Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Фомина Л. И. Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных центрах // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 666-668. — URL https://moluch.ru/archive/148/41559/ (дата обращения: 19.04.2018).



В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.

Ключевые слова: трудовое воспитание, профессиональное образование, трудности выпускников коррекционных центров

Процесс воспитания и социальной адаптации очень сложен при работе с совершенно здоровыми детьми. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. При всей своей сложности задача эта решается в системе созданных в нашей стране специальных коррекционных центров. Трудность проблемы заключается в том, что дети в этих центрах отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. Для многих воспитанников характерно наличие серьёзных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении или в повышенной заторможенности, или в общей ослабленности всех реакций и т. п. У многих имеются также грубые нарушения физического развития. Следует добавить, что нарушения, как умственного, так и других сторон личности, могут быть различны по степени и форме. Это осложняет решение задачи воспитания и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.

Известно, что воспитание и социальная адаптация могут быть успешными, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребёнка и возможностями его воспитания и образования.

Согласно Закону РФ «Об образовании» «…государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (гл. 1, ст.5, п.6). Наш Центр ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учётом их возможностей, реабилитации и социализации их в обществе. Воспитательная система в коррекционном учреждении должна иметь коррекционную направленность и оказать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приёмов.

Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребёнка с ограниченными возможностями с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками Центра занимает трудовое воспитание. Оно признано подготовить детей к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника Центра к современной самостоятельной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств:

– формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

– воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки;

– воспитание таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины;

– сохранение социального здоровья воспитанников через выработку адекватных намерений;

– работа по решению этих задач помогает готовить воспитанников к возможности поступления в училища или овладению доступными профессиями после выпуску.

Трудовая деятельность — один из важных аспектов социально-реабилитационной работы. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой в органическом единстве решаются задачи трудового воспитания, образования и развития. Для этого используются различные виды деятельности воспитанников:

– индивидуальный труд;

– коллективный труд в кружках, трудовых бригадах;

– участие в субботниках;

– участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях;

– беседы о профессиях;

– экскурсии на производство и в училища;

– анкетирование…

Тем не менее — переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни — один из самых критических моментов жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это происходит потому, что у воспитанников центров ограничены контакты с внешним миром, обеднены условия для приобретения собственного опыта, низкий уровень социальной компетентности, свойственный выпускникам сиротских учреждений. Впоследствии нарушается процесс включения их в жизнь общества, снижается возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний, представлений. Нарушение развития таких познавательных процессов, как произвольное внимание, память, мышление, а также специфика и дефицитарность речевой деятельности, сочетающиеся с низкой познавательной активностью, бедностью эмоциональных проявлений, являются причиной того, что у детей с интеллектуальными проблемами значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируются жизненно необходимые умения и навыки, которые лежат в основе развития личности человека, его социального облика и профессиональной пригодности. Именно поэтому очень сложно подобрать выпускникам образовательное учреждение для получения профессии. Очень немного учебных заведений принимают на обучение детей-сирот. Многие профессии становятся недоступны нашим выпускникам из-за ограниченных возможностей их здоровья. После поступления в лицеи возникают новые проблемы. Выпускники коррекционных учреждений с различными проблемами в развитии чаще всего имеют завышенную самооценку, более-менее адекватно воспринимают критику только от значимых для них людей, привыкли к постоянной руководящей роли воспитателя, который «разруливает» все проблемы. Для них характерны частая смена деятельности, отсутствует упорство в достижении конечного результата и систематичность деятельности. Они занимаются любым делом только пока присутствует интерес. Любое возникшее затруднение преодолеть не в состоянии.

Поступив в училище, дети сталкиваются с большим количеством трудностей. Приходится налаживать новые отношения с детьми и взрослыми, учиться по одной программе с выпускниками массовых школ, ослабевают связи с оставшимися в Центре друзьями и взрослыми. Стремясь к самостоятельности и учитывая завышенную самооценку, выпускники не любят делиться возникающими на новом месте трудностями, рассказывают, как у них всё замечательно. Поэтому для успешной адаптации очень важно чётко налаженное сопровождение выпускников и систематическое общение мастера, руководящего обучением, с воспитателем, у которого в группе находился ребёнок до выпуска.

Литература:

1. Кривцова С. В. Навыки жизни. В согласии с собой и миром. М., Генезис. 2002

2. Материалы к практическим занятиям по курсу «Основы профориентологии». ИСПИП, СПб, 2004

3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность умственно отсталых детей. М., 1968

4. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социально-педагогическая психология. Издательство Питер, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации, недостатков развития детей, коррекционных центров, ограниченными возможностями, основе специальных педагогических, трудовое воспитание, виды деятельности воспитанников, воспитанников прочных профессионально-трудовых, социального здоровья воспитанников, социальной адаптации ребёнка, воспитанников центров, недостатков умственного развития, практической деятельности, коррекции недостатков развития, выпускниками коррекционных центров, успешной социальной адаптации, смягчение недостатков развития, ходом развития ребёнка, выпускников коррекционных центров, трудовой деятельности детей.

Ключевые слова

профессиональное образование, трудовое воспитание, трудности выпускников коррекци-онных центров

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос