Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)
Автор: Вершинина Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2014
Статья просмотрена: 8205 раз
Библиографическое описание:
Вершинина, Е. А. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека») / Е. А. Вершинина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6748/ (дата обращения: 24.12.2024).
Цель: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Создание интереса к работе в библиотеке.
Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.
Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки.
Задачи:
- Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
- Познакомить детей с понятием библиотека.
- Расширить их представление о труде библиотекарей и всех сотрудников библиотеки.
- Активно развивать интерес к новым играм.
- Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой.
- Самостоятельно принимать решения, которые необходимы для успешного продолжения игры.
- Помочь каждому ребенку усвоить правила игры и следовать им.
- Развивать творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь».
- Показ мультфильма о библиотеке.
- Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
- Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»
- Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.
- Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: Книги, формуляры, журналы.
Ход занятия:
Вступительное слово воспитателя о предстоящем занятии, о чем мы сегодня поговорим, с чем познакомимся, куда отправимся в путешествие.
Воспитатель загадывает загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней! (Книга)
Воспитатель: Что это?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Молодцы отгадали!!!!
Воспитатель: Еще одна загадка.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Стук в дверь (в группу принесли потерянную книгу)
— Вам передали посылку!
— А кто же нам передал посылку? И откуда эта посылка? Давайте разберемся!
Воспитатель разворачивает посылку и вынимает книгу.
Воспитатель: Да это же книга? Откуда же она к нам попала? Для того чтобы это узнать давайте ее откроем.
На переплете с внутренней стороны приклеен кармашек с листочком — вкладышем, это означает, что это книга из библиотеки. На листочке указан адрес и телефон библиотеки, фамилия и имя последнего пользователя и указывается время, когда книгу необходимо вернуть в библиотеку обратно. На вкладыше написано «Городская библиотека № 1.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое библиотека?
Дети: Это место, где много книг!
Воспитатель: Правильно, библиотека — это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности, для общественного пользования, а также осуществляет справочно — библиотечную работу. В настоящее время в фонд библиотеки входят микрофильмы, аудио и видеокассеты, широкое распространение получают электронные носители.
Библиотека — учреждение культурно — просветительского и научно — вспомогательного характера, которое организовывает общественное пользование книгами, журналами, газетами. Основная задача библиотек — хранение, сбор и выдача читателям книг.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какими бывают библиотеки?
Дети: Для детей, взрослых, для ученых.
Воспитатель: Правильно, библиотеки бывают различных видов.
- публичные
- детские
- юношеские
- для слепых
- научные
Воспитатель поясняет назначение каждого из этих видов библиотек.
Воспитатель: Как же нам узнать, кто потерял эту книгу?
Давайте заглянем в листочек-вкладыш?
Может он нам поможет?
Ребята, здесь написано, что эта книга выдана ученику второго класса Степе Растепину.
Поможем этой книге найти своего хозяина?
Итак, для этого давайте с вами прежде, чем отправиться в библиотеку, выучим правила поведения и пользования библиотекой.
Одно из главных правил библиотеки — книгу необходимо возвращать вовремя.
У каждого читателя, посетителя библиотеки есть читательская книжка, где записаны книги и срок, на который они выданы.
Воспитатель просит детей, подумать и сказать какие еще правила должны выполнять читатели при посещении библиотеки (соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).
Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы и предлагает их сравнить с книгой из библиотеки.
Далее еще раз говорит о том, как следует относиться к выданной книге:
- нельзя ее терять
- нельзя рисовать в книге
- нельзя перегибать книгу
- нельзя заворачивать страницу
- нельзя брать книгу грязными руками
- нельзя мочить книги
- нельзя вырывать страницы
Далее проводится игра «Можно и нельзя».
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети хором произносят «Да» и хлопают в ладоши — в случае, утвердительного ответа или «Нет» — в случает отрицательного.
Книга самый лучший друг
Это знают все вокруг (да)
Книгу можно прочитать
Руками грязными листать (нет)
Если нравится картинка
Рви ее из серединки (нет)
Книгу бережно держи,
В нее закладку положи (да)
С горки прокатись на книжке,
А потом предложим Мишке? (нет)
Ручку в руку ты возьми
На страницах напиши (нет)
Книгу в воду не бросай
Береги и уважай (да)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! Выучили правила обращения с книгами и правилами пользования библиотекой.
Прежде, чем отнести эту книгу в библиотеку, давайте ее прочитаем!
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»
После прочтения воспитатель предлагает обсудить прочитанное:
Воспитатель: Ребята, о каких профессиях говорилось в этом произведении?
Дети: Называют профессии (летчик, шофер, кондуктор, столяр, плотник, врач)
Воспитатель: Молодцы вы запомнили все профессии! А какая их них самая главная?
Дети: Они все главные, каждый должен выбрать профессию на свой вкус, кому, что по душе.
Воспитатель: Вы, безусловно, правы, все профессии нужны и все профессии важны!
А с какой профессией мы сегодня еще познакомились?
Дети: С профессией библиотекаря!
Воспитатель: Молодцы! А теперь нам пора в путь, мы отправляемся в библиотеку, чтобы вернуть потерянную книгу. Все готовы? Тогда садимся в автобус и едем!
Дети строятся парами друг за другом и имитируя езду на автобусе поют детскую песенку «Мы едем, едем, едем».
Дети «приезжают» в библиотеку.
Библиотекарем они заранее выбрали ребенка из группы.
Вся группа приходит в уголок, оборудованный под библиотеку.
Дети: Здравствуйте, к нам в группу случайно попала книга из вашей библиотеки, мы бы хотели ее вернуть! И записаться к вам в библиотеку, мы тоже хотим читать много интересных и увлекательных книг, стать умными и начитанными, много всего знать обо всем на свете!
Библиотекарь (ребенок): Конечно, мы всех вас запишем в нашу библиотеку, у нас много всего интересного! Книги, журналы, в них вы найдете сказки, рассказы о животных и людях, стихотворения и увлекательные истории о путешествиях, с ними вы сможете отправляться в самые увлекательные путешествия, они помогут найти вам много новых друзей на страницах своих произведений! Читайте и становитесь умнее, добрее, человечнее!
Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям.
Самостоятельная игра детей продолжается 8–10 минут.
Затем все садятся на свои места.
Воспитатель подводит итог занятий.