Саморазвитие как фактор становления полноценной личности
Автор: Пшеничных Мария Алексеевна
Научный руководитель: Капустина Надежда Николаевна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
XCI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 27.11.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Пшеничных, М. А. Саморазвитие как фактор становления полноценной личности / М. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/525/18733/ (дата обращения: 16.01.2025).
В данной статье рассматривается теоретический аспект влияния саморазвития на становление полноценной личности. Раскрывается сущность понятий «саморазвитие» и «личность», а также рассмотрены методы саморазвития. Анализируются психологические и социальные аспекты саморазвития, включая мотивацию, самооценку и взаимодействие с окружающими. Обсуждаются различные подходы к саморазвитию, такие как личностный рост, профессиональное развитие и духовное совершенствование.
Ключевые слова: саморазвитие, личность, формы саморазвития,методы саморазвития, концепции саморазвития.
Для каждого человека, помимо выполнения привычных социальных ролей, очень важно самоопределиться и самоутвердиться в обществе. Зачастую этому способствует стремление человека к саморазвитию. Процесс саморазвития многие исследователи определяют различными трактовками. Например, Брайан Трейси в своих книгах уделяет внимание развитию навыков, которые помогают достичь успеха в различных сферах жизни. Такие авторы как он говорят о важности постановки целей, управления временем, развития коммуникативных навыков и других аспектах, способствующих личностному росту. Многие авторы, изучающие развитие человека обсуждают такие темы, как позитивное мышление, уверенность в себе, настойчивость и другие качества. Каждый автор обсуждает и развивает тему саморазвития по-разному. «Саморазвитие — это верный путь для качественной жизни мозга» — именно так выразился Шервуд Роб [1]. Однако общей трактовкой понятия «саморазвитие» в данной статье автор рассматривает следующее: это непрерывный процесс улучшения себя, своих знаний, навыков и качеств; это путь, который позволяет нам стать лучше, достичь своих целей и жить более полной и счастливой жизнью; это не просто процесс приобретения новых знаний и навыков, но и путь к становлению целостной, гармоничной и осознанной личности; это стремление к раскрытию своего потенциала, к реализации своих возможностей и желаний.
Исходя из многих социологических исследований на тему развития и саморазвития личности, можно обозначить то, что в целом человек развивается с самого рождения: учится ходить, ощущать прикосновения к различным предметам, говорить, выстраивать логические цепочки, происходящего вокруг. С возрастом человек начинает изучать различные науки и технологии и, тем самым, развивать себя как грамотную, целеустремленную личность. Однако саморазвитие человека предполагает не только развитие способностей и приобретение новых навыков, но и работу над своими недостатками и слабостями. Это требует честности, терпения и готовности к постоянному самосовершенствованию. В конечном итоге, эти усилия помогают нам не только расти как профессионалы, но и как люди, делая нашу жизнь более полноценной и насыщенной.
Кроме того, саморазвитие способствует укреплению психического здоровья. Оно помогает лучше понимать себя, свои эмоции и потребности, что, в свою очередь, способствует более гармоничным отношениям с окружающими. Саморазвитие также играет важную роль в формировании мировоззрения и ценностей. Оно помогает осознать, что действительно важно в жизни, и направить свои усилия на достижение значимых целей.
Не каждый человек в современном мире понимает важность саморазвития как процесса. Зачастую, человек идет на поводу у «модных знатоков психологии». Но если их всех слушать, то человек никогда не станет личностью. Личность — это то, что делает нас уникальными. Это совокупность наших особенностей, ценностей, мотивации, эмоций и поведения. Можно сказать, что личность — это наш внутренний мир, который проявляется в наших действиях и реакциях на события. Это то, как мы думаем, чувствуем и ведём себя в разных ситуациях. Поэтому как говорит Курт Кобейн: «Желание быть кем-то другим — пустая трата самого себя».
В одной из теорий личность рассматривается как динамическая система, в которой происходят определённые процессы. Однако человек не осознаёт своей причастности к этим процессам, они скрыты от него. Тем не менее, вопрос о совершенствовании личности и её развитии остаётся актуальным.
Эта концепция была предложена такими известными психологами, как А. Адлер, З. Фрейд и К. Юнг. Они рассматривали саморазвитие через самопонимание, самоактуализацию и самореализацию.
В другой теории саморазвитие рассматривается как стремление человека к смыслу своего существования. В. Э. Франкл противопоставляет идею А. Маслоу о «Я-концепции» реализации духовных ценностей и смысла жизни. Он считает, что саморазвитие личности не является изначальной целью, а является результатом деятельности [2].
Ряд выдающихся специалистов в области психологии изучали феномен саморазвития как процесс трансформации социальных ориентиров и формирования собственной жизни (Э. Берн, М. Рокич). Однако основополагающей идеей оставалась концепция Г. Гельмгольца, А. Маслоу и К. Роджерса: самопознание, самоактуализация и самореализация — это и есть саморазвитие личности [3], [4].
Саморазвитие дает человеку пользу, которая позволяет сформироваться и успешно закрепиться в обществе: понимание себя, развитие эмоционального интеллекта, повышение самооценки, расширение кругозора, формирование здоровых привычек и др.
Методик, позволяющих корректно начать путь саморазвития человека большое количество. Так, например, Брайан Трейсипредлагает следующую методику [5]:
- Изменить свой образ себя. «Выйдите из своей зоны комфорта. Вы можете развиваться только в том случае, если готовы чувствовать себя неловко и некомфортно, когда пробуете что-то новое».
- Выработать полезные привычки.
- Сосредоточиться на том, что полезно.
- Четко сформулированные цели. Важно расписать маршрут от точки А до точки Б, а тем более записать его на бумаге, что бы этот лист служил как напоминание о намеченной цели.
- Задавать полезные вопросы. Вопросы, задаваемые самому себе, определяют взгляд на мир. Правильные вопросы дают пищу для размышлений, помогая определить нужное, и на что не стоит тратить время.
- Удача предсказуема. «Если вы хотите больше удачи, рискуйте чаще. Будьте активнее. Появляйтесь чаще». Важно рисковать и использовать каждую возможность, благодаря этому можно где-то преуспеть, где-то побывать, научится чем-то новому.
- Сосредоточиться на деятельности, которая по-настоящему приносит результат.
- Осознать, что придется заплатить высокую цену. Что бы достичь целей, надо чем-то жертвовать и совершать трудные выборы.
- Продолжать в том же духе. «Каждый большой успех — это результат тысяч обычных усилий, которые никто не замечает и не ценит». Важно не останавливаться на достигнутом, нужно всегда бороться и стремится к лучшему, большему.
- Принять решение. Сделать хоть что-нибудь. «Решительность — черта высокоэффективных мужчин и женщин. Почти любое решение лучше, чем отсутствие решения». Нужно сдвинуться с мертвой точки. Надо сделать хотя бы маленький шаг, начать с чего-нибудь.
- Взять на себя ответственность за свою жизнь. «Самые счастливые люди в мире — это те, кто чувствует себя абсолютно прекрасно, и это естественное следствие принятия полной ответственности за каждую часть своей жизни». Перестать обвинять других в своих проблемах очень важно, ведь на самом-то деле никто насильно вас не заставляет идти по нынешнему пути. Только сам человек знает, чего он хочет, поэтому важно прислушаться к себе и взять все в свои руки.
Таким образом, саморазвитие — это непрерывный процесс улучшения себя, своих знаний, навыков и качеств, который позволяет человеку стать лучше, достичь своих целей и жить более полной и счастливой жизнью. Оно включает в себя физическое, интеллектуальное, эмоциональное, духовное, социальное, творческое и профессиональное саморазвитие, а также личностное саморазвитие.
Методик саморазвития существует множество, и каждый человек может выбрать ту, которая ему больше подходит. Важно определиться с целью, выбрать методы, создать план, регулярно практиковаться, быть открытым новому опыту, окружить себя поддерживающим окружением и найти баланс между саморазвитием и заботой о себе.
Саморазвитие способствует укреплению психического здоровья, формированию здоровых привычек, повышению самооценки, расширению кругозора, улучшению качества жизни и становлению гармоничной, осознанной и целостной личности. Оно позволяет человеку реализовать свой потенциал, достичь успеха в различных сферах жизни и стать более успешным в общении.
Таким образом, саморазвитие является важным процессом для каждого человека, который позволяет ему стать лучше и достичь своих целей. Оно требует усилий, терпения и настойчивости, но результаты, которые оно приносит, стоят того.
Литература:
- Шервуд Р. Мозг 2.0. Саморазвитие в ХХI веке. — М.: РАГС, 2015. С. 72.
- Франкл В. Сказать жизни «Да!». — М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 239 с.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. — М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПБ: Питер, 2008. — 132 с.
- Трейси Б. Об успешной жизни. — Текст: электронный // Научные статьи: [сайт]. — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.64aac54d-6744579c-9e2381cc-74722d776562/https/www.positivityblog.com/brian-tracys-top-11-essential-tips-for-living-a-successful-life/ (дата обращения: 23.11.2024).
Ключевые слова
личность, саморазвитие, формы саморазвития, методы саморазвития, концепции саморазвитияПохожие статьи
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)
В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...
Методы правовоспитательного процесса
Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...
Гражданское общество как неотъемлемая часть правового государства
В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции граж...
Теоретико-правовые основы государственного управления
В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...
Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания
В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и физическое воспитание. Рассмотрены основные факторы относящиеся к здоровому образу жизни, а также основные компоненты физического здоровья. В статье четко прослеживается в...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Похожие статьи
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)
В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...
Методы правовоспитательного процесса
Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...
Гражданское общество как неотъемлемая часть правового государства
В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции граж...
Теоретико-правовые основы государственного управления
В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...
Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания
В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и физическое воспитание. Рассмотрены основные факторы относящиеся к здоровому образу жизни, а также основные компоненты физического здоровья. В статье четко прослеживается в...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...