В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учебно-образовательного процесса. Это обусловлено цифровизацией, глобализацией, пандемией. Внедрение инновационных технологий, увеличение доли дистанционного обучения позволяет увеличить долю образовательных проектов в рамках учебной программы в ДШИ, направленных на выработку устойчивой позиции, характеризующейся высокой степенью толерантности в мультикультурном обществе. Это является непременным условием воспитания всесторонне развитой, культурной личности.
Ключевые слова: ДШИ, толерантность, дистанционное обучение, образовательный процесс.
The article discusses the opportunities that are currently provided by the educational environment of the Children's Art School as part of the preparation of students at the choreographic department. It is noted that the modern conditions in which educational services have to be provided are characterized by high digitalization of educational processes. This is due to digitalization, globalization, pandemic. The introduction of innovative technologies, an increase in the share of distance learning makes it possible to increase the share of educational projects within the curriculum at the Children's School of Art, aimed at developing a stable position characterized by a high degree of tolerance in a multicultural society. This is an indispensable condition for the education of a comprehensively developed, cultured personality.
Keywords: Children's Art School, tolerance, distance learning, educational process.
В современном развивающемся мире люди все более осознают необходимость остановки разрушения человеческих ценностей и обеспечения мирного сосуществования наряду с развитием. Однако поддерживание моральных ценностей на достаточном для сохранения гуманистических ценностей уровне может быть затруднено, поскольку это связано с личностью и культурным фоном существования отдельных лиц, а также иными условиями жизни. Это применяется в отношениях между людьми в учреждениях образования, например, в детских школах искусств (далее — ДШИ).
Ценности толерантности приобретают все большее значение в мире глобализации, в ситуации цифровизации и пандемии, когда часть дисциплин преподается он-лайн. Также происходит повышение мобильности людей между обществами и развитие транспорта и технологий. Российская Федерация является одной из самых востребованных стран в мире из-за ее высокого и всестороннего образования в мире искусства, науки, техники. В стране есть большое разнообразие культур и верований.
Межкультурная коммуникативная толерантность рассматривается как одно из свойств личности наравне со значимыми социальными и профессиональными качествами, востребованными современным обществом [2]. Важность успешного формирования межкультурной коммуникативной толерантности обусловлено не только процессами глобализации, профессиональной мобильности в современном мире, запланированного и вынужденного вследствие пандемии дистанционного обучения, но и необходимостью создания комфортного сосуществования учащихся в многоязычной образовательной среде ДШИ, снижения конфликтности и предотвращения столкновения отличающихся культур в лице носителей различных систем ценностей и стандартов.
Проблема понимания толерантности, имеющая принципиальное значение для системы образования, лежит в основе межкультурной устойчивости полиэтнических обществ. Кризис мультикультурализма выявил проблематичный характер понимания толерантности с позиции позитивного общения с этнически разными людьми.
Терпимость — это моральный принцип. Толерантность означает, что нужно относиться к другим точно так же, как человек хочет, чтобы к нему относились другие. Толерантность также важна для обеспечения безопасности функционирования общества и защиты национальностей, этнических групп от опасных политических идеологий. Толерантность заключается в том, чтобы действовать справедливо, объективно и терпимо относиться к тем, с кем можно расходиться в верованиях, обычаях и культурных традициях, что означает свободу от нетерпимости [4].
Толерантность включает в себя все нравственные ценности, обеспечивает развитие прогрессивного общества и воплощает в себе смыслы человечества. ДШИ являются частью общества, и они представляют собой сообщество молодых людей, которые являются будущим и культурным национальным богатством.
Поэтому необходимо подчеркнуть роль ДШИ в социально-культурном развитии страны и укреплении мира в обществе путем привития принципов и ценностей толерантности среди учащихся ДШИ. Распространение ценностей толерантности среди учащихся ДШИ играет большую роль в продолжении достижений обучающих целей, что будет отражаться в их доступе к творческой деятельности, связанной с развитием цивилизации и культуры [5].
Важность и ценность толерантности зависит не только от успешного формирования коммуникативных отношений между учащимися ДШИ. Толерантность является насущной общественной потребностью и основой цивилизованного человеческого общества. Нравственный и реалистический образ толерантности находит свое отражение во всех системах общества. При отсутствии этой общественной ценности усиливаются концепции насилия, нетерпимости и экстремизма, подрывающие интересы и дестабилизирующие факторы безопасности и стабильности, преобладание навязанных мнений [3].
Толерантность трактуется ЮНЕСКО как уважение, признание разнообразия, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений, гармония в контексте различий, это не только нравственный императив, но и фундаментальная и юридическая обязанность, а терпимость — это добродетель, которая способствует укреплению мира при культурном противостоянии.
Толерантность является одним из ключевых позитивных человеческих понятий, проникших в истории человечества и придавших ему больше спокойствия в мире, полном недостатков. Как понятие, толерантность имеет много когнитивных накоплений, отраженных во множестве тенденций и идеологий. Поэтому толерантность можно рассматривать как быстродействующее психологическое лечение, если сердце занято терпимостью, а ум не озабочен тем, чтобы замечать отличия других.
В результате анализа выполненных исследований установлено, что более толерантные люди менее депрессивны, тревожны, более счастливы в семейной жизни, удовлетворены имеющимся статусом, уровнем достатка и отношениями, более довольны жизнью, в целом. Толерантность улучшает качество жизни, а также поддерживает способность испытывать удовольствие от жизненных процессов, несмотря на возможную их противоречивость и затруднения.
Эксперты также предполагают, что терпимость и прощение необходимы для полноценного и позитивного существования, поскольку они положительно влияют на здоровье человека, а ненависть, месть могут вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом, ослабить иммунитет организма, повысить восприимчивость индивидуума к различным заболеваниям.
Толерантность занимает центральное место в политической, социальной, культурной и научной жизни как основополагающая составляющая человеческого поведения — разумного, гуманного и основанного на ценностях человеческой жизни, праве на существование, одобряемого с позиции нравственности. Ценности толерантности составляют основу сформированного когнитивного поведения, такого, как навыки нетривиального, творческого решения проблем и позитивного мышления. Эти концепции являются неотъемлемой частью человеческого знания и являются образовательной целью на всех этапах обучения и качественного современного образования, соответствующего требованиям глобального общества, способствующего развитию образцовых качеств носителей культуры в различные группы общества.
Прямые контакты между мультикультурными представителями молодежи в образовательных учреждениях предоставляют им бесценный положительный опыт, который в конечном итоге, приведет к более позитивному поведению в самом обществе, более легкой адаптации в различных коллективах в процессе предстоящей профессиональной деятельности.
Поэтому те, кто осуществляет образовательную деятельность в ДШИ, равно, как и в других учреждениях, должен обеспечить наилучшие условия для положительного общения между учащимися ДШИ, потому что каждый вклад является дополнением к базе знаний о детерминантах толерантных отношений. Кроме того, стратегические цели образования должны продвигать культуру, ценности и уважение основных прав. Вместе с тем, борьба со всеми формами дискриминации и подготовка учеников ДШИ к взаимодействию, выработка навыков позитивного общения со сверстниками из разных слоев общества и развития толерантности и позитивного отношения к другим с конечной целью повышения социальной сплоченности общества крайне важны.
В исследованиях установлена устойчивая корреляция между годами обучения и толерантностью среди участников исследования. Результаты показали, что чем выше образование человека, тем выше его ценности толерантности, и чем ниже воспитанность личности, тем больше было получено отрицательных результатов. Возможно обеспечение динамики содержательных характеристик толерантности учащихся ДШИ в условиях формирующего воздействия. Выявление динамики содержательных характеристик толерантности будущих специалистов на основе соответствующих показателей позволит определить результативность условий, способствующих формированию толерантности учащихся ДШИ при дистанционном обучении.
Следует признать, что ДШИ нацелены не только на выпуск лиц, обладающих профессиональной квалификацией, способствующей более углубленному образованию в сфере искусства по направлению хореография. Одна из их главных целей — воспитывать всесторонне развитых учащихся для участия в процессах социального, культурного и экономического развития и развивать их позитивное поведение, чтобы внести свой вклад в стабильность общества, в котором высоки риски проявления нетерпимости к тем, кто выглядит иначе, имеет иной цвет кожи, разрез глаз, придерживается иного вероисповедания.
Таким образом, ДШИ представляет собой динамичное и возобновляемое общество (новые ученики), которое принимает учащихся с разными культурными уровнями. Это разнообразие является одним из самых важных компонентов детских школ искусств и ее научных, институциональных и общественных сил. ДШИ представляют собой открытую и интерактивную систему. Ценности толерантности учащихся соответствуют их поведению.
Рассматриваемая в статье уникальная человеческая ценность является важной для всего человечества. Поэтому преподавательский состав ДШИ должен усиленно продвигать и укреплять культуру, концепции и принципы толерантности среди учащихся ДШИ в течение дистанционного обучения, чтобы внести положительный вклад в повышение ценностей толерантности как устойчивого институционального акта. Толерантность способна укрепить человеческие отношения между учащимися, выработать новые способы взаимодействия, продуцировать креативные идеи создания совместных проектов. Это становится возможным при дистанционном обучении, когда акцент смещен на теоретические основы обучения. Внедрение инновационных технологий, увеличение доли дистанционного обучения позволяет увеличить часть образовательных проектов в рамках учебной программы в ДШИ, направленных на выработку устойчивой позиции, характеризующейся высокой степенью толерантности в мультикультурном обществе.
Литература:
1. Белякова, Е.Г., Захарова, И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды. Образование и наука. 2019; 21(3):77–105. https://doi.org/10.17853/1994–5639–2019–3–77–105
2. Бекетова, А. П. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза / А. П. Бекетова, Т. В. Куприна, А. Петрикова // Образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 108–124.
3. Кукушкин, Н. В. Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 // Кукушкин Николай Владимирович. Саратов, 2004.– 194 c.
4. Пороховская, Т. И. Толерантность как доктрина, принцип поведения и моральная дилемма // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2013. № 3. С.85–95.
5. Харьковская Е. В., Тутаева Г. Н., Мирошниченко Е. В. Формирование толерантной культуры детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности // ИТС. 2015. № 3 (80). С.115
6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.