В данной статье рассматривается проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире. В современных условиях интенсивного межнационального общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность. Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место, воспитывая национальное самосознание и формируя толерантную личность в современных условиях.
В работе раскрываются особенности педагогического процесса в области хореографического искусства, способствующие формированию толерантности в условиях хореографического коллектива.
Ключевые слова: толерантность, формирование толерантности, хореография, хореографический коллектив, хореографическое искусство.
This article deals with the problem of tolerance, which is widely discussed in the modern world. In modern conditions of intensive interethnic communication, tolerance is recognized as a universal value. Among the many forms of artistic education, choreography occupies a special place, cultivating national identity and forming a tolerant personality in modern conditions.
The paper reveals the peculiarities of the pedagogical process in the field of choreographic art, which contribute to the formation of tolerance in the conditions of the choreographic team.
Keywords: tolerance, formation of tolerance, choreography, choreographic team, choreographic art.
В данный момент исследование толерантности приобретает особую значимость на фоне конфликтных ситуаций между людьми, этническими группами и государствами. Проявление толерантности к человеку, который относится к иной этнической общности, оказывается важным условием для существования и адаптации человека в обществе, для выживания и развития самого общества.
По мнению Е. С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе». [7]. Н. М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее — наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». [5].
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что на первый план выдвигаются принципы, требующиеся для общего выживания и свободного развития. В данном случае говорится об идеях терпимости к чуждым позициям, поиске компромиссов, которые приемлемы для всех сторон, стратегии понимания сторонней культуры и т. д.
Подростковое общество не слишком склонно к толерантности, так как большинство детей просто не имеют понятия о толерантности, а, имея, возможно, в силу возраста слишком эгоистичны или поверхностны, чтобы строить отношения со сверстниками толерантно.
Именно хореографический коллектив видится тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в подростковом обществе. Формирование толерантности — задача, которую необходимо решать сегодня здесь и сейчас. Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с детства.
Хореографический коллектив— это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающий условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей и подростков, их позитивного взгляда на себя и общество. Это продуктивный механизм подготовки, развития и воспитания хорошо адаптированных, социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, знающих свои права и обязанности, а также умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы.
Особую роль в развитии представлений о детском коллективе раскрыл А. С. Макаренко «...Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива». [6].
Хореографическое творчество в свою очередь скрывает в себе немалое богатство, для более эффективного художественного и морально-нравственного воспитания, он совмещает в себе не только лишь эмоциональную сторону хореографического искусства, дает радость, как танцовщику, так и зрителю — танец способен раскрыть и вырастить духовные силы, воспитывает художественно-эстетический вкус и любовь к самому прекрасному. На занятиях педагог-хореограф знакомит участников хореографического коллектива с танцами народов мира, отражающие жизнь, быт и культуру того или иного народа. От восточного танца до испанского фламенко, в любом из них отображается жизнь этого народа, что делает народный танец индивидуальным и несхожим с другими. А впитывая в себя красоту танцев народов мира, человек начинает понимать и чувствовать культуру иных народов, что, в свою очередь, формирует толерантность к чужим обычаям и традициям.
Именно через хореографию проходит путь к культуре и истории народов, формируются знания, которые являются самой главной частью в формировании толерантности [1].
Коллективная творческая деятельность дает возможность увлечь людей единым делом, снять существующую межличностную напряженность во взаимоотношениях между некоторыми членами коллектива, сообщества, открывает их наилучшие стороны, демонстрирует достоинства и проблемы коллектива и его членов, обучает нахождению лучших компромиссов при коллективном планировании и подборе средств осуществления запланированного.
Учащиеся хореографического коллектива проводят всё свободное время вместе. Общая деятельность формирует и общее эмоциональное сопереживание. Дети оказывают помощь друг другу в поездках на конкурсы, в подготовке к различным фестивалям и открытым урокам, сочувствуют, переживают неудачи и радуются успеху друг друга. Они могут стать наиболее терпимее, добрее, справедливее при оценивании своих и чужих действий и поступков.
Толерантность, по нашему мнению, формируется в хореографическом коллективе через такие направления, как устойчивость личности, эмпатия, мобильность поведения и социальная активность. Путь к толерантности очень серьезен, эмоционален, содержащий интеллектуальный труд и психологическое напряжение, так как он может быть только лишь на основании изменения самого себя, своих стереотипов, своего понимания [2]. В случае если педагог-хореограф толерантен, он уверен, открыт и доброжелателен. Тоже и с его учениками. Педагог-хореограф является для участников хореографического коллектива наставником. Хореография решает самую значимую педагогическую задачу, формирует толерантную культуру, а на основании толерантной культуры уже формируется и сама толерантность как одно из качеств многосторонне развитой личности, которое направляет всю практическую деятельность человека в будущем.
Делая вывод, мы можем сказать, что хореографический коллектив — это своего рода полифункциональная система, которая способствует полноценному многостороннему развитию человека, как в совершенствовании его объективных характеристик, то есть телесной субстанции человека, так и в формировании его субъективных свойств и качеств, составляющих сущностное содержание человека, другими словами его душевно-духовную организацию. Формированию толерантности в условиях хореографического коллектива способствуют многие особенности учебно-воспитательного процесса занятий: здесь имеют значение и коллективная форма большинства разучиваемых танцев, и общность интересов при подготовке к показу работы кружка перед зрителями, и ответственность за успех общего дела, ярко ощущаемая каждым членом коллектива. От занятия к занятию укрепляются межличностные отношения, растет чувство взаимной привязанности и уважения между участниками коллектива и педагогом. Обучение в хореографическом коллективе дает учащимся понимание, как специфических особенных национальных черт, так и того общего, что объединяет разные народы, помогает им понимать и уважать друг друга.
Литература:
- Абдуллова Л. Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / Л. Ю. Абдуллова. — Мир науки. Педагогика и психология. — 2018. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyevoprosy-vospitaniya-etnokulturnoy-tolerantnosti-u-mladshih-shkolnikov-vusloviyah-polietnicheskoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 15.12.2020).
- Валиуллина Е. В., Шиллер В. В., Боровикова З. В. — Толерантность как фактор межэтнических отношений // Социодинамика. — 2019. — № 4. — С. 16–23. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29495 (дата обращения: 15.12.2020)
- Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма, 1998. — № 1. — С. 51–60.
- Калыгина А. А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник МГУКИ. — 2016. — № 2 (70). — С. 178–179.
- Лебедева Н. М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России //
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. —М.: «Эксмо-Пресс», 2019.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности //Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2003. — С. 11–13.