Организация обучения детей-инвалидов в условиях Минусинской коррекционной школы-интерната VIII вида | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ступак О. В. Организация обучения детей-инвалидов в условиях Минусинской коррекционной школы-интерната VIII вида [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 271-273. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6787/ (дата обращения: 16.10.2018).

Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и совместно со здоровыми сверстниками (п.4 ст.79).

Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе специальных классов для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и классов для детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда.

Классы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и классы для детей со сложной структурой дефекта создаются с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности.

В специальные классы принимаются дети, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Особенности организации учебно-воспитательной работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, регламентированы Письмом Министерства образования РФ от 03.04.2003 № 27/2722–6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Включение в систему специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребёнка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребёнка» (статья 23, п.3 Конвенции о правах ребёнка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.)

Обучение детей, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта, в специальном классе осуществляется на основе нормативно-правовых актов, локальных актов учреждения, регламентирующих деятельность с детьми данной категории.

Адаптированные образовательные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [8], Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [5], примерными программами для образовательных организаций, реализующих адаптированные программы [1, 2, 10, 13], базисным учебным планом, составленным на основе приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013 г., программой трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида под ред. Щербаковой А. М., курса «Общая трудовая подготовка на базе швейной мастерской» и «Художественная обработка швейных изделий», рекомендациями краевой психолого-медико-педагогической комиссии и предназначены для работы с детьми с учетом специфических особенностей моторного, сенсорного, умственного, речевого, эмоционального и социально-личностного развития детей, их ведущих мотивов и потребностей.

Адаптированные образовательные программы являются составной частью индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой бюро МСЭ в соответствии с ФЗ о социальной защите инвалида. Адаптированные образовательные программы утверждаются руководителем и педагогическим советом учреждения, согласовываются с родителями (законными представителями). Адаптированные образовательные программы обучения предусматривают диагностические параметры освоения их содержания. Отслеживание результатов уровня обученности учащихся, корректировка содержания адаптированной образовательной программы обучения осуществляется в рамках работы психолого-медико-педгогического консилиума учреждения. Сроки освоения адаптированных образовательных программ в специальном классе определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка и составляют не более 10 лет.

Содержание образования в специальных классах предусматривает решение следующих задач:

-        формирование представлений о себе;

-        формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

-        формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

-        формирование коммуникативных умений;

-        обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

-        обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся, воспитанников;

-        овладение доступными образовательными уровнями.

Ведущую роль в учебно-воспитательном процессе детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, занимает трудовое обучение как основной способ адаптации к жизни. Для комфортного существования ребенка-инвалида в социальной среде, успешной реализации в ней его потребностей и целей в нашем образовательном учреждении создана система трудовой подготовки, позволяющая обучающимся овладеть несложными видами работ. Трудовое обучение строится на базе подготовки учащихся, полученной в начальный период обучения, главным образом, на уроках предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда и затем продолжается в старшем возрасте. Противопоказанием для выполнения трудовых операций являются только активные психические заболевания, при которых проявляется грубая агрессия. Конечная цель трудового обучения — подготовить учащихся к выполнению несложных работ в особо созданных условиях: работ в бригаде под контролем, без регламентирующего темпа, не требующая специальных знаний, по трафарету, по шаблону, отдельные неквалифицированные операции (основание — рекомендации Министерства образования «Перечень показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией», Москва, 1996 г.)

Организация трудового обучения в условиях образовательного учреждения включает в себя следующие направления работы: ручной труд (1–4 классы), ремесло (5–7 классы), хозяйственно-бытовой труд (5–9 классы), подготовка младшего обслуживающего персонала (8–10 классы), швейное дело (8–10 классы).

На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания обучающиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта.

Предусмотрены следующие виды труда:

Работа с глиной и пластилином.

Работа с природным материалом (4 класс).

Работа с бумагой и картоном.

Работа с тканью.

Работа с металлоконструктором (4 класс).

На уроках ремесла учащиеся получают элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. На начальном этапе обучения дети научаются наиболее легким операциям, не требующим применения специальных инструментов (сгибание и разрывание бумаги, резание и т. д.). Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилками, ножом, ножницами, щетками для намазывания клея, шаблонами.) На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети учатся рассказывать о выполненной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать свое и чужое изделие.

Работа по хозяйственно-бытовому труду включает два раздела: самообслуживание (1–4 классы) и хозяйственно-бытовой труд (5–9 классы).

Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию и личной гигиене. Основная воспитательная задача направлена на привитие детям навыков самостоятельности, устранение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей видах деятельности в быту.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жилище, одежда, обувь, питание. На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся учатся планировать свою работу, начинают осознавать необходимость определенных действий, их логическую последовательность и качество выполнения; кроме этого на уроках хозяйственно-бытового труда формируются простейшие счетно-измерительные навыки, необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

На уроках швейного дела, в специально оборудованном кабинете, дети осваивают доступные операции на бытовой швейной машине с электроприводом, выполняют работу с тканью, кожей, с использованием игл, ножниц, булавок, линейки, шаблонов; изготавливают простые пошивочные изделия: салфетки, сумки, мешки, чехлы и т. д.; знакомятся с основами специальной технологии.

Кабинет оборудован бытовыми швейными машинами с электроприводом, оверлоком, утюгом, гладильной доской; рассчитан на 4 рабочих места, оснащенных в соответствии с требованиями охраны труда: резиновыми ковриками, индивидуальными розетками европейского вида, тумблером быстрого выключения электроэнергии. Кроме того, имеется достаточное количество мебели для хранения различного рода мелкого швейного инвентаря и работ учащихся.

В целях учета индивидуальных особенностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, составляются адаптированные образовательные программы обучения. В содержание образовательных программ по трудовому обучению вносятся действия и операции, находящиеся в зоне ближайшего развития ребенка и планируются субъективные шаги обучаемого по освоению внесенных действий и операций.

Для некоторых учащихся в силу их индивидуальных и психофизических возможностей предусмотрено формирование навыка выполнения отдельных доступных операций. Важным условием для создания мотивации дальнейшей конструктивной деятельности ребенка является донесение до него информации о его вкладе в конечный продукт. Результатом трудового обучения учащихся является не только обученность выполнению доступных трудовых операций, но и предъявление определенных количественных, временных и качественных требований в процессе выполнения трудовых действий.

По достижению учащимися 18-летнего возраста вне зависимости от уровня допрофессиональной подготовки дети-инвалиды включаются в систему мероприятий социальной реабилитации: проведение занятий по развитию коммуникации, предметной деятельности, формирование социально-трудовых навыков, формирование отдельных трудовых операций и другое.

 

Литература:

 

1.                  Баряева Л. Б., Бойков Д. И., Липаков В. И. и др. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.СПб.:ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.480с.

2.                  Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. 239 с.

3.                  Закон Красноярского края о социальной поддержке инвалидов от 10 декабря 2004 г. № 12–2707.

4.                  Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

5.                  Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013.42 с.

6.                  Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 75 с.

7.                  Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае: приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края. URL://www.krao.ru/at-topic.php?t=19

8.                  Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

9.                  Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект: Письмо Минобразования РФ от3 апреля 2003 г. № 27/2722–6. URL://www.krao.ru/at-topic.php?t=19

10.              Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. 181 с.

11.              Постановление от 17 ноября 2003 года № 322-п по Красноярскому краю «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями развития».

12.              Постановление от 17 ноября 2003 года № 321-п по Красноярскому краю «Об утверждении перечня мероприятий по реализации концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

13.              Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. 97 с.

14.              Программа трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида под ред. Щербаковой А. М.

Основные термины (генерируются автоматически): тяжелая умственная отсталость, сложная структура дефекта, трудовое обучение, класс, хозяйственно-бытовой труд, ребенок, работа, операция, ограниченная возможность здоровья, ручной труд.

Похожие статьи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Необходимо привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду.

В указанной группе все дети со сложной структурой дефекта. У каждого тяжелая степень умственной отсталости сочетается с другими дефектами.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна.

Не маловажное значение при формировании словарного запаса у ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет память.

Педагогические особенности организации занятий по предмету...

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

– коллективный труд в кружках, трудовых бригадах

ИСПИП, СПб, 2004. 3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность умственно отсталых детей.

Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и.

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми...

Обучение детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития новое

В коррекционно-развивающей работе данные предметные области играют главенствующую

Учитывая тот факт, что «жизненное развитие человека с умственной отсталостью при всех...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Необходимо привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду.

В указанной группе все дети со сложной структурой дефекта. У каждого тяжелая степень умственной отсталости сочетается с другими дефектами.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна.

Не маловажное значение при формировании словарного запаса у ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет память.

Педагогические особенности организации занятий по предмету...

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

– коллективный труд в кружках, трудовых бригадах

ИСПИП, СПб, 2004. 3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность умственно отсталых детей.

Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и.

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми...

Обучение детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития новое

В коррекционно-развивающей работе данные предметные области играют главенствующую

Учитывая тот факт, что «жизненное развитие человека с умственной отсталостью при всех...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

Задать вопрос