Интеграция молодёжных инициатив и системы дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 11.03.2025

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Лютикова, В. Ю. Интеграция молодёжных инициатив и системы дополнительного образования / В. Ю. Лютикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 301-305. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123277/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассматривается проблема интеграции молодёжных инициатив и системы дополнительного образования в высшем учебном заведении. Управление этим процессом обусловлено растущей значимостью вовлечения молодёжи в социальную, культурную и образовательную деятельность. В ходе работы проанализированы механизмы управления таким процессом, выявлены основные препятствия, преимущества и возможности реализации объединения этих систем.

Ключевые слова: молодёжные инициативы, дополнительное образование, управление в образовании, процесс интеграции, система.

The article deals with the problem of managing the process of integration of youth initiatives and the system of additional education in higher education. The management of this process is due to the growing importance of involving young people in social, cultural and educational activities. In the course of the work, the management mechanisms of such a process are analyzed, the main obstacles and opportunities in the implementation of the integration of these systems are identified.

Keywords: youth initiatives, additional education, management in education, integration process, system.

В настоящее время развитие молодёжных инициатив — это не просто модное веяние, а необходимость. Современные вызовы требуют от образовательных учреждений не только адаптации к изменяющимся условиям, но и активного участия в развитии молодёжных инициатив. Поскольку молодёжь является двигателем изменений в обществе, то распространение молодёжных инициатив может значительно обогатить образовательный процесс, а также содействовать развитию личности и социокультурной среды. К сожалению, многие молодежные инициативы остаются невостребованными. Часто — дело в отсутствии связи между молодежными организациями и образовательными учреждениями. И как результат, мы видим, что молодежь не получает необходимых платформ для самовыражения и реализации своих идей [5].

Предоставить возможность молодёжи реализовать творческий потенциал, формировать компетенции и навыки, необходимые в современном мире, может система дополнительного образования. Такая интеграция предоставляет студенческой молодёжи возможность индивидуального выбора в направлении обучения (спортивная направленность доп. образования, научная, культурная и т. д.).

Почему интеграция молодежных инициатив и системы дополнительного образования так важна? Во-первых, это позволяет создать более интересные и разнообразные условия для обучения. Молодежь чувствует себя менее изолированной и более вовлеченной. Во-вторых, такие инициативы могут обогатить учебный процесс новыми идеями и подходами. Можно сказать, что интеграция способствует “второму дыханию” для образования.

Важность интеграции молодёжных инициатив и системы дополнительного образования заключается не только в усилении индивидуального развития личности, но и в стимулировании гражданской активности и социальной ответственности молодежи.

Молодёжная политика в области дополнительного образования отражается в нормативно-правовых документах. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [3].

Дополнительное образование реализует один из основных принципов государственной политики: свобода выбора получения образования — согласно склонностям и потребностям человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования и обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленной системой образования [3].

Молодёжь, как составляющая молодёжной политики, — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями [2].

Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы российская система образования недостаточно уделяет внимания секторам информального образования: возможности медиасферы, индустрии досуга не используются в полной мере. Механизмы обновления дополнительного образования нуждаются в оперативности и гибкости [1].

На 2024 год программа «Развитие образования» до 2030 года констатирует, что в Российской Федерации «сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, включающая процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации, проведение в Российской Федерации исследований качества образования» [1]. Это говорит о том, что активное развитие дополнительного образования студентов позволяет изменять среду, восприятие действительности, которые положительно влияют на перемену общества, учитывая разного рода риски.

Обучающаяся молодёжь, несущая в себе новые идеи, тенденции, взгляд на мир, интегрируется в единое пространство системы дополнительного образования, которая открывает молодёжи новые горизонты. Интегрировать две большие системы в одно целое достаточно сложная организационная деятельность. Во-первых, важно разработать актуальное времени и привлекающее внимание содержание программы дополнительного образования, которое несёт в себе важные смыслы, позволяющие студентам не стоять на месте, делать шаг вперед и мотивировать на получение уже нового знания. Во-вторых, руководителям, организующим реализацию дополнительного образования студентов, необходимо взаимодействовать с образовательными учреждениями и различными организациями, которые способны вовлечь студенческую молодёжь в реальную социальную практику.

Одним из решений этого вопроса может стать создание платформы для взаимодействия всех заинтересованных сторон: студентов, преподавателей, организаций и внешних партнёров. Важным аспектом является учёт потребностей и интересов молодёжи, что предполагает наличие механизмов обратной связи и поддержки инициатив. Необходимо формировать экологическую обстановку, способствующую свободному обмену идеями и ресурсами на созданной платформе.

Помимо этого, процесс интеграции этих двух больших систем также включает разработку инновационных программ, которые могут стать катализатором развития творческих способностей и критического мышления у молодежи. Это одно из предлагаемых управленческих решений.

Так же совершенствование системы дополнительного образования — ключевой элемент, позволяющий обеспечить устойчивый рост и развитие молодых людей. Объединение усилий всех участников процесса создаст надежный фундамент для формирования активно мыслящих и социально ответственных граждан, способных к конструктивному диалогу и сотрудничеству в рамках современного общества.

Вторым решением поставленного вопроса является создание партнерств. Для упрощения реализации этой сложной работы, необходимо создать партнерства между молодежными организациями и образовательными учреждениями. Это могут быть договоры о сотрудничестве, совместные мероприятия и проекты.

Создание партнерств между молодежными организациями и образовательными учреждениями может быть полезно по нескольким причинам:

  1. Развитие soft skills : Молодежные организации часто фокусируются на развитии у молодых людей таких навыков, как лидерство, командная работа, коммуникация и критическое мышление. Эти навыки важны для успешной карьеры и социальной адаптации.
  2. Практическая подготовка : Партнерства могут предоставлять студентам возможность участвовать в реальных проектах, стажировках и волонтерских программах, что помогает им получить практический опыт до окончания учебы.
  3. Поддержка инноваций : Молодые люди часто предлагают свежие идеи и подходы к решению проблем. Сотрудничество с ними может стимулировать образовательные учреждения внедрять новые методы обучения и развития.
  4. Улучшение качества образования : Взаимодействие с молодежными организациями позволяет образовательным учреждениям лучше понимать потребности и интересы молодежи, а также адаптировать учебные программы под современные требования рынка труда.
  5. Повышение мотивации студентов : Участие в деятельности молодежных организаций может мотивировать студентов более активно учиться и стремиться к достижению своих целей.

В целом, такие партнерства помогают молодым людям развивать свои способности, приобретать важные жизненные навыки и становиться активными членами общества.

Интеграция молодёжных инициатив и системы дополнительного образования — это объединение традиционного и современного начал, которое даёт свои плоды. Отметим следующие преимущества такого процесса.

Во-первых, эта интеграция открывает новые горизонты для молодёжи. Система дополнительного образования требует некоторых изменений. Традиционные формы обучения не так интересны для современной молодёжи, поэтому этот вопрос остается открытым. Возможно, необходимо внедрить в систему дополнительного образования новые формы и методы обучения. Например, участие в проектах.

Участие в проектах, предоставляемых в рамках дополнительного образования, дает возможность развивать лидерские качества, учиться работать в команде и расти как личность. Система дополнительного образования получает дополнительный стимул для развития программ, направленных на личностное развитие и социализацию учащихся.

Во-вторых, благодаря процессу интеграции обогащается образовательный процесс.

Образовательные учреждения тоже выиграют от этого взаимодействия. Интеграция молодежных инициатив и системы дополнительного образования может изменить подход к обучению, делая его более живым, интересным и актуальным, тем самым привлекая студентов.

В-третьих, это социальное повышение активности молодёжи мотивации к обучению. Социальная активизация студентов — это еще один важный аспект интеграции. Участие в инициативах формирует у молодежи активную жизненную позицию, желание изменять себя и мир вокруг. Молодёжные инициативы привлекают внимание благодаря своему нестандартному подходу и актуальности тем. А дополнительное образование становится более привлекательным и интересным, что способствует повышению посещаемости и успеваемости.

Интеграция молодёжных инициатив и системы дополнительного образования представляет собой мощный инструмент для повышения качества образования и подготовки молодых людей к жизни в современном мире.

Несмотря на представленные преимущества, этот сложный процесс, как и любой другой, имеет свои недостатки:

  1. Предлагаемая система требует определённых дополнительных финансовых вложений, времени и человеческих ресурсов. Не все образовательные учреждения готовы вкладывать средства в развитие новых программ или привлечение внешних партнеров. Молодежные организации тоже могут испытывать недостаток финансирования, особенно если они зависят от грантов или спонсорской поддержки.
  2. Столкновение со стереотипами или консервативные взгляды на мир, заострённое внимание на традиционное обучение. Стереотипы о молодежи и страховка со стороны образовательных учреждений также могут стать камнем преткновения. Некоторые педагоги могут не понимать ценности молодежных инициатив, недооценивать их возможности и влияние на обучающихся.
  3. Различия в целях и подходах. Молодежные инициативы зачастую ориентированы на решение конкретных задач, связанных с социальными проблемами, развитием лидерских качеств или реализацией проектов. Они могут быть менее структурированными и гибкими в своем подходе. Система дополнительного образования, напротив, чаще всего работает по установленным стандартам и программам, которые должны соответствовать определенным требованиям. Это может привести к конфликтам при попытке интегрировать две разные модели работы.
  4. Дополнительное образование не всегда несёт в себе наличие знаний. Для качественного обучения необходимо грамотно разработать образовательные программы и детально продумать каждый модуль обучения.

Несмотря на эти потенциальные проблемы, интеграция молодежных инициатив и системы дополнительного образования остается важным направлением для улучшения качества образования и подготовки молодых людей к жизни в современном обществе. Для успешного осуществления такой интеграции необходимо учитывать возможные риски и разрабатывать стратегии для их минимизации.

Также одним из минусов такой работы является неосведомленность студентов о возможности получить дополнительное образование на базе учебного заведения, в котором обучается студент. Задача — распространить об этом информацию среди студенческой молодёжи.

Для преодоления недостатков взаимодействия этих двух моделей работы представлены следующие пути:

  1. Проведение тренингов и семинаров для педагогов и представителей молодежных организаций поможет улучшить их понимание друг друга и повысить уровень компетенции в области совместного проектирования и реализации проектов. Обмен опытом и лучшими практиками между различными образовательными учреждениями и молодежными организациями также будет полезен.
  2. Поддержка гибких форматов сотрудничества. Предоставление свободы выбора форматов взаимодействия (например, онлайн-курсы, мастер-классы, совместные мероприятия, проекты) позволит учесть особенности каждой конкретной ситуации и сделать сотрудничество более эффективным.
  3. Регулярная оценка и корректировка. Постоянный мониторинг и анализ эффективности совместных проектов позволят своевременно выявлять слабые места и вносить необходимые коррективы. Регулярные встречи и обсуждения помогут поддерживать высокий уровень взаимодействия.
  4. Использование современных технологий и платформ для дистанционного обучения позволит привлечь больше участников, включая молодежь из отдаленных регионов и социально уязвимых слоев населения.
  5. Активное вовлечение молодёжи. Необходимо также вовлекать молодежь в процесс разработки образовательных программ. Их мнение и идеи имеют огромное значение и могут кардинально изменить ситуацию.

Как видно, дополнительное образование студенческой молодежи конкретизировано на основе интеграции традиционного и современного, в том числе неформального, материала с обязательным условием его воспитывающего потенциала [4]. Педагогу дополнительного образования необходимо овладевать технологиями поддержки талантливой молодежи, формирования интереса к образовательным программам культурного наследия и вовлечения в них талантливой молодежи, не имеющей специального образования и занимающейся современными видами творчества.

Дополнительное образование студентов как государственный заказ имеет целью формирование человеческого потенциала, обеспечивающего творческую самореализацию и позитивную социализацию; содержание — интегрированное, оперативно и гибко создаваемое культурное знание о традициях и инновациях в предметной области; методы — образовательные и воспитательные технологии вовлечения молодежи в позитивные практики социализации; формы — объединения по интересам, сетевое взаимодействие, индивидуальные образовательные маршруты для поддержки талантливой молодежи; условия — развитие спектра услуг дополнительного образования, интеграция с индустрией досуга [4].

Таким образом, интеграция молодежных инициатив и системы дополнительного образования — это сложный, но важный процесс, который открывает новые возможности как для молодежи, так и для образовательных учреждений. Успешное взаимодействие между молодёжными инициативами и системой дополнительного образования является необходимым шагом для формирования активной, ответственной и компетентной молодёжи, способной к позитивным изменениям в обществе.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/9625f112dde24953bbb6dd7ece4f76d4e9234034/?ysclid=m835rv34pe925078081 (дата обращения: 10.03.2025).
  2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://proletschool-2.gosuslugi.ru/netcat_files/131/2281/osn_mol_politiki.pdf?ysclid=m835va9lmd871756059 (дата обращения: 10.03.2025).
  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. — Текст: электронный // консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m8369vwt7a438287137 (дата обращения: 10.03.2025).
  4. Л. Л. Меньшенина, Н. В. Самсонова. Дополнительное образование студентов в условиях нового законодательства в области образования, молодёжной политики и культуры. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-studentov-v-usloviyah-novogo-zakonodatelstva-v-oblasti-obrazovaniya-molodezhnoy-politiki-i-kultury/viewer (дата обращения: 10.12.2024).
  5. Норцев, Д.С., Чекмарев, Э. В. Государственная поддержка молодежных инициатив: опыт регионального применения / Д. С. Норцев, Э. В. Чекмарев. — М.: Вестник ПАГС, 2016. — № 2(53). — С.94–100.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, инициатива, система, интеграция, учреждение, дополнительное образование студентов, образовательная деятельность, Российская Федерация, студенческая молодежь, талантливая молодежь.


Похожие статьи

Управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации

В статье представлен авторский подход к пониманию проблемы и пути развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены и изложены некоторые важные проблемы развития инклюзивного образования в общеобразовательной организац...

Роль игры в формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современного образования

Статья посвящена проблеме роли и значения игры в формировании познавательного интереса младших школьников в системе современного образования. Рассмотрены виды игр, применяемых в процессе работы с младшими школьниками. Указаны возможности игр, их знач...

Сертификация туристской деятельности как основа безопасного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблематика развития туристической сферы Российской Федерации. Раскрыто понятие «безопасность туризма», а также дано определение термина «сертификация». В статье обращается внимание на высокую значимость сертификации тури...

Мониторинг среднего профессионального образования

В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих програ...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации

С развитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс. Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающ...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Похожие статьи

Управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации

В статье представлен авторский подход к пониманию проблемы и пути развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены и изложены некоторые важные проблемы развития инклюзивного образования в общеобразовательной организац...

Роль игры в формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современного образования

Статья посвящена проблеме роли и значения игры в формировании познавательного интереса младших школьников в системе современного образования. Рассмотрены виды игр, применяемых в процессе работы с младшими школьниками. Указаны возможности игр, их знач...

Сертификация туристской деятельности как основа безопасного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблематика развития туристической сферы Российской Федерации. Раскрыто понятие «безопасность туризма», а также дано определение термина «сертификация». В статье обращается внимание на высокую значимость сертификации тури...

Мониторинг среднего профессионального образования

В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих програ...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации

С развитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс. Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающ...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Задать вопрос