Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 13.11.2014

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Ускова, И. В. Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе / И. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6649/ (дата обращения: 27.04.2024).

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, самоконтроль, самокоррекция, самооценка.

 

Начало ХХI века России и мире характеризуется переходом от индустриального типа развития общества к информационному, обществу, в котором значительно возрастает роль и объём информации во всех сферах деятельности. Поэтому в современном мире приоритетными становятся знания связанные со сбором, переработкой и хранением информации, а также с навыками использования новейших информационных технологий. В связи с этим социальным заказом современного российского общества становится прежде всего воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества: умение ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, умение получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков [3].

Переход к информационному типу развития общества отразился на всех сферах жизни общества, в том числе и на системе образования. Смена приоритетов с усвоения готовых знаний на развитие умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания разными способами, отразилось в главном нормативном документе, поддерживающем модернизацию российской школы, — Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направлен на обеспечение формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (в том числе и самообразованию на протяжении всей жизни) [3, с. 5].

Именно поэтому одной из дидактических проблем последнего десятилетия становится поиск современных путей формирования навыков самостоятельной деятельности, способных решить вывести процесс обучения на качественно новый уровень и повысить успешность учебной деятельности учащихся.

Традиционно под самостоятельной деятельностью учащихся в педагогике понимается такая деятельность, которая «выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время» [1, с. 15]. Также следует подчеркнуть, что только «при достаточном внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний» [1, с. 7]. Главной целью самостоятельной деятельности является расширение и углубление знаний обучающихся, предотвращение их забывания, развитие индивидуальных склонностей.

В связи с обновлением содержания предмета «Русский язык», возрастающей ролью творческих, исследовательских, проектных учебных заданий возникла острая необходимость целесообразной и здоровьесберегающей организации самостоятельной деятельности учащихся. Современные учебно-методические комплекты по русскому языку для основной и старшей школы позволяют организовать самостоятельную работу учащихся на качественно новом уровне, учитывая социальный заказ информационного общества.

Проведённый анализ учебно-методических комплектов по русскому языку позволяет сделать выводы о том, что представленный в них дидактический материал условно можно разделить на два вида:

1)                 предназначенный для выполнения в аудитории, при работе с которым необходимо непосредственное руководство учителя, пояснение, инструктаж и контроль.

2)                 предназначенный для самостоятельной работы на основе полученных ранее знаний, умений, навыков и способов деятельности, тщательно организованный и продуманный учителем, но выполняемый без его непосредственного участия.

На основе исследования учебно-методических комплектов по русскому языку можно выделить некоторые функции дидактических материалов для самостоятельной работы школьников по русскому языку в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

1. Образовательная функция предусматривает усвоение определённой системы знаний, умений, навыков и способов деятельности по предмету, и их применение на практике; формирование метапредметных умений, связанных освоением обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.

Образовательная функция материалов для самостоятельной работы по русскому языку направлена на достижение дидактических целей: получение новых знаний (изучение теоретического материала учебника, дополнительной литературы, составление плана, конспекта, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и т. д.), систематизация и обобщение (повторная работа с теоретическим материалом учебника, составление таблиц, алгоритмов, схем, составление плана и тезисов ответов на вопросы, терминологического словарика и т. д.), актуализация межпредметных связей и расширение фоновых знаний через языковой дидактический материал (исследование дидактического материалу смежных образовательных областей, работа с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы и т. д.).

Результатом реализации образовательной функции при выполнении заданий для самостоятельной работы по русскому языку должна стать так называемая «действенность знаний», выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных, так и общеучебных умений и навыков.

2. Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности школьников, в развитии их творческих способностей. Структура дидактических материалов по русскому языку, реализующих развивающую функцию, представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые подразумевают овладение учащимися новыми знаниями и навыками для создания новых алгоритмов выполнения задания и овладения новыми способами деятельности. При этом на первый план выходит не актуализация полученных ранее знаний, а поиск новых идей и разработка оригинальных, нестандартных решений поставленной учебной задачи.

Так, в современных УМК развивающая функция обучения реализуется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, конечно, речи. Развивающая функция заданий для самостоятельной работы по русскому языку способствует формированию у учащихся личностных результатов, таких как готовность и способность к саморазвитию и творческому самоопределению, способность ставить цели и добиваться их, развивает мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основной задачей материалов для самостоятельной работы становится организация самостоятельной познавательная деятельности ученика, основанной на способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

3. Воспитательная функция материалов для самостоятельной работы заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы на основе мотивации к обучению и познанию, честности и аккуратности в планировании и осуществлении самостоятельной учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение следовать намеченной образовательной траектории, воспитание навыков самоконтроля, самооценки, формирование готовности к саморазвитию и самообразованию.

Наряду с этим воспитательная функция реализуется в современном языковом материале, предложенном в заданиях для самостоятельной работы учащихся, который направлен не только на овладение предметными и метапредметными умениями и навыками, но и на усвоение определённого набора понятий из области лингвокультурологии, разнообразную информацию культурологической направленности (лингвистического и экстралингвистического плана), позволяющую расширять информационное поле учащихся, формировать фоновые знания, связанные с культурой и духовно-нравственным развитием и воспитанием учащихся. Ключевым при самостоятельной работе с заданиями по русскому языку становится умение анализировать и оценивать слово и текст как важнейшие вербальные артефакты [2, с. 9], имеющие прямое отношение к национальной культуре, истории и обладающие эстетической ценностью.

Материалы для самостоятельной работы по русскому языку, реализующие воспитательную функцию, направлены формирование у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру, призваны воспитать любовь и уважение к родному языку. Одной из центральных задач таких материалов становится формирование у ребёнка стремление к речевому самосовершенствованию, развитие речевого вкуса через осмысление родного языка как национальной ценности, как эстетического феномена, осознание своей причастности к родному языку как национальному достоянию, и своей личной ответственности за судьбу родного языка.

4. Контролирующая функция состоит в выявлении уровня сформированности знаний, умений, навыков и способов деятельности по определённой теме, тематическому разделу, модулю, курсу. Также контролирующая функция материалов для самостоятельной работы по русскому языку позволяет сделать вывод о сформированности навыков самостоятельного учебного труда, сравнить планируемые и достигнутые результаты учебной деятельности, оценить эффективность применения разных методов, форм и средств самообразования, оценить самостоятельную работу учащихся.

5. Диагностическая функция материалов для самостоятельной работы состоит в том, что учитель получает возможность получить информацию о пробелах в знаниях учащихся, в связи с которыми ими допускаются ошибки и скорректировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса. Диагностическая функция предполагает осуществление аналитического анализа собранной информации с целью выявления причинно-следственных связей в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.

6. Прогностическая функция материалов для самостоятельной работы позволяет сделать прогноз направлений развития определённой темы в классе, группе или у одного ученика, на основании того, насколько изучен и усвоен изучаемый материал, сформированы умения и навыки, необходимые для последующего изучения материала.

Все перечисленные функции тесно взаимосвязаны между собой и реализуются в комплексе в едином педагогическом процессе.

 

Литература:

 

1.           Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов // М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 240 с.

2.           Новикова, Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5–9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: Диссертация... доктора педагогических наук. — М., 2005. — 515 с.

3.           Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, русский язык, знание, родной язык, самостоятельная работа учащихся, способ деятельности, умение, навык, самостоятельная деятельность, воспитательная функция.

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

«Учащийся не сосуд, который надо наполнить, А факел, который надо зажечь». Дени Дидро. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, учащийся, педагогическое руководство, познавательная активность...

Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка

Организация самостоятельной работы и руководство ею — это ответственная и довольно сложная работа каждого преподавателя. В процессе обучения ученик должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

владение навыками самостоятельной работы

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

За последнее десятилетие был открыт доступ к множеству ресурсов, позволяющих самостоятельно развивать навыки ведения иноязычной коммуникации. При обучении иностранному языку в школе часто наблюдается недостаток речевой практики...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

- помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной творческой работы

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, учащийся, английский язык, иноязычная культура, учитель, лингафонный кабинет, задание...

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

«Учащийся не сосуд, который надо наполнить, А факел, который надо зажечь». Дени Дидро. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий.

В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, учащийся, педагогическое руководство, познавательная активность...

Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка

Организация самостоятельной работы и руководство ею — это ответственная и довольно сложная работа каждого преподавателя. В процессе обучения ученик должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

владение навыками самостоятельной работы

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

За последнее десятилетие был открыт доступ к множеству ресурсов, позволяющих самостоятельно развивать навыки ведения иноязычной коммуникации. При обучении иностранному языку в школе часто наблюдается недостаток речевой практики...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

- помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной творческой работы

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, учащийся, английский язык, иноязычная культура, учитель, лингафонный кабинет, задание...