Методы правовоспитательного процесса
Авторы: Адаева Ольга Викторовна, Козуров Александр Сергеевич
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2016)
Дата публикации: 04.06.2016
Статья просмотрена: 5611 раз
Библиографическое описание:
Адаева, О. В. Методы правовоспитательного процесса / О. В. Адаева, А. С. Козуров. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10719/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Раскрывается система образовательных и просветительских мер, формирующих установки на уважение и соблюдение права, цивилизованных способов решения споров и профилактики правонарушений. Рассматриваются современные методы правового воспитания.
Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового воспитания, правовое обучение
Правовоевоспитание представляет собой достаточно важную и сложнуючасть общегражданскоговоспитания,содержащегов себебольшое числокомпонентов. Воспитаниеличности может осуществляться в различных сферах, так, выделяют наряду с правовым:общественно-политическое, идеологическое,трудовое,высоконравственное,цивилизованное, патриотическое,семейное, школьное воспитание и др. Все виды воспитания личности непосредственно взаимосвязаны между собой, так как формируют общий ход социализации человека в обществе. В свою очередь, важной частью общей социализации является правовая социализация, то есть процесс приобщения человека к социально-правовой сфере, где особая роль принадлежит правовому воспитанию [1, с. 100].
Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан [5, с. 350]. Правовое воспитание направлено на получение и развитие познаний о праве, правовых явлениях, основных областей знаний юридических наук и отраслей права, усваивание ценностей права, моделей правомерного поведения.
Осуществляться правовое воспитание должно в специальных формах, специальными средствами и конкретными методами. Средства правового воспитания — это источники, используемые для достижения целей воспитательной работы. Они могут быть: материальными (нормативные правовые акты, акты применения права, средства массовой информации — литература, газеты, радио, телевидение и т. п.) и устными (лекции, беседы, семинары, консультации и др.) [7, с. 206].
Правовое воспитание должно быть направлено как на лиц с конфликтным, противоправным поведением, так и с нормальным, правомерным поведением. Поэтому по объекту (воспитуемым) правовоспитательный процесс может быть различных видов:
– общеправовое воспитание (через обучение в школах, лицеях, вузах);
– юридическое профессиональное образование (обучение и специальная подготовка в средних и высших учебных заведениях юридического профиля);
– массовое правовое воспитание (тематические семинары по правовым вопросам, лекции и т. д.);
– правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.);
– правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].
Правовое воспитание личности осуществляется с помощью определенных методов. Методы правового воспитания — это система приемов, благодаря которым субъект побуждает объекта развивать правовое сознание.
З. Н. Каландаришвили отмечает: «Что касается методов воспитания, то они должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения и деятельности, а на их взаимосвязь и единство» [4, с. 139]. Данный автор в числе методов правового воспитания выделяет следующие:
– информационный метод (передача знаний о праве и правовой информации воспитуемым);
– ориентационно-деятельностный метод (развитие правовой активности);
– методы, направленные на развитие оценочной деятельности (они могут быть выражены в различных способах и видах организации учебной и воспитательной деятельности).
В основе этих методов лежит убеждение, но в системе правового воспитания не исключается и принуждение. В реальной деятельности имеет место сочетание убеждения и принуждения в разнообразных формах [4, с. 139–140].
Так, методы правового воспитания представляют собой приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка [5, с. 351].
Также к методам правового воспитания относят:
- Метод убеждения, который является ключевым в правовоспитательном процессе. На нем основываются все без исключения другие методы. Основная роль убеждения заключается в том, что посредством данного метода формируется наиболее существенное свойство личности — его правопонимание. С помощью убеждения можно решить гораздо больше общевоспитательных проблем, нежели используя иные методы. Применяя какой-либо метод в совокупности с убеждением достигается максимальный педагогический результат в познании правовых явлений и формировании правосознания. Имеются две разновидности данного приема: убеждение словом и убеждение делом. Более известные формы убеждения словом: доклад, выступление, политинформация, разговор и т. д. При этом применяются в основном такие средства убеждения, как пояснение, высказывание, подтверждение, отрицание. Их результативность находится в зависимости от содержания фактически использованного материала, его объективности, достоверности, актуальности. Убеждение действием — это наилучший метод воспитать уважительное отношение к правовым явлениям [6, с.72].
- Метод принуждения — это также широко используемый прием воздействия. Метод принуждения согласно собственной сущности схож с методом убеждения. Так как в двух методах основная цель коммуникатора — чтобы собеседник принял его позицию. Равно как при методе убеждения, так и при принуждении человек берется аргументировать свою собственную точку зрения с поддержкой разных подтверждений, аргументов. По этой причине метод убеждения и метод принуждения являются главными методами в правовоспитательном процессе [3, с.114].
- Наказание предполагает применение каких-либо правовых мер в отношении лица в ответ на нарушение закона. Наказание может быть применено в форме осуждения, замечания, лишения определенного права, ограничения в правах, выговора и др. Наказание необходимо применять с особенной осторожностью, оно не должно осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме, озлоблять. Чрезмерная либеральность и отсутствие наказаний имеют все шансы послужить причиной к неповиновению, неорганизованности воспитуемых. Два требование, которые необходимо соблюдать при назначении наказания: справедливость и обдуманность. Однако не следует поспешно использовать наказание, так как оно не всегда может оказывать положительное влияние на поведение воспитуемого.
Способами и приемами воздействия на сознание и поведение субъектов являются: потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств [3, с. 57].
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина:
– верное понимание значения права в жизни общества, его ценность, необходимость;
– развить чувство уверенности в силе права, юридических способов защиты.
В настоящее время применяются различные интерактивные методы правового воспитания и обучения, которые наиболее эффективно и быстро способствуют достижению целей правового воспитания. Главные интерактивные способы, помогающие достигнуть цели правового воспитания, представлены следующими: круглый стол (обсуждение вопроса, дискуссия), умственный атака (мозговая штурм), деловые и ролевые игры, мастер-класс [2, с 42].
Основная задача деловой игры состоит в том, чтобы обучить воспитуемого использовать правовые знания при постановке значимых актуальных проблем и вопросов. При этом разрабатываются необычные выходы из сформировавшихся противоречий, появляются новые способы решения той или иной ситуации.
Проведение круглого стола ориентировано в развитие у обучающихся способностей умозаключительного мышления, мастерства правильно формулировать идеи и обоснованно аргументировать собственную точку зрения, согласно определенному вопросу. Обсуждение вопроса состоит в исследовании той или иной проблемы либо сравнении определенных позиций, суждений.
В области правового обучения используются следующие разновидности интерактивных методов с целью формирования разных компетенций, в первую очередь, умений понимать о интерпретировать юридические тексты. К ним причисляют:
1) понятийный анализ;
2) интерпретация;
3) сравнительный анализ;
4) анализ сложной ситуации.
Понятийный анализ необходим для грамотного установления цели правового воспитания и обучения, выбора способов воспитания. Метод содержит: структуризацию определений, содержащихся в документах, разделение их согласно блокам, в которых применялись данные определения. Интерпретация применяется при разъяснении текстов, направлена на понимание их смыслового содержания, переход на более доступный язык. При сравнительном анализе сопоставляется сущность многих различных правовых явлений, позиций с целью систематизации и типологии. Анализ сложной ситуации — это способность к анализу сложных правовых ситуаций, умение находить закономерности, обобщать, вырабатывает навыки планирования [2, с.43].
Правовое воспитание непосредственно сопряжено с общественно-политическим и моральным воспитанием. Невозможно создать у лица уважение к закону, если нет уважения и доверия к органам государственной власти, а также к иным членам общества, как к носителям индивидуальных прав и свобод. Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим явлением, с помощью которого субъекты правового воспитания влияют на общественное и индивидуальное правопонимание, способствуют восприятию принципы права и юридических норм.
Итак, методы правового воспитания — это способы правовоговлияниянавоспитуемых. Все без исключения методынеобходимыдля того,чтобыгражданин имел возможностьсоздатьточноепредставление о праве, о егороли в жизниобщества.
Литература:
- Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации / Г. В. Брыжинская // Перспективы науки. — 2015. — № 11 (74). — С. 100–102.
- Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. — 2014. — № 4 (208). — С. 40–44.
- Григорьева И. В. Теория государства и права. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 304 с.
- Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. … канд. юрид. наук. — Санкт-Петербург, 2004. — с. 202.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права Курс лекций /
- Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
- Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права. — 2004. — № 3. — С. 70–81.
- Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. — 2015.–№ 11 (56). — С. 206–208.
Похожие статьи
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
Оценка эффективности государственного и муниципального управления
В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...
Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних
В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе
В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...
Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних
В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...
Гражданское общество как неотъемлемая часть правового государства
В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции граж...
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...
Похожие статьи
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
Оценка эффективности государственного и муниципального управления
В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...
Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних
В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе
В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...
Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних
В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...
Гражданское общество как неотъемлемая часть правового государства
В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции граж...
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...