В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным понятиям с точки зрения нормативно-правового обеспечения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникативные технологии, дополнительное образование детей и подростков, Internet-ресурсы, online-технологии.
Online-образование — не тренд, который возник внезапно. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить радиус взаимодействия между обучающимися и преподавателями: дистанционные образовательные технологии — реальность современного образовательного пространства, прошедшая проверку в период введения ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19.
В 2020 году в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, в частности, касаемо дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1], аналогичное определение дается и в ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании в части термины и определения. Соответственно понятие дистанционное образование тождественно электронному обучению, которое трактуется как обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий [2]. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливаются и не регулируются особые требования при реализации дополнительного образования для детей и подростков через систему дистанционного обучения.
В ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации указано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей» [1], то есть дополнительное образование, стало образованием через всю жизнь. Дополнительное образование дает возможность реализовать себя и развить навыки, индивидуальные способности, поэтому пользуется особым спросом, и нуждается государственной поддержке, совершенствовании и развитии нормативно-правовой базы.
На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей происходит трансформация в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», который является составляющей приоритетного национального проекта «Образование», предусмотрено обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры. Согласно целевым показателям к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет [3]. По статистике, доля детей в возрасте 3–18 лет, посещающих дополнительные образовательные (развивающие) занятия, в том числе на бесплатной основе, в процентах к общему числу детей в соответствующем возрасте, в семьях имеющих детей, в 2019 году составила более 56,3 % [4]. Одним из способов увеличения численных показателей охвата детей дополнительными общеразвивающими программами является запланированное создание к 2022 году в рамках целевой модели 900 тыс. новых мест в образовательных организациях.
Согласно данным по изучению запроса на услуги дополнительного образования в городе Нижневартовске, проведенного центром развития образования в период с 22.10.2018–26.12.2018 у родителей (законных представителей) в дополнительном школьном образовании наиболее выражен интерес к физкультурно-спортивному, художественному, техническим и социально-педагогическим направлениям, данные опроса приведены на диаграмме (рисунке 1).
Рис.1
Анкетирование обучающихся проводилось в двух возрастных категориях: 7–13 и 14–18 лет. Диаграмма (рисунок 2) отображает результат ответа детей 14–18, в отношении использования Internet-ресурсов при дополнительном образовании, где мы можем увидеть распределение с разницей в 1 % [5].
Рис. 2
Также можно отметить интерес родителей к развитию IT навыков, школам видеоблогинга, языковым программам.
Таким образом, рост интереса к дополнительному образованию через online-технологии наблюдался и до введения ограничительных мер. Что касается типов проектов, то можно выделить наиболее интересные платформенные решения, формирующие инфраструктуру в своём направлении образования, например, «Нетология», «Фоксфорд», «Учи.ру» «Инфоурок», «Алгоритмика».
Перечисленные в таблице 1 положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения применимы как к основному образованию, так и к дополнительному.
Таблица 1
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подытожим следующее: перспективы развития дистанционной формы обучения непосредственно в сфере дополнительного образования заключаются в увеличении объема и повышении доступности качественных образовательных услуг, охвата большей численности потребителей, расширении направлений и увеличении качества предоставляемых услуг. В настоящее время дополнительное образование все больше воспринимается как сфера услуг, ориентированных на индивидуальные особенности и потребности, специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры, с особенностями. Именно поэтому процесс модернизации системы дополнительного образования, переход на дистанционную или смешанную форму обучения с применением online-технологий, способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг в качественно новом формате.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. Гл.10 (Ст. 16. п.1).
- ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения //М., Стандартинформ, 2007.
- https://edu.gov.ru/national-project# Официальный сайт: Министерство просвещения Российской Федерации// Дата обращения 10.10.2020 г.
- https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1 Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики// Дата обращения 18.10.2020 г.
- http://table.edu-nv.ru/23–10–2018-po-izucheniyu-zaprosa-na-uslugi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-gorode-nizhnevar Опрос общественности // Дата обращения 18.10.2020 г.
- http://research.edmarket.ru/ «Исследование российского рынка онлайн-образования» // Дата обращения 10.10.2020
- https://fgos.ru/ Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Дата обращения 12.10.2020
- https://edu.gov.ru/national-project Национальный проект «Образование» // Дата обращения 14.10.2020