Сравнительный анализ отношения к специальности студентов-первокурсников и выпускников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Титова В. О., Гилев А. С. Сравнительный анализ отношения к специальности студентов-первокурсников и выпускников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 214-215. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6265/ (дата обращения: 21.10.2018).

В исследовании мы рассмотрели процесс профессионального самоопределения студентов. В данной статье представлены результаты аналитики мнений о будущей специальности студентов 1-го курса и представлений выпускников вуза.

Ключевые слова: Профессиональная ориентация, студенты, трудоустройство, помогающие профессии.

In the study, we examined the process of professional self-determination of students. This article presents the results of analysts opinions about future specialty 1st grade students and perceptions of graduates of the university.

Keywords: Professional orientation, students, employment, helping profession.

 

В современной рыночной экономике вопрос овладения профессиональными навыками и успешной адаптации на рынке труда приобретает приоритетную значимость для молодых людей. Осознанность своего выбора и возможность реализации планируемых событий в реальности (трудоустройство на конкретное место работы, решение о переезде в другой город и т. д.) становятся основными показателями успешной адаптации в обществе. Выбор молодежью своего профессионального пути является крайне интересным и многоаспектным объектом для исследования. Мы провели анкетирование среди студентов 1 и 4–5 курсов помогающих профессий (социальные работники, педагоги, психологи и т. д.) с целью выявить их собственные представления о возможностях трудоустройства по специальности.

Мы изучили основные представления о собственной специальности студентами — до получения профильного образования и после. Таким образом, сравнивая степень влияния высшего образования на мнения студентов, рассмотрим наиболее популярные мотивы:

Таблица 1

Что Вас привлекло в своей специальности из нижеперечисленных факторов при поступлении?

Факторы (от самого значимого к менее)

Студенты 1 курса

Студенты-выпускники

1

Престиж университета, факультета, кафедры;

2

Востребованность специалистов на рынке труда;

3

Наличие бюджетных мест;

Перспективы карьерного роста по своему профилю;

4

Несложная учебная программа;

Хотел(а) в будущем работать с людьми;

5

Возможность работать по специальности в другом регионе, стране;

Наличие бюджетных мест;

Возможность заниматься научной деятельностью;

 

Таким образом, студентов первого курса привлекает больше внешняя сторона профессии и условия получения образования, когда из мотивов студентов 4–5 курсов мы видим большее стремление к самореализации в профессии, отражающие склонность к данной деятельности (работа с людьми, возможность заниматься наукой). Нереализованность профессиональных предпочтений, случайность выбора профессии, полученной вопреки субъективным намерениям, имеет многообразные социальные риски-последствия, как для индивида, так и для социума, в том числе слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по специальности.

Таблица 2

Что для Вас наиболее важно в будущей работе, профессии?

Значимость (к менее значимому)

Студенты 1 курса, %

Студенты-выпускники, %

1

Возможность принести пользу людям (29 %)

Творческий интересный характер работы (24 %)

2

Творческий, интересный характер работы (23 %)

Возможность полнее реализовать свой потенциал (самореализация) (19 %)

3

Возможность получать высокие доходы (22 %)

Возможность принести пользу людям (18 %)

 

В обеих группах популярен критерий «Творческий интересный характер работы» и «Возможность принести пользу людям», что говорит о соответствии склонностей студентов к деятельности специалистов помогающих профессий. Мы видим карьерные ориентации у студентов 1 курса — «Возможность получать высокие доходы», у студентов 4–5 курсов — «Возможность полнее реализовать свой потенциал», что говорит о положительной ориентации на развития себя, как специалиста.

Большинство студентов (и 1 и 4, 5 курсы) ожидают уровень заработной платы при выходе на рынок труда от 20 до 25 т.р. Крайне высокий показатель у 1 курса — большинство предполагают заработную плату по выпуску из ВУЗа более 30 т.р.

Степень осознанности будущей профессиональной деятельности возрастает с приближением к выпуску из ВУЗа. Отметим также нарастающую значимость образования специалистов помогающих профессий для формирования профессиональной и жизненной карьеры в связи с общим социальным развитием — большинство студентов получают образование не из-за перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности на высокооплачиваемую должность, а исходя из собственного интереса к профессии.

 

Литература:

 

1.                       Константиновский Д. Л. Когда наступает время выбора / Изд-во Русского православного гуманитарного института, Спб., 2001, с.18–19

2.                       Семенова Л. А. Вхождение в профессию / Научный вестник Волгоградской академии государственной службы, cерия: Политология и социология, изд-во ВАГС, № 1, 2009. — С.41–42

3.                       Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда / Социс, № 5, 2003. — С.58–59

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, Возможность, курс, специальность, профессия, большинство студентов, успешная адаптация, заработная плата, Творческий интересный характер, студент.

Ключевые слова

трудоустройство, профессиональная ориентация, студенты, помогающие профессии

Похожие статьи

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

- обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик); - мониторинг потребностей рынка труда...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Студентам дается возможность прочувствовать выбранную специальность еще во время учебы.

Большая часть студентов работает в коммерческой сфере, не по специальности.

4. Арискин М. В. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

специальность, рынок труда, показатель, индикатор, выпускник, индикатор перспективности трудоустройства, доля выпускников, заработная плата, гендерная

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Проблема трудоустройства молодых специалистов.

Особенности карьерного становления и трудоустройства...

Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда/ М. Ю. Дикусарова

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда...

Ожидания молодых банковских специалистов...

Ключевые слова: высшее образование, специальность, банк, молодой специалист, рынок труда, поведение, стимулы к работе, факторы при

Решению проблем адаптации должна способствовать структура по трудоустройству студентов выпускников вузов, которая проводит...

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Незнание рынка труда. У школьников, абитуриентов, да и у студентов тоже отсутствует понимание нынешней ситуации на

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Ключевые слова: профессия, профориентация, новые профессии, рынок труда.

Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект

Большинство студентов в будущем планирует работать по своей специальности, или в сфере, близкой к строительству.

Студенты предполагают, что в коммерческих организациях выше уровень заработной платы, больше перспектив в плане карьерного роста...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников...

рынок труда, мотив, студент, профессия, общественное сознание, высшее образование, социальный статус, мотивационная сфера, выбор специальности, карьерный рост.

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

Ключевые слова: высшее образование, специальность, банк, молодой специалист, рынок труда, поведение, стимулы к работе, факторы при трудоустройстве, профессиональные перспективы, привлечение в профессию, адаптация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

- обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик); - мониторинг потребностей рынка труда...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Студентам дается возможность прочувствовать выбранную специальность еще во время учебы.

Большая часть студентов работает в коммерческой сфере, не по специальности.

4. Арискин М. В. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

специальность, рынок труда, показатель, индикатор, выпускник, индикатор перспективности трудоустройства, доля выпускников, заработная плата, гендерная

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Проблема трудоустройства молодых специалистов.

Особенности карьерного становления и трудоустройства...

Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда/ М. Ю. Дикусарова

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда...

Ожидания молодых банковских специалистов...

Ключевые слова: высшее образование, специальность, банк, молодой специалист, рынок труда, поведение, стимулы к работе, факторы при

Решению проблем адаптации должна способствовать структура по трудоустройству студентов выпускников вузов, которая проводит...

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Незнание рынка труда. У школьников, абитуриентов, да и у студентов тоже отсутствует понимание нынешней ситуации на

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Ключевые слова: профессия, профориентация, новые профессии, рынок труда.

Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект

Большинство студентов в будущем планирует работать по своей специальности, или в сфере, близкой к строительству.

Студенты предполагают, что в коммерческих организациях выше уровень заработной платы, больше перспектив в плане карьерного роста...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников...

рынок труда, мотив, студент, профессия, общественное сознание, высшее образование, социальный статус, мотивационная сфера, выбор специальности, карьерный рост.

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

Ключевые слова: высшее образование, специальность, банк, молодой специалист, рынок труда, поведение, стимулы к работе, факторы при трудоустройстве, профессиональные перспективы, привлечение в профессию, адаптация.

Задать вопрос