Библиографическое описание:

Мишин Г. А. Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 15-18.



 

Севастопольское президентское кадетское училище – это уникальная модель образовательного учреждения, в котором осуществляется профилизация общего образования, разрабатываются новое содержание и новые технологии обучения и военно-патриотического воспитания, формируются основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Для ребят, только что, оторвавшихся от родителей и школьных товарищей это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.

Необходимость успешного прохождения периода адаптации в условиях кадетского училища обусловлена также и тем обстоятельством, что воспитанник овладевает новым для себя видом деятельности, новой ролью, меняется его социальное окружение. Перед кадетами ставятся взрослые задачи. Они должны принять нормы, правила и традиции кадетского учреждения; быть дисциплинированными и ответственными за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям; занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями, а также выработать навыки и потребности в самообслуживании, самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития, поступая в кадетское училище, оказывается включенным в систему непривычных объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на длительный период обучения. Успешно пройти период адаптации к новым для себя условиям и необходимость соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя полноправным членом данного учебного заведения и испытывать эмоциональное благополучие.

Сегодня кадетское училище своей главной задачей определяет:

  •                   обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет;
  •                   получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела;
  •                   воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  •                   формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе;
  •                   развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств.

Ведущими факторами, влияющими на процесс адаптации учащихся, являются:

- общая тревожность,

- страх самовыражения,

- страх не соответствовать требованиям окружающих,

- проблемы и страхи в отношениях с преподавателями.

Большое значение в содержании психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков уделяется созданию ситуации успеха в учебной деятельности. С этой целью проводятся занятия не только с кадетами, но и с преподавателями, которым предлагаются техники формирования учебной мотивации.

Каковы же общие и индивидуальные особенности адаптивной деятельности подростков?

В результате наблюдений за подростками, посещений занятий и изучения теоретической литературы, следует отметить следующие особенности адаптивной деятельности подростков.

В подростковом возрасте, попадая в новые условия обучения, ребенок переживает одновременно два кризиса - возрастной и образовательный. Ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою "самость", стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Внимание младшего подростка характеризуется не только большим объёмом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становиться и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростка младшего возраста приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объём памяти, причём за счёт не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности младших подростков, которые стремятся понять логику явлений, отказываются, что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности младшего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной особенностью данного возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления младших подростков.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".

Подростковый комплекс включает:

- чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;

- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.

Адаптируясь к новым условиям обучения, подростки знакомятся со своими одноклассниками, налаживают новые социальные контакты. Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности.

В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и одноклассниками являются более содержательными, многообразными и сложными. Учебный класс - важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. В младшем подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок.

Место в системе отношений зависит от различных черт характера кадета, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими учащимися, нормы и ценности которого достаточно изменчивы.

Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Социальная дезадаптация – это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом – создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации направлено на сочетание внутренних процессов развития личности ребенка и внешних условий, типичных для данного вида учреждений. Оно влияет как на динамику его психического и физического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и на качественно своеобразные психологические образования, возникающие к концу этого возраста с учетом условий кадетского училища. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации состоит в системном подходе к воспитанию и развитию кадет с учетом гендерных особенностей мальчиков; жизненного уклада в условиях кадетского училища; патриотической направленности жизнедеятельности; соблюдения воинских ритуалов и кадетских традиций. Основная цель – полноценное психическое и личностное развитие воспитанников. Основной принцип такой работы – индивидуальный подход к ребенку. Повседневная практика показывает, что адаптация в кадетском училище идет более результативно, если в ее психолого- педагогическом сопровождении участвую все субъекты образовательного процесса.

 

Литература:

  1.      Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. \\ Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
  2.          Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. -478с.
  3.          Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008. -398с.
  4.          Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. -378с.
  5.          Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2008. -368с.
  6.          Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007. -358с.
  7.          Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.
  8.          Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
  9.          Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2005. -357с.
  10.   Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся средних классов. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно - Уральское книжное издательство,- 2008. - 240с.
  11.      Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. -368с.
  12.      Немов Р.С. Психология в 3-х Т. - М.: Просвещение, 2005. -347с.
  13.      Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  14.      Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: София, 2008 - 378с.
  15.      Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие под ред. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. - СПб. Речь, 2012. -480с.
  16.      Психология развивающейся личности. / Под ред. Маркова А.Н. М.: Эйдос, 2004. -380с.
  17.      Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком. 2013.-397с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковом возрасте, кадетского училища, условиях кадетского училища, Похожая статья, кадетское училище, учебной деятельности, адаптивной деятельности подростков, младшего подростка, условиям социальной среды, особенности адаптивной деятельности, новым условиям, Психолого-педагогическое сопровождение адаптации, Социальная дезадаптация, деятельности младшего подростка, формированию людей малообразованных, подростка младшего возраста, новым условиям учебной, Внимание младшего подростка, возрасте отношения подростка, Возрастные особенности подростка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос