Азы компьютерной заботы о детях
Автор: Добрынина Ольга Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 29.12.2014
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Добрынина, О. М. Азы компьютерной заботы о детях / О. М. Добрынина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6939/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.
В рамках УМК «Начальная школа 21 века» по технологии для 1- 4 классов (автор Е. А. Лутцева) отводиться 5 часов на использование информационных технологий, где рассматриваются информационная среда, ПК и его назначение, правила безопасного пользования. С помощью учителя обучающиеся учатся искать и отбирать необходимую информацию в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет. [1, c. 29] На уроках предполагается работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), в 4 классе — 7 часов.
В основе детского мировосприятия лежит Любовь. Ребёнок любит реальную жизнь. Он отстраняется от родителей, чтобы лучше узнать себя и свои собственные возможности, чтобы научиться жить в ладу с собой и с тем, что окружает. Интернет-зависимость сейчас является одной из самых распространенных зависимостей среди детей и подростков (а так же и среди взрослых). Но взрослому человеку все-таки легче контролировать время своего нахождения в Интернете, а за ребенка это должны делать его родители.
Если ребёнок с детских лет не сможет почувствовать свою значимость и ценность в этом мире, то впоследствии он не сможет противостоять обуревающим его жизненным страстям. Люди с заниженной самооценкой трудно принимают собственные решения. Они вырастают несамостоятельными и безынициативными. Полагаются на волю случая, и несут в будущую жизнь окружающих их людей беды и разочарования. Важно, чтобы дети сами поняли, что такое хорошо и что такое плохо.
На сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. Практически в каждом доме установлен компьютер, ноутбук или планшет, который значительно упрощает выполнение работы, поиска информации. Исключить из жизни Интернет невозможно. Ребёнок родился и растёт в обществе, где умение владеть Интернетом сегодня просто необходимо. В настоящий момент, трудно представить школу без «Электронного дневника» и «Электронных домашних заданий». Воспитывая культуру пользователя у обучающихся учителя должны плотно сотрудничать с их родителями. Образовывая родителей можно повысить уровень культурного семейного воспитания.
Например, на родительском собрании в классе было установлено, что 20 % родителей запрещают пользоваться компьютером, 30 % детей самостоятельно занимаются в Интернете и 50 % детей делают это под надзором родителей.
На родительском собрании родителям, а детям на классном часе было рекомендованы полезные советы в виде памятки по основным правилам работы в сети Интернет:
- Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что — нет.
- Прежде чем начать дружить с кем — то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться.
- Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живёте, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
- Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо, чтобы незнакомые люди видели фотографии вас и ваших друзей или вашей семьи.
- Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
- Общаясь в интернете, будьте вежливы с другими.
- Если вас кто — то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
- Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него.
- Если вам пришло сообщение от незнакомого адресата, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
- Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
А так же были предложены следующие сайты, посвященные Интернет-безопасности ребенка для более подробного изучения:
http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/default.mspx
http://www.kaspersky.ru/keeping_children_safe
http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html
http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html
www.ya — roditel.ru
Учителя и родители должны проявить благоразумие на детское поведение и реагировать по — взрослому: мудро. Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье. Любое замечание надо делать позитивно.
Таблица 1
Как обычно говорим |
Как лучше сказать |
Ты опять уселся за компьютер?! Немедленно прекращай, тебе ещё уроки делать. |
Выключи компьютер, ладно? Сначала — уроки, потом — прогулка, потом — игра. |
Не сиди крючком. |
Сядь, пожалуйста, ровно (правильно). |
Нет, я не разрешаю… нельзя… |
Извини, но отложим на завтра. |
Безобразие, сколько можно играть?! |
Ты играешь полчаса, заканчивай. |
Ты играл целых полтора часа! |
Сегодня ты играл на полчаса меньше, чем вчера, молодец. |
И не забудь про зрение, про упражнения для глаз! |
И сделай упражнения для глаз, им будет приятно (и мне тоже). |
Наконец — то обошлось без напоминаний, сам додумался. |
Вот это да! За целый день — ни одного замечания: всё помнишь сам! |
[2, c. 40]
Убрав из детского поведения напряжение и эмоциональный дискомфорт, мы убережём ребят от поиска расслабления и ухода от проблем и непонимания в другой мир, виртуальный или азартный. Всё важно в воспитательном процессе. Важно уделять внимание и духовному развитию детей. В том числе и воспитание волевой личности, которая сумеет вовремя сказать «нет». Воля и характер закладываются в детстве.
Главными нравственными принципами, положенными в основу формирования характера, являются: надёжность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость, гражданственность. Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка. А всё начинается:
- с правильного режима (составьте его вместе с ребёнком, сами покажите пример выполнения, умения держать своё слово);
- с разумного использования времени (изучите мир интересов ребёнка, помогите ему определиться с выбором любимого занятия);
- умения добросовестно трудиться (занятость полезным трудом отвлекает от неразумных мыслей, привлекайте детей к выполнению своих дел и домашних обязанностей);
- умения не поддаваться отрицательным соблазнам (покажите на примерах, как они мешают доброму и полезному);
- умения проявлять настойчивость (не давайте возможности настойчивости перейти во вредное упрямство);
- умения терпеть и соглашаться с разумными доводами (приведите примеры из жизни друзей, знакомых, родственников; обыграйте ситуацию со своим участием);
- соблюдения правил поведения и дисциплины (используйте личный положительный пример и отрицательные результаты несоблюдения из жизни его друзей или одноклассников);
- обдумывания и анализа своих поступков (найдите время для бесед с ребёнком, для откровенного разговора с последующим анализом поступка, проявляя при этом такт и терпение);
- умения сделать правильные выводы (подводите ребёнка постепенно к выводам в процессе беседы, ненавязчиво проводя необходимую для этого информацию; использование для этого фразы типа: «тебе не показалось, что…»., «а как ты думаешь, не получиться ли, что…» и т. д.);
- умения контролировать своё поведение (не упустите возможность показать пользу контроля над собой и своими желаниями на ярком примере детского поступка, похвалите ребёнка за это);
- воспитания распознавать с детства истинные жизненные ценности (здоровье, добро, благополучие своё и своих близких, внутренний комфорт и т. д);
- учиться преодолевать трудности и негативные желания, преодолевая себя (повторяйте детям, что преодоление себя — это самая большая победа человека в жизни, потому что эта победа самая трудная; но вместе с тем она даёт самые ощутимые положительные жизненные результаты; здесь важны яркие положительные примеры). [3, c. 181–182]
Такую волевую, эмоциональную устойчивую личность предстоит вырастить. Ребёнок должен любить свою реальную жизнь. Родители должны понимать ответственность за воспитание детей. Формирование характера — это совместная деятельность родителей и учителей. То, что мы сейчас вкладываем в детей, принесёт плоды в будущем. Погружаясь в виртуальный мир, ребёнок теряет — возможность личного общения. Только доверительные отношения, когда что — то делается совместно, нужно показать ребёнку, что в реальном мире, с реальными друзьями есть много интересного и полезного, помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования. Обеспечить ребенку достаточную физическую активность, привить любовь к здоровому образу жизни, позаботиться, чтобы у него, кроме компьютера и Интернета было много других интересов. И тогда виртуальный мир станет помощником в семье, для чего он, собственно, и предназначен.
Литература:
1. Лутцева Е. А. Технология: программа 1–4 классы. — М.: Вентана — Граф, 2013.
2. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним, потом делать. — Киев: София, 2007.
3. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1–4 классы. — М.: ВАКО, 2010.