Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Арискин М. В., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1053-1054. — URL https://moluch.ru/archive/90/18805/ (дата обращения: 17.12.2018).

Сегодня при устройстве на работу важным качеством претендентов на вакансию является стрессоустойчивость. В связи, с чем актуальность приобретают исследования проблем трудовой среды. С профессиональным стрессом сталкиваются не только специалисты, уже работающие, но и молодые специалисты, только начинающие свою карьеру.

Адаптация можно рассматривать как процесс постепенного взаимного приспособления специалиста и предприятия-работодателя в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [3].

В современных социальных условиях практически каждый второй выпускник вуза сталкивается с серьезными проблемами при трудоустройстве и поэтому многие из них часто вынуждены работать не по специальности. Сегодня многие работодатели выделяют несоответствие качества вузовской подготовки молодых специалистов требованиям практической трудовой деятельности. Выпускник вуза обладает положительными деловыми качествами в профессиональной деятельности. Он энергичен, инициативен, общителен, исполнителен, легко осваивает новые знания, имеет разносторонние интересы, активен, имеет стремление к профессиональному росту. Но работодатели среди положительных качеств выпускников отмечают и отрицательные. Среди них выступают: неопытность в практической деятельности, завышенные амбиции по отношению к карьерному росту, ожидания высокой по размеру заработной платы, неопытность, завышенная самооценка, отсутствие умения работать в команде [5]. Молодой специалист от работодателя ждет больших возможностей в построении своей карьеры, ожидает сразу получать высокие доходы и хочет повысить свою профессиональную подготовку. Работодатели же от выпускников вузов ожидают такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, сильную профессиональную подготовку. Несовпадение взаимных ожиданий работодателей и молодых специалистов способствует появлению стресса у молодых специалистов, только начинающих свой профессиональный путь и затрудняет трудовую адаптации. [4].

Таким образом, можно выделить самые острые проблемы адаптации молодых специалистов: несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной трудовой деятельностью, отсутствие или же недостаточный опыт работы выпускников.

Решению проблем адаптации должна способствовать структура по трудоустройству студентов выпускников вузов, созданная в последнее время во многих высших учебных заведениях страны. Так при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства уже более 20 лет успешно действует Центр практики студентов и трудоустройства выпускников (далее Центр).

Центр реализует целый комплекс действий, направленных на решение проблем выпускников в отношении трудовой деятельности. Сотрудники информируют студентов и выпускников со следующими аспектами трудоустройства:

-          с требованиями о профессионально важных качествах по каждой специальности,

-          с основами нормативно-правового регулировании трудоустройства;

-          с технологиями эффективного трудоустройства;

-          с видами адаптации на предприятии;

-          с основами делового общения, с принципами самопрезентации, способами решения конфликтных ситуаций в условиях рабочего коллектива.

Исследования адаптации профессиональной деятельности выпускников выявляют такие проблемы как, недостаточный уровень знаний о самоопределении, техниках самоподачи, формах успешного трудоустройства. Центр осуществляет работу по организации практик студентов и содействию выпускникам в трудоустройстве. Для решения рассматриваемой проблемы Центр предлагает действие с двух направлений. С одной стороны, университет должен проводить организационную работу по подготовке выпускников к успешному построению карьеры. С другой стороны, предприятия-работодатели должны индивидуально оценивать профессиональные и личностные качества соискателей с опытом работы и без него.

Центр ПГУАС реализует комплекс задач по решению проблем адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности [1,2]. Мероприятия Центра:

-          обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик);

-          мониторинг потребностей рынка труда (для отслеживания данных о востребованных специальностях);

-          создание долгосрочных отношений сотрудничества университета с базовыми предприятиями-работодателями (заключение договоров на практику студентов и трудоустройство выпускников);

-          организация тренингов и мастер-классов, направленных, на формирование навыков успешного трудоустройства, самопрезентации, составления резюме и пр.

Итак, можно выделить основные направления для решения проблем адаптации выпускников к трудовой деятельности. Во-первых, выпускники вузов к окончанию вуза должны стремиться иметь сильную профессиональную подготовку, уметь применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленными, активными, инициативными, заинтересованными в успешном построении карьеры, учиться работать в команде, адекватно оценивать себя и свои перспективы. Во-вторых, структурам вуза по трудоустройству необходимо продолжать активную работу по содействию трудоустройству студентам (чтобы они приобретали опыт работы) и выпускникам, обучать их технике успешного трудоустройства. В-третьих, работодатели должны иметь индивидуальный подход к кандидатам с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта в целом также перспективны, они обладают более высокой активностью, работоспособностью, исполнительностью и заинтересованностью по сравнению со специалистами, имеющими большой стаж работы.

 

Литература:

 

1.                  Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.

2.                  Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.

3.                  Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз — производство» // Высшее образование. — 2007. — № 5. — С. 47–52.

4.                  Зеер Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Павлова А. М., Садовникова Н. О. // М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — С. 122–130, 124–130.

5.                  Кирьянова Е. Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. — 1997. — № 2. — С. 42–50.

Основные термины (генерируются автоматически): опыт работы, успешное трудоустройство, трудовая деятельность, трудовая среда, центр, специалист, работодатель, трудоустройство выпускников, выпускник вузов, выпускник вуза, успешное построение карьеры, сильная профессиональная подготовка.


Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Ключевые слова: выпускники вузов, профессия, трудоустройство, занятость, профессиональная ориентация.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

Проблема трудоустройства выпускников вузов. Автор: Шадрина Наталья Максимовна.

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере...)

Ростовская область, трудоустройство выпускников, выпускник, рынок труда, Ярмарка вакансий, предприятие, поиск работы, ВУЗ, Комбайновый завод, Донский Государственный Технический Университет.

Профориентационная работа как важная составляющая...

2. Подготовка студентов, выпускников к процессу трудоустройства и адаптации на предприятии.

Данная методика разработана для профориентационного и карьерного консультирования студентов и выпускников вузов.

Анализ государственной молодежной политики России в области...

Проблема трудоустройства выпускников вузов.

Проблема трудоустройства выпускников вузов. Анализ сотрудничества государственных гражданских служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти (на примере...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести

- неопределенность трудовых и профессиональных интересов; - социальная и психологическая нестабильность и другие.

Ориентация системы профессионального образования на...

Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной деятельности Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Трудоустройство выпускников (на примере вузов г. Оренбурга)

В статье рассмотрены особенности трудоустройства выпускников вузов г. Оренбурга. Ключевые слова:востребованность, трудоустройство, рынок труда. К понятию трудоустройства существует два подхода.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Ключевые слова: выпускники вузов, профессия, трудоустройство, занятость, профессиональная ориентация.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

Проблема трудоустройства выпускников вузов. Автор: Шадрина Наталья Максимовна.

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере...)

Ростовская область, трудоустройство выпускников, выпускник, рынок труда, Ярмарка вакансий, предприятие, поиск работы, ВУЗ, Комбайновый завод, Донский Государственный Технический Университет.

Профориентационная работа как важная составляющая...

2. Подготовка студентов, выпускников к процессу трудоустройства и адаптации на предприятии.

Данная методика разработана для профориентационного и карьерного консультирования студентов и выпускников вузов.

Анализ государственной молодежной политики России в области...

Проблема трудоустройства выпускников вузов.

Проблема трудоустройства выпускников вузов. Анализ сотрудничества государственных гражданских служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти (на примере...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести

- неопределенность трудовых и профессиональных интересов; - социальная и психологическая нестабильность и другие.

Ориентация системы профессионального образования на...

Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной деятельности Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Трудоустройство выпускников (на примере вузов г. Оренбурга)

В статье рассмотрены особенности трудоустройства выпускников вузов г. Оренбурга. Ключевые слова:востребованность, трудоустройство, рынок труда. К понятию трудоустройства существует два подхода.

Задать вопрос