Детский музыкально-образовательный абонемент как конкурентоспособный арт-проект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Тазиева, А. Ф. Детский музыкально-образовательный абонемент как конкурентоспособный арт-проект / А. Ф. Тазиева, Л. Г. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36889/ (дата обращения: 16.12.2024).



Детский музыкально-образовательный абонемент — это цикл концертов для детей, которые объединены общей идеей и формой подачи материала и имеют музыкально-образовательную направленность. Будучи одним из самых мобильных арт-проектов современности, детский музыкальный абонемент представлен широким жанрово-видовым и тематическим разнообразием. Последнее десятилетие демонстрирует устойчивую тенденцию к росту количества абонементных программ для детей в крупных городах России. Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Ключевые слова: детский музыкально-образовательныйабонемент, концерт, арт-проект, конкуренция

Keywords:children's musical and educational subscription, art project competition

Музыкальная жизнь современного города протекает в многообразных формах. Это концерты, фестивали, спектакли и пользующиеся всё большей популярностью музыкально-образовательные абонементы. Объединяя разрозненные концерты в единые тематические программы, музыкально-образовательные абонементы оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на слушателей.

Музыкальные абонементы традиционно подразделяются на детские и взрослые, каждый из которых имеет ряд специфических особенностей в тематике, содержании (репертуаре), строении программ, способах их предъявления публике. Последнее десятилетие демонстрирует устойчивую тенденцию к росту количества и качества детских музыкально-образовательных абонементов в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Сочи и др.

Характеризующиеся высоким уровнем продаж даже в период экономического кризиса, детские музыкально-образовательные абонементы обосновались на отечественном музыкальном рынке в качестве устойчивого объекта арт-индустрии, способного успешно конкурировать с другими культурно-массовыми и развлекательными мероприятиями. Представленные широким жанрово-видовым спектром, они чутко реагируют на художественно-эстетические запросы подрастающего поколения и их родителей.

Детский музыкально-образовательный абонемент — это цикл концертов для детей, которые объединены общей идеей и формой подачи материала и имеют музыкально-образовательную направленность. Являясь проводником знаний о выдающихся композиторах и их сочинениях, способствуя сохранению и приумножению музыкальной культуры, они выступают действенной формой музыкального просветительства. Детские абонементы можно отнести к арт-проектам, т. к. они представляют собой художественную деятельность, ограниченную во времени (обычно это концертный сезон с частотой мероприятий раз в один или два месяца) и нацеленную на создание нового музыкально-творческого продукта — ряда уникальных концертных программ. В абонементах со всей очевидностью предстает неповторимость и однократность получаемых результатов, каждый из которых репрезентируется лишь однажды, в лучшем случае — 2 раза подряд в один день. Крайне редко можно наблюдать повторение абонементного цикла в разных городах. Следующий цикл концертов имеет новое название, новую концепцию, репертуар, иногда и состав исполнителей.

Детские абонементные программы проводятся в крупных музыкально-концертных организациях: филармониях, консерваторских и органных залах, Домах музыки, музыкальных театрах для детей (например, Санкт-Петербургском театре «Зазеркалье»). Это объясняется необходимостью располагать профессиональными музыкантами-исполнителями, имеющими обширный репертуар и способными быстро разучить новые произведения. Обычно абонементы рассчитаны на стабильный музыкальный коллектив: симфонический, духовой, народный, джазовый оркестр; ансамбли разных составов; хор; музыкально-театральную труппу.

На основе анализа абонементных мероприятий нами были выделены следующие их типы:

−по составу исполнителей: взрослые — детям; дети — детям (например, абонементы «Чудо-дети» Московской консерватории, «Дети — детям. Услышать будущего зов», организуемый фондом Владимира Спивакова в Московском Международном доме музыке, или «Classic Show. Дети — детям», проводимый по инициативе педагога ССМШ-лицея при Казанской консерватории Юлии Виват в ГБКЗ им. Сайдашева); смешанные формы (абонементы «Музыкальные приключения в стране Оз» в органном зале города Набережные Челны, где, наряду со взрослыми, участвуют и юные артисты Детского театра; «Детская» и «Легенды органного королевства» Пермской филармонии);

по драматургии: музыкальные спектакли («Балет — детям», «Мюзикл — детям», «С друзьями в «Зазеркалье»», «Сказка за сказкой»), музыкально-театрализованные концерты («В гостях у Андерсена» с Павлом Любимцевым), музыкально-литературные композиции, лекции-концерты, концерты-путешествия (абонемент «Путешествие в мир джаза» Татарской филармонии, «Музыкальные путешествия» с концертами «Путешествие по странам и континентам», «Путешествие в Мультляндию» Пермской филармонии), концерты-презентации («Любимые сказки с песочной анимацией», «Сказки в картинках. Музыка и эбру»), концерты-уроки («Незнайкины уроки», «Забавный профессор», «Занимательные уроки музыкальной литературы»,), музыкально-творческие встречи, концерты-викторины по типу интеллектуальных игр (абонемент «Сыграем?» в Академической капелле Петербурга, где вопросы о музыке задает участник телеигры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь);

по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента: традиционные и интерактивные, проходящие при взаимодействии всех участников концерта. Последние практикуются в основном для учащихся дошкольного возраста, которые не могут долго находиться в неподвижности: «Дневные образовательныеинтерактивныеконцертыдлядетей от 3-х до 5-ти лет», «Музыкальные сказки для карапузов», «Волшебная дудочка» для детей до 2 лет в Московской, Омской и Челябинской филармониях. Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в абонементе «Детские сцены» конкурс на сочинение сказок среди слушателей. Сказку-победительницу расскажут в финале абонемента профессиональные артисты.

Особенностью детского абонемента является использование интеграции разных видов искусств, причем если ранее в союзе выступали традиционные искусства: музыка, изобразительное искусство, элементы театрализации, то сейчас активно применяются новые виды: песочная анимация, эбру, мультипликация. Востребованы также хореография, драматический, музыкальный и кукольный театр.

Выстраивая программу, авторы сценария и ведущие стараются преподнести музыкальный материал как можно более увлекательно, что ярко отражают названия абонементов «Классика — это не скучно», «Веселые уроки музыки с Виолеттой Модестовной» Московского дома музыки или «В стране музыкальных сюрпризов» Новосибирской филармонии. Словесная информация обычно не бывает развернутой, поскольку внимание детей кратковременно и неустойчиво. Рассказ чередуется со звучанием музыкальных номеров, и ни одна из составляющих не длится слишком долго. Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает целостное представление о том или ином явлении музыкальной культуры: художественно-эстетическом стиле, личности композитора, замысле или жанре произведения.

К участию в музыкально-театрализованных или музыкально-литературных абонементах порой приглашаются известные актеры: Екатерина Гусева, Ирина Пегова, Виктория Толстоганова, Александр Олешко, Илья Носков. Это позволяет повысить привлекательность мероприятий в глазах не только детей, но и сопровождающих их родителей. Однако такая практика распространена, в основном, в столичных регионах. В провинции, где доходы населения значительно ниже, предпочитают сотрудничать с местными «нераскрученными» в телепроектах (и соответственно, менее высокооплачиваемыми) ведущими, в качестве которых выступают профессиональные музыковеды. Даже в Казани, имеющей неофициальный титул третьей столицы России, знаменитый ведущий программы «Рукописи не горят» Артем Варгафтик по соображениям финансового порядка не смог надолго удержаться в качестве лектора детского абонемента.

Тем не менее, детские абонементы обладают достаточно высокой конкурентоспособностью в арт-индустрии, опережая некоторые академические и эстрадные мероприятия по наполняемости залов, стабильности продаж, самоокупаемости. Между самими абонементами часто разворачивается местная конкуренция, особенно острая в Москве и Петербурге, где представлен большой спектр циклов. В других крупных центрах, наблюдается средний уровень местной конкуренции. К примеру, в Казани конкуренция осуществляется между детскими абонементами ГБКЗ им. С. Сайдашева и Республиканской Филармонией. В малых городах конкуренция отсутствует по причине наличия всего одного поставщика подобных услуг (так, в Набережных Челнах ДМОА проводит только Органный зал) или отсутствия такового вообще.

Между организаторами абонементов возникает ценовая конкуренция. Слушателя пытаются привлечь сравнительно низкими ценами на билеты, порой за счет потери лидера, т. е. в качестве исполнителей приглашаются не топовые артисты, а студенты консерваторий, музыкальных училищ и даже учащиеся музыкальных школ. Или ограничивается круг исполнителей, что позволяет минимизировать расходы на оплату гонораров за выступления. Порой детские абонементы получают государственную грантовую поддержку, что расширяет исполнительские и оформительские возможности. В среднем, цена билетов на концерты абонементов колеблется в диапазоне от 500 до 1500 рублей за абонемент в провинции, от 1000 до 18000 в столице. Причем в Москве продажа полных абонементов практикуется реже, легко расходятся разовые билеты на мероприятия. Покупка абонемента позволяет слушателям сэкономить от 20 % до 50 % стоимости по сравнению с приобретением билетов на каждый концерт в отдельности (для семьи, где покупается как минимум еще один абонемент для родителя, это является существенным сбережением средств), а концертным организациям — спрогнозировать наполняемость залов. Еще один прием снизить цену для небогатого потребителя — создать миниабонемент из 2–4 концертов.

В тоже время активно ведется неценовая конкуренция, когда совершенствуется качество абонементов за счет обновления содержания, что отражается в креативности названий абонементов («Мультконцерт», «Истории «ЛЯ-МИ-ШКИ из музыкальной книжки», «Органисты России. Поколение NEXT», «Да здравствует король!»), репертуаре («Музыка компьютерных игр», «Музыкальный Диснейленд»), привлечении инноваций: пескографии, рисования на воде, видеоинсталляций. Хотя порой можно наблюдать явное или завуалированное заимствование идей и названий абонементов.

Реклама детских абонементов отстает от рекламы других массовых мероприятий, что связано с необходимостью экономии средств в рамках низкобюджетных проектов. В этом процессе обычно не участвует телевидение, не вывешиваются баннеры перед каждым концертом, не проводятся промо-мероприятия. Организаторы часто ограничиваются общей афишей с перечнем всех мероприятий. Более подробно ознакомиться с концепцией абонементов можно на сайтах организаций через виртуальные афиши и буклеты мероприятий. Исключительно редко там размещаются трейлеры предстоящих событий. Информация об абонементах помещается в бесплатных газетах, Интернет-изданиях, при этом почти не задействуются социальные сети. Главный канал реализации билетов — через распространителей, работающих с музыкальными и общеобразовательными школами.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что детский музыкально-образовательный абонемент — это один из самых мобильных арт-проектов современности, занявший свою нишу в музыкальной индустрии. Охватывая в XXI веке гораздо большую слушательскую аудиторию, нежели в предыдущем столетии, он отражает новейшие тенденции в мире искусства и превращается во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Основные термины (генерируются автоматически): абонемент, ребенок, детская, детский музыкально-образовательный абонемент, Казань, Москва, цикл концертов, академическая музыка, детский абонемент, местная конкуренция.


Ключевые слова

конкуренция, концерт, детский музыкально-образовательный абонемент, арт-проект

Похожие статьи

Музыкально-театральные Event-проекты

Современная массовая культура все чаще обращается к такому популярному термину, как event проект. Культурный феномен охватил весь спектр зрелищно-развлекательной индустрии, и музыкально-театральная сфера не является исключением. Музыкально-театральны...

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале

Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную...

Использование музыкальных квестов и сказок как основа взаимодействия педагога с семьями воспитанников

В статье рассматривается значимость использования музыкальных квестов и сказок в образовательном процессе как инструмента для взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Музыкальные квесты способствуют развитию слухового восприятия, координации,...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Музыкальные театрализованные представления как форма организации детского досуга

В статье рассматриваются музыкальные театрализованные представления как одна из форм организации детского досуга. Раскрывается понятие детского досуга и определяется его функциональный ряд. Автором дается обобщенная характеристика музыкальных театрал...

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Похожие статьи

Музыкально-театральные Event-проекты

Современная массовая культура все чаще обращается к такому популярному термину, как event проект. Культурный феномен охватил весь спектр зрелищно-развлекательной индустрии, и музыкально-театральная сфера не является исключением. Музыкально-театральны...

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале

Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную...

Использование музыкальных квестов и сказок как основа взаимодействия педагога с семьями воспитанников

В статье рассматривается значимость использования музыкальных квестов и сказок в образовательном процессе как инструмента для взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Музыкальные квесты способствуют развитию слухового восприятия, координации,...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Музыкальные театрализованные представления как форма организации детского досуга

В статье рассматриваются музыкальные театрализованные представления как одна из форм организации детского досуга. Раскрывается понятие детского досуга и определяется его функциональный ряд. Автором дается обобщенная характеристика музыкальных театрал...

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Задать вопрос