Методы обучения, направленные на познавательную деятельность при работе с детьми ЗПР, для учителей математики
Автор: Вязовецкая Светлана Викторовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 08.11.2014
Статья просмотрена: 1036 раз
Библиографическое описание:
Вязовецкая, С. В. Методы обучения, направленные на познавательную деятельность при работе с детьми ЗПР, для учителей математики / С. В. Вязовецкая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6514/ (дата обращения: 16.11.2024).
Условия, при которых протекает учебный процесс, включает как объективную, так и субъективную части методов обучения.
Учитывая, что личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом, необходимо создавать условия для реализации планов детей, а для этого необходимо решить следующие задачи:
- оказать помощь в формировании уровня притязаний с учетом оценки успехов и неудач;
- помочь учащемуся понять свою ценность, сформировать устойчивую мотивацию познания;
- сформировать понимания своего места в человеческом обществе;
- развивать диалоговую форму обучения
- повысить интерес к учебе на уроках математики.
Основным стимулом к учебе должен стать не страх за оценку или ожидание похвалы, не обязанность перед родителями или учителем, а развитие естественного интереса и любознательности, поддерживаемые дружелюбием учителя и его готовностью сотрудничать с учеником в учебной деятельности. Педагогические принципы должны быть направлены на содержательную часть предмета и иметь прикладной характер.
Стабильность результатов поддерживается благодаря использованию на уроках технологии сопровождения. Я считаю, в моей практике эта технология является наиболее значимой при обучении детей с различными образовательными потребностями, так как данная технология предполагает совместную деятельность учащегося и учителя, направленную на познавательную деятельность и ориентирована на учащегося, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями.
В данной работе представлена таблица и соответствующие к ней приложения, которые могут помочь учителям не только математики. Таблица не несет рекомендательный характер, а лишь выражает в кратком варианте огромную работу учителя, который желает поделиться опытом и по возможности получить замечания и пожелания.
Таблица
Методы обучения направленные на познавательную деятельность
Коррекционные цели |
Конкретные задачи |
Методы обучения |
Результат коррекции через упражнения |
Развитие аналитико-синтетической сферы |
1) Научить выполнять задания по образцу (карты) 2) Научить формировать операции классификации, обобщения |
1. Репродуктивный |
Работа по картам с образцами примеров повысила уровень правильности выполнения задания в среднем на 50 % (Приложение 5) Лабиринт (Приложение 1) –улучшается почерк, аккуратность |
1) Научить использовать теорию на практике 2) Сформировать привычки организации трудового процесса 3) Научить ценить рабочее время |
2. Практический |
Осуществляют поиск необходимого правила в тетради Пробуют самостоятельно (без доски) выполнять работу Дорисуй девятое (Приложение 1) — понимают значение закономерности |
|
1) Научить разбивать текст задачи на части и выделять данные условия и цель 2) Сформировать ценное отношение к книге 3) Сформировать навыки самоконтроля 4) Выработать установку на запоминание |
3. Работа с книгой |
Записывают правильную последовательность данных в задаче Делают закладки в учебнике для быстрого поиска правила или формулы Активно воспроизводят по памяти условие задания |
|
1) Отработать схему учитель-учащийся 2) Научить добывать знания самостоятельно 3) Показать значимость беседы учителя и ученика |
4. Частично-поисковый |
Отрабатывается правило поднятой руки Более 20 %учащихся самостоятельно решают упражнения (не ждут решения у доски) Стараются сформировать правильно вопрос, перед тем как его задать учителю |
|
1) Возбудить интерес к изучению темы урока 2) Показать роль каждого участника игры 3) Воспитать уважительное отношение к оппоненту, выслушивать мнение другого 4) Научить высказывать собственные идеи |
5.Познавательная игра |
Изучают правила игры Стремятся к лучшим результатам Развивается невербальное мышление («Продолжи логический ряд», «Легометрия») Значительно повышается взаимовыручка |
|
Развитие внимания |
1) Активизировать процесс наблюдения 2) Научить добывать знания самостоятельно |
1. Проблемного изложения |
Определяя ошибки из предложенных выражений или упражнений, выделяют не более 2-ух из 5 Используют правила при решении задач с помощью учебника или тетради (см. Приложение 2) |
1) Показать значимость анализа 2) Научить сравнивать предметы и классифицировать их |
2. Частично-поисковый |
Осознают значимость теоретических законов, определений, формул (ситуация успеха) Повышается интерес и положительные эмоции (см. Приложение 2) |
|
1) Показать приемы сосредоточения 2) Научить сдерживать отрицательные эмоции |
3.Исследовательский |
Прислушиваются к учителю, руководствуются его подсказкой, адекватно реагируют на замечания Отсутствует нецензурная речь и высказывания в адрес участников упражнений (см. Приложение 2) |
|
Развитие восприятия и воображения |
1) Наглядно воспринимать информацию 2) Стимулировать развитие абстрактного мышления 3) Дать достоверную информацию 4) Удовлетворить интересы учащихся |
1. Видеометод с презентацией фильмов о профессиях
|
Задают вопросы, где обучают данным профессиям, какая зарплата Понимают работу простых механизмов Делают выводы о сложности той или иной профессии (предполагают выбор профессии) |
1) Ознакомить с внешним видом предмета (тактильная функция) 2) Научить классифицировать однородные предметы 3) Воспринимать предмет всеми органами чувств, а не только глазами 4) Ознакомить со способами измерения |
2. Метод демонстрации (показываются детали) |
Отличают плоскостную деталь от объемной Производят отличия по форме, по материалу, по размерам, по массе Используют прилагательные (тяжелая, высокая, твердая, гибкая, блестящая, металлическая и т. д.) Различают понятия при измерении |
|
Развитие восприятия и воображения |
1) Подготовить учащихся к изучению материала 2) Расширить и обогатить новыми элементами 3) Показать связную речь |
3. Рассказ |
Концентрируют внимание Пытаются чаще использовать термины из математики (стараются убирать слова-паразиты) Упражнение «Расставь правильно слова в определении» (см. Приложение 3) |
1) Побудить учащихся к принятию новых знаний 2) Научить сопоставлять новый и старый материал 3) Сформировать понятие диалога |
4. Беседа |
С удовольствием выполняют упражнения из дополнительного материала, используют цвета (см. Приложение 3, задание 2) Во время беседы учащиеся рисуют и слушают, какую цветовую гамму лучше использовать, советуются с учителем. В этом упражнении работают слуховые, зрительные и моторные рецепторы. Приобщаются к этике и культуре использования инструмента. |
|
1) Создать ситуацию успеха 2) Организовать деятельностную функцию 3) Организовать рабочее место с правильным распределением инструмента 4) Делать задания направленные на мелкую моторику 5) Повысить интерес к изучению трехмерного пространства |
5. Практическая работа |
Приносят инструменты на урок — лучшая подготовка к уроку Наблюдается взаимопомощь Воспитывается аккуратность и бережливость Самостоятельно дома выполняют дополнительно другие фигуры (20 % учащихся) (см. Приложение 3, задание 3) |
|
Развитие памяти |
1) Активизировать процесс — припоминание 2) Привить аккуратность и точность выполняемой работы 3) Пробудить интерес к ребусам |
1. Познавательная игра |
Построить лабиринт по памяти (на доске был заранее нарисован) Изображают в целом картинку, но без мелких деталей (домик, дерево, человек, цветок) |
Развитие памяти |
1) Воспитать долг и ответственность в учении 2) Помочь осознать, что обучение — это первые и важные шаги к профессиональной успешности 3) Показать межпредметную и внутрипредметную связь |
2. Стимулирования и мотивации интереса к обучению |
80 % учащихся выполняют домашнюю работу После объяснения материала честно признаются в его непонимании и требуют повторение темы Не боятся работать у доски, наблюдается речевое сопровождение Используют математические правила при решении задач по физике Обращаются к формулам ранее изученных тем по математике Упражнения смотреть в приложении 4 |
1) Научить работать по индивидуальным карточкам самостоятельно по принципу от простого задания к сложному 2) Принять правила учителя в упражнениях направленных на рефлексию 3) Убедить в важности заучивания правил и формул |
4. Обучающий контроль |
Выполняют работу: хорошо- 10–20 % учащихся; удовлетворительно — 40 % Повысился уровень и скорость устного счета Решают уравнения без особого труда — 30 %, затрудняются -30 % учащихся, остальные 40 % с помощью учителя |
|
1) Привить культуру к графическому изображению 2) Показать необходимость использования эскиза |
5. Иллюстрации |
Умеют изображать плоские модели Легко ориентируются в заданиях, представленных на рисунках в учебнике |
|
Развитие личностно-мотивационной сферы |
1) Научить пользоваться опорными сигналами 2) Знать критерии оценивания знаний 3) Дать представление о целом, чтобы разбить его на мелкие элементы при изучении темы 4) Сформировать социальный статус ученика |
1. Ситуационный (за основу взят метод В. М. Шаталова) |
Имеют представление об изучаемом предмете, явлении, описывают его Понимают ответственность за свои поступки Адекватно реагируют на замечания Совместно выполняют работу над ошибками.. |
Приложение 1
1. Как торт с семью свечками (шесть по кругу и одна в центре) разделить тремя прямыми разрезами на семь частей так, чтобы в каждом кусочке было по одной свечке?
2. «Дорисуй девятое»
3. Лабиринт
Приложение 2
1 задание. Составить простой узор по образцу.
«Геометрическая мозаика». Из представленных геометрических фигур составить узор.
2 задание. Назвать тех учащихся, кто обменялся карточками
«Внимательный математик» Группе учащихся выдается на карточках числа. Один учащийся в течение 30 секунд запоминает у кого, какое число. Выходит из кабинета и приглашается после того, как кто-то поменялся карточками.
3 задание. Найти ошибку.
«Внимательный математик». Выдаются карточки (можно выражения показать на школьной доске, написав предварительно)с выполненными математическими действиями. В них есть ошибки. Определить где ошибка и объяснить почему.
4 задание. На время выполнить поиск чисел
Упражнение 1. Таблицы Шульте
При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.
Приложение 3
Задание 1. «Расставь правильно слова в определении»
Предлагается несколько определений из курса математики 6 и 7 классов, которые имеют произвольный набор слов. Определить какое это правило и прочитать его.
Например:
1) Углы, треугольнике, основании, при, равны, в, равнобедренном.
2) 1800, равна, углов, треугольника, сумма.
3) и знаменатель дроби, если числитель, на одно и тоже натуральное число, умножить или разделить, равная ей дробь, то получится.
Изучение темы: «Длина и площадь окружности»
Задание 2. Нарисовать окружность и поделить ее на 6 и 8 частей с помощью циркуля и раскрасить
Задание 3. Выполнить геометрические фигуры
Приложение 4
Задание 1. Назовите все делители числа 20, одновременно записывая их в убывающем порядке.
При выполнении данного задания у обучающихся активизируется такой психический процесс, как припоминание. Процесс запоминания у подростка «сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям»
Задание 2. Выполните действия:
а) 3/7 * 2/5; б) 7/13 * 39/56; в) 1/9 * 1/7; г) 1/7 * 4/5; д) 1/9 * 3/10; е) 4/11 * 7/12.
Запомните ответы и внесите их в таблицу. Предполагается, что обучающиеся должны закрыть тетрадь с решением и внести в таблицу, представленную в раздаточном материале, ответы по памяти.
Задание 3. Найдите: а) 15% от 84; б) 3/4 от 6, 3; в) 4,5% от 20,4; г) 4/15 от 60%; д) 0,35 от 2,8; е) 13,5 от 300.
Закройте тетрадь, вычеркните из таблицы те числа, которые не встречали при решении задания.
4/15 ;300 ;3, 5; 12,3; 84; 6,3; 4,5; 20,7;0,35; 2,8; ¾; 20,4
Задание 4.
Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок, пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А(2), В(– 3), С(– 1), Д(1,2), Е(– 2/5), F(– 1/5), М(– 2,6). Закройте тетрадь, восстановите по памяти чертёж.
Задание 5.
Рассортируйте слова по темам и заполните таблицу: делитель, сокращение дробей, пропорция, признаки делимости чисел, основное свойство дроби, нахождение дроби от числа, отношения, шар, модуль числа, коэффициент, графики, координаты на плоскости, кратное, масштаб, столбчатые диаграммы, параллельные прямые, простые числа, взаимно обратные числа, НОД, НОК.
Координаты на плоскости |
Решение уравнений |
Отношения и пропорции |
Положительные и отрицательные числа |
Делители и кратные |
Обыкновенные дроби |
….. |
…. |
…. |
….. |
|
….. |
Задание 6.
Выполните сложение, закройте тетрадь, соотнесите цвет и ответ, соединив их стрелками. Например
а) 4,61 + (– 2, 29) = красный б) – 3, 08 + 1, 69 = синий и т.д.
синий – 0,5; красный – 1/60
|
Литература:
1. Аксенова Л. И. Специальная педагогика. — М., Центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., ИПО, 1995. 336с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. — М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.136 с.
4. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М., «Педагогическое общество России», 2001.127 с.
5. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов: В 2 кн.-М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
6. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. — М., Владос. Пресс, 2003, 333 с.
7. Серкова Г. Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. — Челябинск, РИО, 2002. 127с.
8. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. — М., «Академия», 1999. 288с.
9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., Просвещение, 1979, 206 с.
10. http://www.piter.com/chapt.phtml?id=978527200028
11. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., Просвещение, 1983 OCR Detskiysad.Ru
12. http://www.vevivi.ru/best/ Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.