательное лицо, красивая фигура, а внутренняя красота — это душевная красота. А это, в свою очередь, человеколюбие, искренность, желание помочь другому человеку. Важным является умение увидеть красоту не только в материальном, но и в интеллектуальном плане.

Далее, развивая мысль, можно учащихся можно натолкнуть на мысль, что красота, это то, что создано руками человека на протяжении всей его жизни. Можно привести примеры из истории, что красота была одной из фундаментальных основ цивилизации. Приобщение к народной культуре, традициям, религии. Вера в Бога может иметь различные формы — молитвы, иконопись, строительство храмов и соборов, особый стиль написания священных текстов, который требует пояснения.

5.                  Уважение к истине. Понимание смысла жизни, проблема поиска идеала или истины. Религия — видит смысл жизни в единении с Богом. Педагогические задачи на этом этапе:

а) стремиться к постижению нового, интересного, знаниям;

б) признание роли религии в жизни человека;

в) понимать и выделять, что является главным, более значимым в жизни;

г) уметь различать понятия «добро» и «зло», проверять свои мировоззренческие установки, корректировать их по мере необходимости.

Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у учащихся должны быть сформированы базовые нравственные ценности, заложены основы целостного мировоззрения, сложиться представления о многообразии религиозных культур. Интерес к самостоятельному поиску интересной информации, приобретению новых знаний, в старших классах может послужить основой для исследовательской деятельности.

 

Литература:

 

1.         Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. — 2005. -№ 2.- С. 67–69.

2.         Быкасов А. К. К нравственным чувствам, поведению, позиции, облику/ А. К. Быкасов // «Духовно нравственное поведение». — 2008.- № 3. — С.61–65.

3.         Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А. М. Кондаков. В. А. Тишков. — М. «Просвещение». — 2009. С. 145–147.

4.         Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

5.         Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос. Акад. Образования. Под ред. А. М. Кондакова А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М. «Просвещение». — 2009. С. 15–19.

6.         Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. — М. «Просвещение». — 1960. С. 35.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, учащийся, ценность, внешняя красота, образовательный стандарт, оптимальный путь формирования, светская этика, собственный опыт, христианская позиция, целостная личность.

Похожие статьи

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Похожие статьи

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»