План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кардаш, Л. И. План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена» / Л. И. Кардаш, Е. И. Преловская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6732/ (дата обращения: 24.04.2024).

Предварительная работа:

-        прочитать с детьми сказки Г.-Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Новое платье короля», «Русалочка», «Огниво», «Ромашка», «Подснежник» и др.

-        сделать иллюстрации к любимым сказкам Г.-Х. Андерсена;

-        подготовить инсценировки к отрывкам из сказок «Снежная королева», «Огниво».

Описание: конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС поможет воспитателям в формировании у детей понятий «друг», «дружба», «любовь», «взаимовыручка», в умении мотивировать, объяснять свои поступки; разовьёт коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

-        совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам («Речевое развитие»);

-        способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия «друг», «дружба», умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их («Социально-коммуникативное развитие»);

-        развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность («Познавательное развитие»);

-        способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);

-        формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приёмы:

-        практические: инсценировка из сказок Андерсена «Огниво», «Снежная королева», подвижная игра «Гусеница», дидактическая игра «Кто быстрее соберет?»;

-        наглядные: просмотр иллюстраций к сказкам Андерсена;

-        словесные: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения, песня.

Материалы и оборудование: презентация «Сказки Г.-Х. Андерсена», ноутбук, интерактивная доска, мячи по количеству детей, картинки с фабульным развитием по сказке Андерсена «Снежная королева», элементы к костюмам героев сказок; аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», иллюстрации к сказкам Андерсена.

Детская деятельность:

-        двигательная: динамическая пауза «Сказала кошка мышке.».., подвижная игра «Гусеница»;

-        игровая: дидактическая игра «Кто быстрее соберет?», игра-пантомима «Живые картинки»;

-        коммуникативная: чтение стихотворения, вопросы, ответы, рассказы, игра «Ласковое слово»;

-        музыкальная: исполнение песни, слушание;

-        восприятие художественной литературы: слушание, обсуждение.

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всем мире, Г.-Х. Андерсену. И, несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875-м, мы все же побываем у него в гостях. Перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, веселый и грустный, добрый и ироничный. По-разному приходит к нам Андерсен. То он тихонько подкрадывается в комнату и напевает нам, словно волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листке кувшинке. Навсегда пленяет нас любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Недаром в Копенгагене, столице Дании, есть скульптура на берегу моря — на большом камне сидит прелестная русалочка. И всякий раз, когда над морем поднимается солнце, его лучи согревают Русалочку.

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят играть дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

— За что народ любит своего сказочника? За что мы ему так благодарны?

Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок. Итак, по страницам сказок Андерсена.

Читаю отрывок из сказки «Дикие лебеди» (от слов: «Народ толпами шел за город смотреть казнь королевы…» до конца.)

—Из какой сказки этот отрывок? Какие чувства вы испытали, когда познакомились с этой сказкой? Чему она нас учит? (Быть сильными, верными, стойкими, любить, ведь если человек любит, то он победит любое зло.) Какой вы увидели Элизу? Почему она молчала? Почему ее братья превратились в лебедей?

Подвижная игра «Гусеница».

Викторина по сказкам Андерсена.

—Почему одного из Клаусов называли маленьким, а другого Большим? Расскажите один из эпизодов этой сказки. Что осуждает в ней писатель?

— «Прощай, прощай»,- прошептала ласточка и с тяжелым сердцем улетела из теплых стран на родину, в далекую Данию. Там у нее было гнездышко, как раз над окном того человека, который умеет рассказывать сказки. Он услышал ее «кви-вить, кви-вить», а от него мы узнали эту историю» Как называется эта сказка? Как она начинается?

—Из какой сказки этот разговор? О ком идет речь?

«-У нее только две ножки. Какое убожество!

—У нее нет даже усиков!

—Какая у нее тонкая талия! Фи, она похожа на человека!

—Как она некрасива!- твердили в один голос все дамы».

Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей?

В какой сказке говорится о книге, за которую было отдано полкоролевства? «Все картинки в книжке были живые: птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали, но стоило перевернуть лист,- они впрыгивали обратно, иначе в картинках вышла бы путаница».

Пантомима «Живые картинки».

А сейчас сказка сама пришла к вам в гости.

Инсценировка начала сказки «Огниво».

На сцене появляется мальчик, одетый в костюм солдата. За спиной у него ранец, сабля на боку. Солдат шел домой с войны. На дороге ему встречается страшная ведьма.

— Здорово, служивый!- сказала она.- Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем обвяжи себя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.

— За деньгами! – сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь открыть их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам быстро подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег, сколько захочешь. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достань и золота, сколько можешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там, на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая — презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Это хорошо!- сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь? Ведь что- нибудь да тебе от меня надо?

— Я не возьму с тебя ничего!- сказала ведьма. Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя старая бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня веревкой!- приказал солдат.

— Готово!- сказала ведьма.- А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

—Что случилось с солдатом после этого?

«На следующий день, когда служанка выгребала золу, она нашла в топке оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала — потемнела, как уголь».

—О героях какой сказки идет речь? Что вы можете о них сказать?

Аудиозапись «Если с другом вышел в путь…»

Инсценировка отрывка из сказки «Снежная королева».

—Что стало с Гердой? Почему Герда смогла спасти Кая?

Работа в группах. Детям дается мозаика (составить иллюстрацию к сказке Андерсена — кто быстрее?).

Работа с иллюстрациями детей.

—К какой сказке относится иллюстрация?

Подведение итогов. За что народ любит сказки Андерсена? За что я люблю сказки писателя? Что бы я спросил у сказочника, если бы он пришел к нам в гости?

 

Литература:

 

1.      Зверева Н. Н. Зарубежная литература. Литература в школе, 2003.

2.      Г.-Х. Андерсен. Сказки. М.: «Художественная литература», 1990.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, какая сказка, подвижная игра, ведьма, великий сказочник, дидактическая игра, Копенгаген, самый низ, сотня ламп, художественная литература.

Похожие статьи

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок»

Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство.

Подарок свой всем сейчас подарю. Литература: Артемьева Л. В. Театральные игры дошкольников.

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Ключевые слова: Ирландия, ирландские сказки, сказочный герой, педагогическая роль, нравственное воспитание.

перевод, сказка, Мартовский Заяц, английский язык, русский язык, произведение, переводчик, льюис, игра слов, слово.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Называет любимую сказку, рассказ (одно- два произведения).

Научить детей различать литературные жанры мне помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки»

П. Воронько. С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе у...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Ключевые слова: братья Гримм, «Детские и семейные сказки», народная сказка, литературная сказка. Первая литература, с которой каждый человек

Возникает правомерный вопрос: можно ли считать сказочниками и людей, сочинивших сказки, и людей, их собравших и записавших?

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Этой двойной игре соответствуют две функции тени: одна — антагониста, поскольку она представляет лагерь

«Человек без тени — ведь это одна из самых печальных сказок на свете», — говорит Аннунциата.

Литература: Брауде Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Л., 1974.

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Скажите, а вы помните сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Игра малой подвижности «Кто позвал?». (Имя ребенка) …ты сейчас в лесу.

Дети: До свидания, Аленушка! Литература

Эзотерика в русских народных сказках

С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки.

В русских народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добру, скромности.

К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного...

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена...

Одной из моих самых любимых была сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Никто и не мог подумать, что многое из произведений великого сказочника целенаправленно выброшено цензурой.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген, где по...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

По мнению А. М. Виноградовой, художественная литература, и особенно сказки, представляют для детей особую форму действительности — мир человеческих эмоций

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

Похожие статьи

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок»

Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство.

Подарок свой всем сейчас подарю. Литература: Артемьева Л. В. Театральные игры дошкольников.

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Ключевые слова: Ирландия, ирландские сказки, сказочный герой, педагогическая роль, нравственное воспитание.

перевод, сказка, Мартовский Заяц, английский язык, русский язык, произведение, переводчик, льюис, игра слов, слово.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Называет любимую сказку, рассказ (одно- два произведения).

Научить детей различать литературные жанры мне помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки»

П. Воронько. С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе у...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Ключевые слова: братья Гримм, «Детские и семейные сказки», народная сказка, литературная сказка. Первая литература, с которой каждый человек

Возникает правомерный вопрос: можно ли считать сказочниками и людей, сочинивших сказки, и людей, их собравших и записавших?

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Этой двойной игре соответствуют две функции тени: одна — антагониста, поскольку она представляет лагерь

«Человек без тени — ведь это одна из самых печальных сказок на свете», — говорит Аннунциата.

Литература: Брауде Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Л., 1974.

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Скажите, а вы помните сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Игра малой подвижности «Кто позвал?». (Имя ребенка) …ты сейчас в лесу.

Дети: До свидания, Аленушка! Литература

Эзотерика в русских народных сказках

С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки.

В русских народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добру, скромности.

К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного...

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена...

Одной из моих самых любимых была сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Никто и не мог подумать, что многое из произведений великого сказочника целенаправленно выброшено цензурой.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген, где по...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

По мнению А. М. Виноградовой, художественная литература, и особенно сказки, представляют для детей особую форму действительности — мир человеческих эмоций

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.