Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы)
Автор: Александрова Марианна Валериевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 24.08.2017
Статья просмотрена: 2547 раз
Библиографическое описание:
Александрова, М. В. Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы) / М. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2689/ (дата обращения: 17.12.2024).
Последние два года я работаю не только с классами, но и с надомниками. Среди них выделяются трое учеников — с умственной отсталостью (легкой степени) и аутизмом.
Работа с учащимися с особенностями требует колоссального терпения, психологической готовности, настроя, внимания, более тщательной подготовки и понимания своих учеников. Они изначально в силу своих особенностей не могут освоить программу на уровне среднего школьника.
Содержание учебной программы по предмету необходимо адаптировать, т. е. упростить и сократить материал. Темп работы учеников низкий, это нужно учитывать при планировании уроков. Для повышения мотивации необходимо использовать разные формы работы, давать творческие задания, посильные для учеников.
В своей работе с умственно отсталыми учениками я использую системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы. В начале урока ученики с опорой на изображения в учебнике и заголовки сами формулируют тему урока. В конце занятия они вспоминают, что делали на уроке, говорят о том, чему научились. На уроке мы вместе делаем две зарядки на иностранном языке, одна из которых для глаз. Я считаю важным применять здоровьесберегающие технологии на любых своих уроках. Для развития рефлексии я использую ментальные карты, которые ученики делают сами.
Для составления своих интеллект-карт мои ученики берут лист бумаги и пишут в его центре ключевое слово (можно рисунок), отражающее тему. Далее они подбирают и записывают слова, расшифровывающие, дополняющие тему. При этом они используют линии, отражающие взаимосвязь слов (можно использовать также символы и разные знаки, разные цвета).
«Картирование мышления — метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Используя этот метод, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации». Тони Бьюзен, основоположник данного метода, сказал, что такое мышление «характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты — для Средневековья и последующего века промышленности» [1].
Мои ученики успешно осваивают проектную деятельность. Они выбирают тему, подбирают слова и выражения, необходимые изображения по теме и делают газету на иностранном языке.
В своей работе с учениками я совершенствую все виды их речевой деятельности. Для лучшего усвоения материала и повышения мотивации я усиливаю межпредметные связи, т. е. опираюсь на географию, историю, литературу, краеведение и музыку.
Во время уроков замещения по истории и географии я обратила внимание на то, что учитель работал с учениками только устно, иногда используя просмотр презентаций по теме. Весь видео урок по теме невозможно использовать, так как у моих учеников ослаблено зрение, максимум 15 минут, но сочетание устных методов и просмотра презентации с последующим обсуждением дает хорошие результаты в освоении и закреплении темы. Презентацию по теме ученики могут использовать потом для повторения темы самостоятельно. Тетрадей и записей по истории и географии у моих учеников не оказалось. Урока едва хватает для устного опроса домашнего задания и объяснения новой темы по учебнику с дальнейшей работой по презентации, которую ученики разбирают самостоятельно. Даже если не работать по презентации, им не хватит времени для составления краткого конспекта по теме. Презентация с таблицами, выводами и схемами — один из лучших наглядных помощников для учеников с умственными особенностями.
Изучая тему «Современные профессии», трудности возникли с самоопределением учеников. Они не знали, какие профессии им подходят, учитывая их умственные и физические особенности. В своей работе я использовала материал, подготовленный педагогом-психологом С. И. Онучко из КГУ детского дома № 1. Ученики очень заинтересовались информацией, на основе которой они выбрали понравившуюся профессию и подготовили рассказ о ней.
Подводя итоги работы, я могу сказать, что мои ученики умеют писать, читать на иностранном языке, умеют переводить и работать с таблицами, словарем и другим справочным материалом, составлять ментальные карты, создавать проекты, выделять главное из текста и делать выводы. У одного из учеников улучшились фонетические навыки говорения на русском и английском языках, изменился в лучшую сторону почерк. Ученики охотно выполняют задания, активны на уроках и задают дополнительные вопросы.
Другой мой ученик с аутизмом, напротив, не имеет таких результатов. Аутизм представляет собой серьёзное нарушение психического развития с устойчивым течением без ремиссий и проявляющееся впервые в возрасте до двух лет. Это расстройство вызвано отклонениями в развитии головного мозга и характеризуется ярко выраженным дефицитом социального общения, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами [2].
Умственные способности моего ученика выше, чем способности учеников с умственной отсталостью, но эмоционально он закрыт для общения. У него частые смены настроения, отсутствие интереса к предмету и положительного настроя. Его поведение отличается от нормального поведения. Порой ученика трудно разговорить, или из урока в урок приходится говорить на одну и ту же тему, интересную ему. Я постоянно сдерживаю свои эмоции, стараюсь предвидеть его реакцию на мои слова. Смена учителей для таких учеников — сильный стресс. Приходится подключать к работе не только классного руководителя этого ученика, родителей, но и психолога.
Иногда могут возникнуть непредвиденные ситуации, связанные с негативной реакцией ученика на необходимость заниматься предметом, который он не любит и не признает для себя необходимым. Обычно ученики с аутизмом преуспевают только в одной области знаний, например, в математике, и отрицают другие. Важно знать проблемы ученика, его привязанности, чтобы влиять положительно на учебный процесс.
Ситуация может осложниться, если ученику необходимо привыкать к новому учителю или в семье имеются серьезные проблемы. Конфликты с членами семьи, проживание с бабушкой и самоустранение мамы отрицательно влияют на процесс обучения и воспитания в целом. Негативизм, демонстративный уход в себя, занятие другими делами во время урока со стороны ученика могут свидетельствовать не только об обострении его чувствительной натуры, но о наглости и хамстве из-за безнаказанности. Изменить ситуацию в одиночку очень трудно, и не нужно, если поведение ученика носит угрожающий характер.
Ниже я хочу привести рекомендации, которые дают врачи.
Комплексная коррекционная работа с аутичным ребенком должна проводиться постоянно. Ведущая роль в лечении отводится психолого-педагогической работе, но зачастую не обойтись без медикаментозного вмешательства.
Стоит отметить, что единого чёткого плана лечения для всех случаев аутизма не существует. Для каждого отдельного ребёнка должна быть разработана индивидуальная программа лечения, учитывающая его особенности и потребности. Как правило, такие программы включают в себя образовательные и поведенческие подходы, сенсорную интеграцию и биомедицинские процедуры.
В лечение аутизма популярен и эффективен метод Томатиса. Он представляет собой слуховую терапию с применением системы аудиовокальных тренировок.
Врачи, как и педагоги, советуют родителям любить и заботиться о своем ребенке. Важно проводить активные занятия с ребенком, которые существенно влияют на здоровье и максимальную адаптацию ребенка к жизни в обществе.
«Нельзя надолго оставлять ребенка наедине с собой, необходимо вмешиваться в его замкнутый мир. Это поможет снизить разрушительное воздействие на психику».
«Важную роль играет постоянное обучение навыкам самопомощи, а также частые занятия пением и лепкой. Благотворное действие оказывает арт-терапия и сеансы лечебной верховой езды [2]».
В моей работе, к сожалению, большинство советов нельзя применить, так как я работаю с моим учеником только год. До меня у него было несколько учителей по иностранному языку, которые не смогли с ним работать более года. Он заканчивает 9 класс. Мама ученика оставила своего сына на попечение бабушки, с младшим братом он плохо ладит. Помощи от семьи ждать не приходиться.
В народе говорят, что один в поле не воин. Я думаю, что для детей с сохранным интеллектом инклюзивное образование даст все возможности для саморазвития и воспитания. Дети научатся принимать и общаться с детьми с особенностями. Условия развития для особенных детей нужно создавать уже в детском саду. Для школьников с ОВЗ необходимо создавать разные образовательные маршруты из-за разных особенностей здоровья детей (не всегда дети с аутизмом и умственной отсталостью обучаемы согласно медицинским и психолого-педагогическим исследованиям). Где бы ни учился ребенок с ОВЗ, педагогам нужна помощь со стороны психологов, врачей, педагогов коррекционной школы, родителей, администрации образовательного центра, города, общества. Я считаю важным организовать педагогам обучение работе с детьми с ОВЗ (с разными диагнозами) и сделать его доступным. Только вместе наша работа даст положительные результаты.
Работать с учениками с особенностями трудно, но результаты будут, если понять и подойти творчески к процессу обучения, работать совместно с психологами. Я желаю всем учителям, работающим с такими учениками, терпения, удачи и творчества!
Литература:
- Мюллер, Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей [пер. с нем. В. В. Мартыновой, М. М. Дремина]. Москва. Издательство «Омега — Л», 2007. — с.10.
- http://www.knigamedika.ru/detskie-bolezni/autizm-u-detej.html
- Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. Воронкова. Олигофренопедагогика: пособие для вузов. Издательство «Дрофа», 2009.
- Олигофренопедагогика: учебник. Издательство «Академия», 2011.
- Б. П. Пузанов. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика». Издательство «Прометей», 2011.
- Олигофренопедагогика. Учебное пособие. Издательство «Дрофа», 2009.
- http://www.medside.ru/ chto-eto-autizm-u-detey