Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей
Авторы: Гайнцева Светлана Витальевна, Пеева Ирина Алексеевна, Короткова Татьяна Леонидовна, Сидоров Юрий Васильевич
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 29.12.2014
Статья просмотрена: 154 раза
Библиографическое описание:
Гайнцева, С. В. Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей / С. В. Гайнцева, И. А. Пеева, Т. Л. Короткова, Ю. В. Сидоров. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6997/ (дата обращения: 17.12.2024).
В рамках Национального проекта «Образование» заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Воспитание детей — это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции. Наша задача — всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.
Если говорить применительно к нашей профессии, то в настоящее время ситуация с музыкальным воспитанием в семье далеко не благополучна, утрачены лучшие музыкальные традиции. Пение и музицирование уходят из семейной жизни, живое исполнение заменяют телевизоры, видео и компьютер. Конечно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. В других семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. Родители в основном музыкально и педагогически безграмотны. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения, поэтому их вкусы не всегда склоняются в пользу классической музыки. В результате дети становятся равнодушны к музыке глубокого содержания. Стремления родителей к взаимодействию с образовательным учреждением в вопросах музыкального воспитания минимальны.
Отсюда вытекает задача преподавателей и родителей создать оптимальные условия для успешного формирования эстетического вкуса у школьников. Возникает острая необходимость дополнительной музыкально-просветительской работы с родителями, так как отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве трудно восполнить впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей. Именно поэтому мы поставили своей главной задачей сформировать эстетический вкус школьников и их родителей, приобщить к культурному музыкальному наследию. Для осуществления этой задачи мы запустили абонементную систему, представляющую собой циклы концертов, объединённых художественной идеей, жанровым, тематическим, историческим, исполнительским принципами.
Абонемент как образовательно-воспитательный проект есть некая педагогическая форма. Главная цель — предложив особую «демократическую» атмосферу и адаптированную форму подачи предлагаемого художественного материала, научить слушателя воспринимать, взаимодействовать и откликаться на него. Это, безусловно, ведет его к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует воображение и самовыражение в дальнейшей жизни, а, значит, опосредованно воздействует на актуализацию и социализацию личности. Для результативности задуманного «предприятия» необходимо попасть в круг художественных притязаний и пристрастий маленького слушателя, в «зону его ближайшего», то есть актуального и успешного освоения. В заданных обстоятельствах важно «нащупать», «достать» и заставить «заработать» эмоциональную отзывчивость как способность личности к смысловой рефлексии на увиденное, услышанное и понятое. Как инструмент, включающий в себя многообразие творческих и технических ресурсов, формат абонемента существенно расширяет возможности сделать знание искусства интригующим и вызывающим интерес, что позволяет деликатно влиять на слушателя с его сложно организованной психофизической природой. Формат абонемента даёт возможность последовательно выстраивать репертуарную политику, более полно раскрывать творческий потенциал исполнителей, проводить просветительскую работу, сохранять слушательскую аудиторию, устанавливать и укреплять постоянные связи между родителями и преподавателями, между семьей и школой. Кроме того, абонементная система выполняет и важную социальную роль, предоставляя слушателям льготы и делая абонементные концерты доступными различным слоям общества.
В более узком, практическом понимании и применении формы абонемента перед командой создателей данного образовательного проекта для школьников Пушкинского района Санкт-Петербурга стояли следующие конкретные проблемы: менеджмент; наполнение концертного зала Дома молодёжи «Царскосельский» (750 мест); концепция; репертуар; музыканты-исполнители; создание новой культуры информационного в широком смысле общения; укрепление связей между семьей и школой; финансирование. Решением этих проблем приходилось заниматься одновременно.
Так, в сентябре 2011 года в г. Пушкине силами двух учреждений — СПб ГБОУ ДОД «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой» и СПб ГБУ «Дом молодёжи «Царскосельский» — впервые в истории культуры Пушкинского района Санкт-Петербурга был запущен абонемент, адресатом которого стали учащиеся образовательных школ в возрасте 10–14 лет, не имеющие, как правило, музыкальной подготовки. Экспериментальной творческой площадкой стала сцена концертного зала Дома молодёжи «Царскосельский».
Отличительными особенностями проекта стало привлечение в качестве музыкантов-исполнителей гостей, учащихся и преподавателей одного образовательного учреждения — ЦГИ имени А.Ахматовой, использование современных мультимедийных технологий и методическое обеспечение. Ставка была сделана на старейшее в г. Пушкине образовательное учреждение дополнительного образования детей. ЦГИ им. А. А. Ахматовой отметила в сентябре 2011 года 55-летие со дня своего основания, имеет стабильный контингент учащихся, высокопрофессиональный педагогический коллектив, богатейшие учебно-педагогические, исполнительские и научно-методические традиции, развитую материально-техническую и инструментальную базу коллективов гимназии. Родители многих учеников тоже присутствуют на таких концертах в качестве слушателей. Такая атмосфера создает лучшие условия для развития и воспитания учащихся младшего возраста. Поэтому родители начинают понимать свою роль как первого педагога, осознавать, что именно в этом младшем возрасте закладываются те основы, которые позволят успешно приобщить их детей к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Кроме того, такие мероприятия развивают и родителей, способствуя повышению их собственного культурного уровня.
Абонемент обеспечивался анонсами, информацией о каждом госте, программами концертов с перечнем исполняемых произведений, фамилиями исполнителей и преподавателей, подготовивших детей участников, аранжировками, мультимедийными презентациями, содержащими иллюстративный материал, аудио- и видеозаписями, необходимыми музыкальными инструментами и оборудованием. Для успешного обеспечения концертов абонемента были использованы все материально-технические возможности концертного зала Дома молодежи «Царскосельский» и высокий профессиональный потенциал сотрудников данного учреждения. По итогам концертов и всего абонемента в средствах массовой информации публиковались статьи и фотографии, видеосюжеты и интервью на TV и радио. Творческой группой созданы видеофильмы, выпущен репертуарный сборник для учащихся. Понимая важность и значимость проекта для молодого поколения, все участники (и взрослые, и маленькие музыканты, и родители) работали вдохновенно, ответственно и с большим энтузиазмом.
Абонементный цикл действовал уже три концертных сезона и проводился под патронажем трёх отделов администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга: отдела образования, отдела молодёжной политики, физической культуры и спорта, отдела культуры.
Тематика полного абонемента каждого концертного сезона определяется в соответствии с основными целями и задачами.
1. «Музыка от А до Я» (2011–2012 гг.)
2. «Незабываемые встречи с петербургскими композиторами. 310-летию Санкт-Петербурга посвящается…». (2012–2013 гг.)
3. «С мира по нотке. Году культуры в России посвящается…». (2013–2014 гг.)
Абонемент «Музыка от А до Я» сезона 2011–2012 годов включает шесть концертов-лекций:
1. «Году Испании в России и году России в Испании посвящается… Концерт-встреча студентов профессиональной музыкальной школы (Испания, г.Фуэнхирола) и учащихся ЦГИ имени А.Ахматовой» (27 сентября 2011г.)
2. «Концерт-беседа «Где живут музыкальные инструменты…» (25 октября 2011г.)
3. «Концерт-загадка «Сказки Пушкина в музыке» (29 ноября 2011г.)
4. Концерт «На пути к рождественской ёлке». Исполнитель — Государственный русский концертный оркестр, художественный руководитель, главный дирижёр заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Павлович Попов (20 декабря 2011г.)
5. Концерт «Музыка и природа» (28 февраля 2012г.)
6. Концерт «Музыкальная мозаика» (20 марта 2012г.)
Концерты формируются из обновляемых страниц русского алфавита, соответствующих ему музыкальных понятий и определений, концертных номеров, комментариев ведущего и мультимедийной презентации. Оптимальная продолжительность каждого концерта — 55 минут. Исполнители — гости-партнёры гимназии, учащиеся и преподаватели, лауреаты и дипломанты конкурсов и фестивалей, творческие коллективы учащихся.
Абонемент как привлекательное для аудитории предложение не сложился бы без интересного репертуара. В связи с этим особого внимания заслуживает процесс его методического обеспечения. В соответствии с тематикой преподавателем гимназии И. А. Пеевой были созданы, а учащимися и преподавателями гимназии разучены и исполнены оригинальные аранжировки для ансамблей различного состава.
Всего в программах концертов прозвучали 62 произведения разных композиторов, эпох, стилей, жанров различной технической сложности. В шести концертах приняли участие 141 учащийся, которых подготовили 32 преподавателя и концертмейстера, с различными произведениями выступили 42 преподавателя.
Абонемент «Незабываемые встречи с петербургскими композиторами. 310-летию Санкт-Петербурга посвящается…» сезона 2012–2013 годов.
Абонемент состоит из концертов-бесед с «живыми», а не «книжными» композиторами, членами Союза композиторов Санкт-Петербурга, представителями разных поколений, композиторских школ. В пяти концертах школьники встретились с «живыми легендами» Сергеем Баневичем, Владимиром Сапожниковым, Вадимом Биберганом, Ириной Цеслюкевич и молодыми Ильёй Кузнецовым и Евгением Петровым и познакомились с их произведениями, написанными специально для детей.
Формат концертов-встреч состоял из диалога с композитором, исполнения его произведений учащимися и преподавателями гимназии, выступления самого гостя и музыкальных сюрпризов от автора. Особый живой интерес вызывали у слушателей блиц-интервью с композиторами и практические уроки музыки на сцене: выступление С. П. Баневича, урок музыки от В. А. Сапожникова, «перепутанница» И. В. Кузнецова, сказки Е. В. Петрова и опыты И. В. Цеслюкевич. 382 учащихся и преподавателя ЦГИ имени А. А. Ахматовой, 1230 школьников из 10 общеобразовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербурга в течение года совместно изучали удивительный музыкальный Петербург, осознавая себя его неотъемлемой частью.
Абонемент «С мира по нотке. Году культуры в России посвящается…». Сезон 2013–2014 годов. Программа абонемента:
1. «От клавесина до компьютера» (15 октября 2013г.)
2. «Мы все спешим за чудесами!» (17 декабря 2013 г.)
3. «Из края в край, из града в град…» (18 февраля 2014 г.)
4. «С мира по нотке — хорошее настроение» (18 марта 2014 г.).
Таким образом, абонемент — не набор разных концертов, а мультикультурный многостраничный проект, включающий «страницы»-понятия, «страницы»-концерты, «страницы»-беседы, «целевые» аранжировки, полезные ориентиры, подсказки, «рецепты», образовательный видео- и фоторяд. Абонемент есть жанр музыкально-изобразительной «говорящей» и «озвученной» хрестоматии-энциклопедии, основанной на адресной репертуарной стратегии, на принципе иерархизации информации и нацеленной на определённый качественный результат. Ведущий и участники программ, реально взаимодействуя со слушателями в ситуациях «здесь и теперь», решают задачи воздействия на чувственное, рациональное, медитативное постижение, воспитание, обучение и мышление в целом.
Абонемент как разовый продукт не эффективен. Сегодня назрела необходимость запуска разнообразных программных абонементных линий для аудитории разного возраста с определёнными эстетическими запросами. Здесь важно многое — и использование современных методик и технологий, основанных на арт-педагогическом подходе, и наличие творческой идеи, и внятная стратегия, ориентированная на плодотворный художественный, воспитательный и просветительский результат, и привлекательный имидж концертной площадки. Но самое главное — ориентация на зрителя, то есть на детей. Не в плане удовлетворения текущих потребностей, скорее — в выстраивании работы и материала с чётким пониманием специфики восприятия современной детской аудитории и стремлением совершенствоваться вместе с ней.