Игра в воспитании воли детей шестилетнего возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Мошкина, М. С. Игра в воспитании воли детей шестилетнего возраста (из опыта работы) / М. С. Мошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110856/ (дата обращения: 22.11.2024).



По отношения к детям шестилетнего возраста не принято говорить о самовоспитании в полном значении этого слова. Общий уровень их развития ещё не позволяет им подняться до такой работы. Как пишет Г. Г. Петренко: «Самовоспитание как высшая форма участия ребёнка в своём развитии в 6–7- летнем возрасте возможно в элементарных проявлениях, но оно не является определяющим, так как предполагает самоуправление развитием, высокую осознанную требовательность к себе, что дошкольникам ещё недоступно». Тем не менее, некоторые элементы самовоспитания (осознанное копирование, подражание, вызванное ситуацией) нередко наблюдается уже в пятилетнем возрасте, выступая в качестве его предпосылок. Необходимые условия, которые стимулировали бы указаны переход ребёнка, из объекта в субъект воспитания. Необходимо не на словах, а на деле признавать ребёнка не только объектом, но и субъектом педагогической деятельности.

Известно, что предпосылки самовоспитания детей шестилетнего возраста характеризуются развитием первоначальных представлений о добре и зле, т. е. началом формирования нравственного идеала, самопознанием, способностью к элементарной самоорганизации и самоконтролю.

Активнее всего предпосылки самовоспитания складываются ведущей деятельности детей. Для детей 6–7 лет такой деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Игра — эффективное средство, стимулирующие возникновение у ребёнка желание стать лучше. Она формирует первоначальные представления о том, Что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией — показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что не нравится. Благодаря чёткости игровых правил игра становится великолепной школой произвольного поведения, школа и самодисциплины и самоорганизации.

Но роль и значение разных игр побуждении школьников самовоспитанию различны. Выделим несколько игр, которые в силу своих воспитательных особенностей более всего способствуют формированию тех или иных предпосылок.

Игры, формирующие волевые привычки

Дети шестилетнего возраста любят знакомые короткие, с быстрым результатом игры. Именно такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа, «Замри», «Царевна Несмеяна» и др. Критериям оценки подобных случаях является время. Кто из детей дольше всех не рассмеётся, тут и будет с царевной Несмеяной. Кто дольше других сумеет сохранить неизменность позы, тот лучший в игре «Замри». Всё идёт на время и сопоставления с результатами других.

Основанные на выполнение жёстких правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Ясно и понятно сформулированные правила игры побуждают детей произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развиваюсь способность к самооценке собственных действий и действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного поведения вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Для части детей, которые в сравнении с другими оказываются на последних местах (13–16 секунд способны удержать неизменность позы, 5–8 секунд сдерживают себя, чтобы не рассмеяться), момент осознания этого неуспеха может быть травмирующим. Воспитателю важно вовремя предупредить факт появления такого настроения, показать таким детям, что само участие их в игре положительно, потому что теперь дети знают, что им трудно сдерживать себя, чтобы не рассмеяться. Но, с другой стороны, искусству самообладания можно и научиться, можно овладеть этим искусством. Об этом говорят достижения других детей, которые способны до 50 секунд быть Несмеяной. Особенно полезно сдерживать на занятиях, Когда возникает немало смешных отвлекающих моментов, рассеивающих внимание.

Проводя игру 7–10 раз, полезно каждый раз фиксировать результаты каждого ребёнка, с тем чтобы они могли видеть свой «рост», продвижение в развитии способности сдерживать себя, управлять своим телом. Успех не заставляет себя долго ждать. А сознание успеха окрыляет ребёнка, вселяет в него уверенность в том, что он способен на большее, особенно на фоне первых неудач. Так зарождается чувство собственного достоинства, почвы, которая питает ростки потребности быть лучше. Переживания успеха-пружина самовоспитания, главный источник движения вперёд.

Организуя эти игры, воспитатель имеет в виду два момента. С одной стороны, дети интересные и весело проводят время, с другой-совершают пока внешне произвольные положительные действия, постепенно переводя внешнюю произвольность во внутренний план поведения. Так возникает привычка сдерживать себя и в других, не игровых ситуациях. На фоне положительного, мажорного настроения легко возникает и постепенно укрепляется способность самообладания. «Цель игры заключается в ней самой (игра ради игры), прямым её продуктом является удовольствие, косвенным-самовоспитание», — подмечает эту же способность игры О С. Газман.

Благодаря этой особенности игры, осуществление целей, преследуемых воспитателем, — продвижение в развитии личности играющего — становится реальностью.

Остановимся на игре «Компьютер». Основная педагогическая задача, решаемая в процессе этой игры — овладение воспитанниками культурой пользования компьютером для развития их личности. Известно, что чрезмерное «потребление» детьми компьютера чревато для них серьёзными негативными последствиями. Здесь и гиподинамия, и леность мысли, развиваемое отсутствие мыслительного напряжения (вся информация в готовом, «разжеванном» виде вкладывается в голову). Вызванное отсутствием познавательной избирательности «всеядность» замедляет развитие индивидуальных склонностей интересов.

Свести до минимума перечисленные недостатки помогают родительский авторитет и способность самого ребёнка самодисциплине. Чтобы сделать компьютер эффективным средством развития личности, нужно, как видим, обладать достаточно развитой силой воли.

Игра «Компьютер» как раз и формирует навыки самоуправления по отношению к просмотру компьютера посредством развития привычки к волевому действию.

Игре предшествует подготовительный этап. Его цель — на конкретных примерах дать детям представление о воле, о людях сильного духа, нарисовать привлекательные словесный портрет знакомого детям и любимого ими взрослого или сказочного героя. Необходимо так построить рассказ, чтобы вызвать у детей восхищение отвагой, мудростью и сдержанностью героя, чтобы детям захотелось быть хоть немного похожими на него.

В игре «Компьютер» степень развития воли можно измерить в, «сантиметрах». Это делает игру необычайно привлекательной для детей. Представим здесь кратко методику её проведения.

Содержание игры. Воспитатель выбирает только одну любимую игру ребенка. В течение дня можно играть только один раз. В течение 20 минут.

И так продолжается в течение 7 дней

Кто выполнит эти правила — у того воля «вырастает» на 1 сантиметр в день. У кого в течение недели (семи дней) воля «вырастает» на 7 сантиметров, тот победитель в борьбе с самим собой.

Как видим, игра «компьютер» длительная, она продолжается с понедельника до понедельника.

Успех игры в большей мере зависит от педагогической продуманности подготовительного её этапа. Дети должны увлечься личностью конкретного человека, сильного духом. Подготовительный этап входит и совместная работа воспитателя с родителями. Воспитатели хорошо знают семьи воспитанников и, как правило, завоёвывают авторитет у родителей. Свой авторитет в глазах родителей и использует воспитатель в этой игре.

На очередном родительском собрании воспитатель знакомит родителей с предстоящей игрой, раскрывает её цель, рассказывает об игровых правилах. Родители обычно встречают эту игру очень заинтересовано, поскольку большинство детей испытывают значительные затруднения с просмотром компьютера. Родители по совету воспитателя поддерживают желание ребёнка стать похожим на его любимого героя, чтобы стать человеком большой силы воли. Самим родителям можно предложить в течение недели, так же как и ребёнку, просматривать компьютер только один раз в день, в течение 20 минут. И объявить по этому поводу соревнования с сыном (дочерью).

Подключившись к игре, родители поддерживают положительный настрой ребёнка дома и обеспечивают контроль за выполнением детьми своего решения. Выбор видеоролика происходит в садике, но его просмотр — дома. С помощью родителей устанавливается объективность ответов детей. Практика показывает, что иногда дети могут и солгать. Когда я только начинала вводить эту игру, я ещё не видела необходимости привлекать к её развёртыванию родителей. Но…в нашей группе были два брата-близнеца. Они обратили моё внимание на возможность появления лжи. Когда один из братьев сообщил, что вчера он сдержал своё слово — смотрел только одно видео, второй, перебив его, сказал, что брат «прихватил» ещё часть другого видео.

Ещё один методический совет хочется дать тем, кто будет проводить эту игру с детьми старшего дошкольного возраста. В момент, когда у подготовишек воля достигает в своём развитии 5–6 см, можно объявить, что игра приостанавливается. Поэтому завтра дети могут быть свободными от игры. Однако дети хорошо знают, чем должна окончиться игра — у кого в течение недели воля «вырастет» на 7 см, тот станет чемпионом группы получит приз. Призы для победителей — очень важный момент. Об этом надо помнить, организуя игровую деятельность. В качестве приза может быть использована вещь, более всего любимая детьми, наклейки, конфета, коробка или пачка сока, настольная игра, игрушка и т. п. и «медаль». Как правило, ребята с нетерпением ищут возможность продолжить игру, хотя довести её до конца. А это уже победа!

Умение воспитателя прекратить игру в кульминационный момент имеет большое психологическое воздействие на подготовительную группу. Они всегда с нетерпением ждут эту игру и играют в неё вдохновенно. Ну это совсем не означает что каждую игру нужно прерывать.

Содержание игр «компьютер» можно и нужно время от времени менять. Пусть она станет «Прогулкой». Содержание игры станет иным. Выходя играть во двор, ребятам необходимо зафиксировать своё внимание на времени ухода и возвращения домой. Например, можно выйти гулять в 17:00, а вернуться в 19:30. Чтобы ребёнок мог осуществить своё намерение, надо помнить, что время возвращения должно определяться полным часом или часом с половиной, ну никак не 17 или 44 минутами. Чтобы придать игре конкурирующий характер, можно соревноваться с другом. Такие прогулки должны продолжаться в течение тех же семи дней. Если ребёнку удаётся выдержать намеченное, можно с гордостью прибавить ещё 1 см к уже имеющимся сантиметрам своей воле. Ещё достичь желаемого пока не удаётся, количество «сантиметров воли» остаётся неизменным или даже на 0,5 см уменьшается. Ну этот пункт следует оговорить в правилах игры.

Как видим, игра «компьютер» и подобные игры — хорошая школа формирования достоинства личности, умение планировать своё время, развитие силы воли.

Насыщая жизнь дошколят педагогически организованной игрой, мы незаметно для ребёнка ускоряем развитие его личности от объекта к субъекту воспитания, от стихийного копирования и ситуативного подражания к сознательной работе над собой.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, развитие, течение недели, шестилетний возраст, волевое действие, игровая деятельность, подготовительный этап, произвольное поведение, элементарная самоорганизация.


Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Занятия нетрадиционными техниками рисования с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Занятия нетрадиционными техниками рисования с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Задать вопрос