Роль игры в воспитании личности ребёнка
Автор: Поленова Екатерина Андреевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 01.04.2020
Статья просмотрена: 392 раза
Библиографическое описание:
Поленова, Е. А. Роль игры в воспитании личности ребёнка / Е. А. Поленова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5083/ (дата обращения: 22.12.2024).
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Ключевые слова: ролевая игра, дошкольный возраст, бытовая игра, игры с производственным сюжетом, коллективное планирование игры, распределение ролей
This article discusses the game as a form of organization of life and activities of children in kindergarten, explores the role of game activity in the development of the personality of a child of preschool age.
Keywords: role-playing game, preschool age, everyday game, games with a production plot, collective game planning, distribution of roles
Игра выражает эмоциональное отношение личности к окружающей действительности, разрешает противоречия между развивающими потребностями личности в творческой деятельности и возможностями их удовлетворения. Ребенок начинает играть в младшем дошкольном возрасте (от 1 года до 3 лет).
Базовые игры ребенка — это «подражание». Таким образом он знакомится с многообразными трудовыми и эмоциональными функциями людей, пример подражания это — игра в доктора (лечение кукол и игрушечных зверушек), игра в повара (готовка обеда для своих игрушек), дочки-матери и другое.
Игровая деятельность ребёнка проходит диалектический путь развития от элементарного подражания деятельности взрослого к драматизации событий, к сложной ролевой творческой игре.
В ролевой игре есть определенный сюжет и содержание. Развитие бытовых историй идет от игр к играм с производственной историей. Содержание игры отражает сначала предметную деятельность людей, затем отношения между людьми и, наконец, основное содержание подчинено правилам социального поведения и социальным отношениям между людьми.
У детей 6–7 лет (старший дошкольный возраст) зачастую наблюдается коллективное планирование игры, распределение ролей, коллективный подбор игрушек, и отведение им ролей.
Коллективные игры воспитывают в детях умение вести себя в коллективе, а также необходимые учебные, трудовые и общественные навыки.
К. Д. Ушинский писал о значении игры для развития личности ребенка так: «Для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий, человек, пробует, свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Само создание ребенком игровой ситуации и участие в ней оказывают постоянное влияние на развитие различных форм умственной деятельности. Началу игры всегда предшествует мысленное превращение реальной ситуации в воображаемую.
Игра выходит за рамки ситуации, позволяет легче проникнуть в суть явления. В ней формируются две важные особенности мотивационной сферы ребенка: подчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высшим, а также формирование мотивов, связанных с выполнением принятых на себя обязанностей.
Б. Г. Ананьев отмечает, что «мотивация является фактором индивидуального развития человека. В игровой деятельности ребенок познает свои собственные возможности и учится их оценивать, испытывает различные эмоции и прежде всего чувство, дружбы.
Увлечение спортивными и военными играми у детей начинается в старшем дошкольном возрасте. В соревновании присутствуют игровые элементы, взаимная оценка и взаимная проверка воспитательной работы с детьми. Они проявляют повышенный интерес к интеллектуальным играм: шашкам, шахматам, отгадыванию шарад, головоломок, составлению и отгадыванию головоломок. Можно отметить несколько видов игр: смекалка, технические, литературные и театральные игры, аттракционы, подвижные, настольные игры-экскурсии, военно-спортивные игры».
Для ребёнка игра весьма важный элемент, так как в них он упражняется в подчинении желаний, настроений, моральным установкам. Так же игры повышают необходимый жизненный тонус, они являются своеобразным ферментом, стимулируют успешное выполнение основных видов деятельности. Игры освобождают их от чрезмерной физической и нервной нагрузки.
Для младших школьников игра выступает в роли отдыха, общения и самовоспитания.
Однако не все игры имеют и воспитывают положительные качества, если в играх проецируются антагонисты (отрицательные персонажи) кино, театральных постановок и т. п., то подражание им в игре в дальнейшем может негативно сказаться на поведении детей, в быту и мышлении. Такая игра может стать причиной нарушений дисциплины. Увлеченные игрой дети зачастую теряют чувства меры, забывают о своих обязанностях и обещаниях, например: выполнение домашних заданий, так же они могут позабыть о том данном обещании быть дома к определенному времени. Потому ученики младших и средних классов не могут самостоятельно бороться со своими увлечениями, и их играми нужно руководство, плавила и определенная дисциплина.
При организации детских игр родители и педагоги часто допускают серьезные ошибки, снижающие роль и эффективность этого средства воспитания. Взрослые часто навязывают детям игры, лишая их свободы играть. Они придумывают такие искусственные игровые ситуации, которые не вызывают у детей интереса к игре.
Некоторые молодые педагоги иногда проявляют желание провести заранее запланированную игру по своему плану, по своим инструкциям, они боятся инициативы и самодеятельности детей.
Играя по принуждению, дети сразу начинают нарушать правила, шуметь, отвлекаться. Игра должна отвечать интересам детей.
Если это вредно, вы не должны запрещать это, но дети после сами переключаются на другую игру, которая полезнее и интереснее. Взрослые вместе с детьми могут разработать план хорошей игры, посоветовать, внести дополнения и изменения в ее условия. Они могут начать игру сами (играя в русские городки, в лапти, шахматы, шашки, викторины, кроссворды), заинтересовать в ней детей, сам учитель или воспитатель может быть активным участником игры на равных правах с детьми, но их инициативу и творчество подавлять не следует. Вы можете управлять игрой, не участвуя в ней непосредственно, но проявляя к ней активный интерес: давая советы, выступая в роли судьи и арбитра, живо реагируя на все перипетии игры, разделяя волнение всех участников. Также следует учитывать последствия игры — длинные игры, которые проходят в быстром темпе, требуют больших усилий. В результате, возможно, переутомление, которое приводит к ссорам, непослушанию, наглости. Бывает, что интересная, но продолжительная игра вызывает такое сильное возбуждение, что малейшее препятствие в игре порождает обиду, недовольство, несдержанность, грубость.
Опытные педагоги в таких случаях учитывают состояние детей и не допускают резких замечаний. Они позволяют детям немного успокоиться, прийти в норму, подготовиться к новой деятельности и только после этого требуют от детей активной работы.
Литература:
- Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. [текст]//Дошкольное воспитание 2007, № 3
- Бондаренко А. К. «Воспитание детей в игре» [текст], 2012.
- Колесник, Г. В. Теория игр: Учебное пособие [текст]/ Г. В. Колесник. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 152 c.
- Невежин, В. П. Теория игр. Примеры и задачи: Учебное пособие [текст]/ В. П. Невежин. — М.: Форум, 2012. — 128 c.
- Петросян, Л. А. Теория игр: Учебник [текст] / Л. А. Петросян, Н. А. Зенкевич, Е. В. Шевкопляс. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 432 c.
- https://e-koncept.ru/2016/56819.htm
Ключевые слова
Ролевая игра, дошкольный возраст, бытовая игра, игры с производственным сюжетом, коллективное планирование игры, распределение ролейПохожие статьи
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.
Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста
В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...
Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками
В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Игра как форма досуга младших школьников
В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
Игровая позиция педагога дошкольного образования
В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Похожие статьи
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.
Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста
В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...
Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками
В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Игра как форма досуга младших школьников
В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
Игровая позиция педагога дошкольного образования
В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...