Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 11.02.2020

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Долганова, Н. В. Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении / Н. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67357/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общих ценностей, на улучшение взаимоотношений личности и общества.

Анализируется тенденция гуманизации образования, современные концепции и технологии обучения, влияющие на формирование мировоззрения, развитие и саморазвитие личности.

Ключевые слова: гуманизация образования, развитие личности, творческие способности, гуманистическое развитие, образовательный процесс.

В современных условиях глобализации и интеграции в мировом образовательном пространстве наиболее актуальными являются вопросы, связанные с психологической и информационной безопасностью среды обучения.

Ликвидация авторитаризма в любой форме образования была основной идеей педагогической теории 20-го века. Это до сих пор остается самой актуальной проблемой педагогики.

Достижение этой цели тесно связано с личностью педагога, его профессионализмом и силой воли.

Современное общество становится все более необходимым в воспитании активных, творческих, внутренне свободных людей, которые осознают свою ценность и уникальность и способны жить свободно, основываясь на общечеловеческих ценностях, отношениях с миром и достижениями цивилизации.

Глобальные социально-экономические и политические изменения, а также вступление общества в постиндустриальную эпоху способствовали демократизации и гуманизации жизни человека и его деятельности.

Отношение к человеку как к высшей ценности социального бытия стало условием выявления и развития творческого потенциала человека и подготовки высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях.

Гуманизацию образования необходимо рассматривать как многоуровневую систему от дошкольного до высшего и дополнительного образования, краеугольным камнем которой является формирование принципа гуманности.

Успешная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях достигается не только благодаря информированности, знаниям или качеству обучения (что, безусловно, очень важно), но в основном благодаря содержательному руководству, предоставлению студентам свободы и возможности участвовать в самостоятельной деятельности.

Гуманистически ориентированное высшее образование позволяет каждому участнику эффективно применять свои знания, развивать навыки в новых ситуациях и раскрывать свой потенциал.

Основными задачами гуманистически ориентированного учебного процесса в вузе являются:

– гуманистическая направленность учебного процесса по всем предметам в учебной программе;

– создание условий, подходящих для реализации индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;

– установление принципов сотрудничества и содействие развитию студенческой деятельности в учебном и исследовательском процессах.

Методология осуществления гуманизации образования должна опираться на современную аксиологию как основу для развития ценностей человека, отражающих его отношение к социальному и объективному миру, а также к самому себе.

Проблемы, связанные с формированием гуманистически ориентированного человека, обычно связывают с пересмотром целей, содержания и технологий гуманистически ориентированного образования в высшей школе, с творческим взаимодействием участников этого процесса, а также с выявлением практической эффективности гуманистической парадигмы образования.

Гуманистическая направленность педагогического процесса в высшем учебном заведении меняет традиционное представление о цели образования и обучения, основным компонентом которой является ориентация на приобретение систематизированных знаний, умений и навыков.

Сегодня специалист с высшим образованием обязан не только выполнять алгоритмические действия, но и обладать художественными навыками и свободой выбора при выборе инструментов решения проблем, а также навыками определения целей, методов и средств своей профессиональной деятельности.

Получение всестороннего образования может дать человеку реальное преимущество и позволить ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Гуманизация образовательного процесса основана на системной теории личностно-развивающего обучения. Гуманистическая направленность педагогического процесса в вузе меняет традиционное представление о цели образования и обучения, основным компонентом которой является ориентация на приобретение систематизированных знаний, навыков и компетенций.

В сложившихся условиях образование определяет порядок подготовки конкурентоспособного и креативного специалиста. В учебном процессе очень важно ориентироваться на индивидуальность студента, его культурологическое образование, развитие физических способностей и эстетических ценностей.

Гуманизация образования предполагает развитие независимого, творческого, социально активного и компетентного специалиста, который может приспосабливаться к различным видам профессиональной деятельности в меняющихся условиях.

Цель гуманизации образования, заключается в содействии развитию человека, его самообразованию и самообучению.

Критерий достижения цели проявляется в достигнутом уровне гуманизма, что отражается в отношении человека к человеку, обществу и другим людям.

Гуманизация образования предполагает необходимость разработки новых учебных программ, новых учебных дисциплин, направленных на развитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, улучшение взаимоотношений государства и гражданского общества.

Среди новых областей знаний, появившихся в последние годы, особый интерес вызывают антропология, управление знаниями и управление творчеством. Развитие и преподавание этих дисциплин будет способствовать формированию гуманного мировоззрения, развитию отношений личности и общества, творческих способностей.

Таким образом, гуманизация образования означает создание гуманной социальной системы образования в обществе, которая соответствует ценностям и идеалам гуманизма.

Гуманизация — это процесс формирования культуры в целом, и эта культура является мерой развития самой личности, особенностей ее развития, интеллектуализацию процесса обучения.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987.
  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с.48.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Ушинский К. Д. Изб-ранные произведения. М.; Л.: АПН, 1946. с. 17.
  4. Дьюн Джон. Школа и общество. Педагогическая библиотека. Серия 1 № 10. Гос. возд-во, б.г.
  5. И. В. Бестужев-Лада, Российская академия образования «Гуманизация образования», М.: 2003г.
  6. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): образование, гуманистическая направленность, развитие, учебный процесс, образовательный процесс, основной компонент, педагогический процесс, профессиональная деятельность, развитие личности, традиционное представление.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе

В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе

В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Задать вопрос