Элементы структурированного обучения в организации среды обучения детей-аутистов в общеобразовательных школах VII вида | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, Н. В. Элементы структурированного обучения в организации среды обучения детей-аутистов в общеобразовательных школах VII вида / Н. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6875/ (дата обращения: 17.12.2024).

Особенностей в развитии так много, и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в рамки только одного диагноза, а главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый — со своими странностями и проблемами здоровья должен комфортно чувствовать себя в школе. Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение, но этот вариант хорош не для каждого ребенка. Психологически, надомное обучение для детей с особенностями в развитии переносится тяжело, так как нет ничего ужаснее изоляции от общества. Поэтому, сейчас в коррекционных школах VII типа все дети, имеющие рекомендации к надомному обучению прикреплены к классу и занимаются с учителями индивидуально, но на переменах, на некоторых уроках, на общешкольных мероприятиях, во время продленки имеют возможность общаться со сверстниками и одноклассниками, ведь оно благотворно сказывается на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги отмечают «великую силу коллектива»!

Дети-аутисты часто нуждаются в индивидуальном обучении и для успеха в их обучении необходимо учитывать все их психологические особенности. В самом начале пути при выборе методов обучения мы должны помнить, что они нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Многие аутисты мыслят образами, плохо запоминают последовательность и нуждаются в написании инструкции. Многие дети-аутисты хорошо рисуют и любят концентрировать внимание на одном объекте. Даже при обучении математике необходимо использовать конкретные визуальные методы, чтобы познакомить ребенка с понятием числа. Для понимания дробей я использовала деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам, макет торта, который должен был быть поделен между гостями на дне рождения. С помощью этого я пытаюсь добиться у своих учеников понимания идеи четвертей и половины. Все это необходимо помнить и учитывать учителям общеобразовательных учреждениях VII типа, работающих с учениками, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра.

Дети с аутизмом часто имеют трудности в использовании и понимании невербальных сигналов и выстраивании отношений со сверстниками. Они часто имеют особые интересы, обладают развитыми навыками в отдельных областях, и учитель должен найти сильные стороны такого ребенка. Для работы с учащимися, страдающими аутизмом необходимо обладать специальными знаниями, ведь сложностей в организации обучения не избежать. Детям с аутизмом бывает сложно понять чувства и мысли других людей, они испытывают трудности с сенсорным восприятием и часто зависят от привычного распорядка, испытывают сложности с самоорганизацией.

Сложности, с которыми приходится сталкиваться в работе можно описать следующим образом.

Часто поведение, с которым сталкивается учитель, не подвластно контролю учащегося, не является преднамеренным, злоумышленным, так как ребенок просто не знает, как реагировать подобающим образом на ту или иную ситуацию и это не случайно, ведь некоторые области развития соответствуют возрастной норме, а другие навыки могут запаздывать или отсутствовать.

Я сталкиваюсь в своей практике с тем, что мои ученики могут понять сложные принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать в дневник домашнее задание. Учитель должен быть предельно внимателен, так как у таких учащихся могут происходить нервные срывы, и тогда ему просто необходимо пойти в безопасное для него место, чтобы успокоиться. Всегда нужно обращать внимание на то, что могло вызвать подобное состояние: неожиданное изменение в расписании уроков, замечания учителя, оценка результатов работы ученика на уроке, действия со стороны других учеников.

Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:

-        отвлекаемость;

-        отказ от перемен;

-        предпочтение привычных схем действий;

-        трудности в организации деятельности;

-        трудности с пониманием;

-        трудности с построением социального контакта;

-        трудности сосредоточения на предмете;

Специфика нашей школы такова, что необходимо создавать в классе атмосферу, которая поддерживает уважение к различиям и особенностям каждого ученика, ведь все они нуждаются в коррекции. Ведь кроме детей с аутизмом в школе обучаются дети с СДВГ и ЗПР, дети — инвалиды.

Дети с аутизмом находятся на индивидуальных обучениях, им трудно обучаться в обычном режиме с классом, но им необходимо общение со сверстниками, и здесь немаловажным является создание условий, при которых становится возможным появление в их расписании уроков, которые они посещают вместе с классом.

Мы просто устанавливаем правила поведения на уроке, допуская, что иногда мои ученики могут издавать громкие звуки под влиянием сильных эмоций. И все участники образовательного процесса учитель и ученики должны быть готовы к этому и относиться терпимо к своему однокласснику, зная его особенность. Мы все, учителя, психологи и социальные работники прикладываем усилия в воспитании терпимости у школьников, чтобы все были готовы прийти на помощь, когда возникают трудности, старались успокоить, поддержать, понимая, что это просто способ борьбы со стрессом или страхом у детей-аутистов. Это необходимо еще и потому, что дети с аутизмом подвергаются большому риску стать жертвами травли со стороны сверстников. Появление одного или двух чутких детей, которые могут выступать в качестве «помощников» поможет ребенку чувствовать, что в этом мире есть и дружелюбные отношения.

Учеба в классе идет гладко и без проблем только тогда, когда все условия соблюдаются, а на уроке создана позитивная и спокойная атмосфера. Секрет заключается в том, чтобы увеличение требований проходило постепенно, при постоянной поддержке со стороны учителя. Ребенок может задавать один и тот же вопрос снова и снова и здесь главное не отвечать одинаково на эти вопросы и не повышать голоса. Нужно, постараться отвлечь внимание ученика или уточнить причину вопроса, или попросить ребенка записать вопрос, или представить ответ самому в письменном виде.

Другой особенностью является допущение учителе возможности передвигаться время от времени по классу, так как детям-аутистам и детям с СДВГ может быть очень трудно сидеть неподвижно в течение продолжительного периода. Даже трехминутная прогулка по коридору и обратно может очень сильно помочь.

Немаловажным является и время вне класса, когда, оказываясь с большим количеством других детей вокруг, хаосом и шумом, такие дети-аутисты нуждаются в помощи учителя для поиска нужного кабинета, сверки расписания, или просто помочь найти тихое место, где можно немного отдохнуть.

В организации учебного процесса для детей-аутистов мы пытаемся использовать опыт зарубежных коллег, внедряя в работу элементы структурированного обучения. Структурированное обучение — это подход к обучению детей с аутизмом. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма, это определенные условия, в которых должен обучаться ученик.

Структурированное обучение — это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований учителя, использует зрительные опорные сигналы, создание среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, повышает уровень самостоятельности ребенка.

Основные компоненты структурированного обучения:

-        Структурированное пространство;

-        Визуальное расписание;

-        Компоненты процесса обучения.

В условиях нашей школы на сегодняшний момент нет возможности структурировать пространство и создать зону получения инструкций, зону самостоятельной работы, зону отдыха и досуга, маленькую зону групповой работы, зону самостоятельной работы, зону работы учителя с учеником один на один, зону отдыха (игры, досуга), спокойную зону на случай истерики у ребенка.

А вот внедрит в работу визуализированное расписание занятий, один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности, оказалось вполне возможным.

Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам:

-          Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.

-          Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя.

-          Снижают уровень тревожности и частоту поведенческих проблем.

-          Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, готовит учащихся к возможным изменениям.

-          Помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.

-          Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом».

-          Расписание может включать различные виды социального взаимодействия.

-          Можно повысить мотивацию учащегося выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежая их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание.

Для каждого аутичного ребенка разрабатывается индивидуальное расписание в дополнение к общему классному расписанию и это ключ к успеху. Нашим учащимся нужны напоминания о том, что необходимо свериться с расписанием, какой вид деятельности следует за только что закончившимся и куда для этого нужно перейти. Наша задача сделать так, чтобы ученики могли независимо от взрослого переходить от одного вида деятельности к другому, сверяясь при этом с расписанием и понимая важность его значения.

Компоненты процесса обучения включают в себя:

-          Систему презентации задания;

-          Визуальную структуру.

Системой презентации задания называется системная и организованная подача заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что системы презентации могут использоваться для заданий любого типа и любых видов деятельности Каждая система, независимо от вида деятельности, должна включать ответы на следующие вопросы:

-          В чем состоит задание? (например на уроке математики: выполнить примеры на сложение и вычитание дробей, решить задачу и т. д.).

-          Каков объем работы? Предложите ему только те материалы, которые строго необходимы для выполнения конкретного задания, чтобы избежать непонимания точного объема работы (Например: решаем № 541 (а-г)).

-          Когда я закончу работу? Например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую конец заданий на данном занятии.

-          Что последует за этим? (материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности, перемена, деятельность по желанию учащегося).

Использование систем презентации помогает организовать самостоятельную работу аутичного ребенка благодаря структурированному и системному подходу.

На уроках математики мы используем систему 2 конвертов: с заданием на урок и для карточек после выполнения заданий. Ученик берет задание из одного конверта, а после его выполнения переложить в другой. Можно предложить ребенку самому выбрать последовательность выполнения карточек.

Визуальные опорные сигналы должны быть включены в задание учащегося, что поможет ему не ждать вербальной или физической подсказки от учителя для понимания того, что именно он должен сделать.

Визуальная инструкция.Ученику нужно презентовать задание так, чтобы он смог выполнить его последовательно, опираясь на визуальную инструкцию. Визуальные инструкции могут иметь разные формы:

-          Сами материалы задания определяют необходимые действия.

-          Графическое изображение.

-          Письменная инструкция (пошаговое описание решения задачи, действий с дробями-умножение, деление, нахождения НОД).

-          Образец завершенного задания.

Визуальная организация. Это презентация учебных материалов и организация пространства таким образом, чтобы минимизировать влияние посторонних сенсорных стимулов.

Визуальная четкость. Целью визуальной четкости является выделение важной информации, главных понятий, частей инструкции и ключевых материалов. Задание должно быть построено так, чтобы в самом построении содержалась подсказка ученику, на каких деталях следует сосредоточить внимание.

Использование метода визуального структурирования помогает обучить детей с аутизмом выполнять задания самостоятельно без подсказок и направляющей роли взрослого. Ученики смогут работать самостоятельно над освоением любого навыка в течение различных отрезков времени в любой среде (в школе или дома).

Элементы структурированного обучения позволяют учащимся с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Грандин Темпле, «Внимание: Аутизм» Арена Пресс (1986)

2.                  Грандин Темпле, «Мышление образами», Double Day (1995)

3.                  Башина В. М. Аутизм в детстве. М., 1999.)

4.                  Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2000. — (Особый ребенок). — 336 с.

5.                  Шипицина Л. М. Детский аутизм. СПб., 1997.

6.                  Division TEACCH. Division TEACCH Training Manual, revised January 1998. Chapel Hill, NC.

7.                  Division TEACCH. Visually Structured Tasks: Independent Activities for Students with Autism and Other Visual Learners, March 1996. Chapel Hill, NC.

8.                  Harris, Sandra L. and Jans S. Handleman. Preschool Programs for Children with Autism. Austin, Pro-Ed, 1994.

9.                  «Structured Teaching», 15 August, 1998. Division TEACHH, Chapel hill, NC http://www.unc.edu/depts/teacch/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, структурированное обучение, вид деятельности, VII, аутизм, самостоятельная работа, ученик, задание, надомное обучение, учитель.

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы